Основы управления в ОВД

4. Реформирование системы деятельности по укреплению ду­ховно-нравственных основ службы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.

5. Развитие психологической службы органов внутренних дел. В результате реализации положений Концепции должна быть сформирована целостная система работы с кадрами, неразрывно связанная с ключевыми задачами укрепления законности и пра­вопорядка, в полной мере отвечающая потребностям российского государства.

237

§2. Требования, предъявляемые к кадрам органов внутренних дел

Важнейшая обязанность каждого кадрового аппарата, началь­ников и командиров в системе МВД состоит в том. чтобы целена­правленно искать, растить, воспитывать и выдвигать на руково­дящие должности таких работников, которые способны успешно

решать любые по степени сложности задачи на порученном участ­ке работы.

Жизнь непрерывно повышает требования к кадрам органов внутренних дел. Эти требования особенно возросли на данном этапе развития нашего общества, поскольку задачи, стоящие пе­ред органами внутренних дел, с каждым днем становятся сложнее, многограннее, ответственнее.

Деятельность органов внутренних дел связана с реализацией их сотрудниками властных полномочий, с необходимостью при­менять в определенных случаях меры государственного принужде­ния. Власть, данная сотрудникам органов внутренних дел, налага­ет на них повышенную ответственность за последствия прини­маемых ими решений и осуществляемых действий. Известно так­же, что сотрудникам органов внутренних дел приходится посто­янно наталкиваться на различные формы противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных лиц, так и уч­реждений, организаций. Для успешного преодоления такого про­тиводействия необходимо обладать развитой способностью дейст­вовать в экстремальных обстоятельствах, умением противостоять различного рода негативным воздействиям, твердой убежденно­стью в социальной значимости избранной профессии. Сотрудни­кам органов внутренних дел по долгу службы приходится сталки­ваться с различными жизненными ситуациями, встречаться с раз­ными людьми: от рабочего до министра, от школьника до акаде­мика, от добропорядочного гражданина до закоренелого преступ­ника. А это требует от них высокого уровня общего развития, ши­рокого кругозора, разносторонних познаний, коммуникабельно­сти. Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, ра­ботники органов внутренних дел должны отличаться нравствен­ной безупречностью и личной скромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельности сотрудников орга­нов внутренних дел и обусловливается набор требований к их профессиональным и личным качествам.

238

Анализ нормативных актов, регламентирующих работу с кад­рами в органах внутренних дел, позволяет выделить три группы требований (качеств), которым должен соответствовать каждый сотрудник этих органов:

1. Деловые качества.

2. Оптимальные личные качества.

3. Специальные профессиональные качества.

Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские спо­собности, инициативность, чувство нового; стабильная работоспо­собность; знание юридических и специальных дисциплин, дейст­вующего законодательства, приказов, инструкций и других актов МВД России и их неукоснительное соблюдение; владение опера­тивной и криминалистической техникой, специальными средст­вами; умение правильно составлять и оформлять служебные доку­менты и др.

Оптимальные личные качества представляют собой систему личностных характеристик, которые в наибольшей степени соот­ветствуют выполняемой работе и служат психологической основой для успешного решения стоящих перед сотрудником задач. Они включают: умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных слоев населения; мужество, выдерж­ку, решительность, находчивость; умение сохранять самооблада­ние в самых сложных ситуациях; личную дисциплинированность;

уважение к критике и самокритичность; честность, добросовест­ность, вежливость, принципиальность; человечность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней и др.

Специальные профессиональные качества включают владение . специальными знаниями, умениями и навыками, а также опреде­ленные личные качества, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения служебных обязанностей по конкретно занимаемой должности — оперуполномоченного УР, участкового инспектора  милиции,  следователя,  инспектора  дорожно-патрульной службы ГИБДД, милиционера и др. В отличие от де­ловых качеств, которые носят более универсальный характер и являются необходимой основой специальных профессиональных качеств, последние определяют уровень профессионального мас­терства конкретного сотрудника на конкретной должности. На­пример, инспектор-кинолог, как и все сотрудники органов внут-

239

ренних дел, обязан быть мужественным, дисциплинированным, честным и т.д. Однако помимо этого он должен любить живот­ных, ибо без этого качества из него не получится полноценный специалист.

§3. Требования, предъявляемые к работникам аппаратов управления и руководителям органов внутренних дел

Важная и ответственная роль в управлении принадлежит ру­ководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудни­кам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать <дополни-тельными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства орга­ном либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

Умение, по сравнению со знаниями и,навыками, является бо­лее сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном исполь­зовании знаний для решения практических задач.

Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его дея­тельности. Их можно разделить на 3 группы:

1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;

2. Командные умения, необходимые для эффективного руко­водства личным составом при выполнении функций охраны об­щественного порядка и борьбы с преступностью;

3. Педагогические умения, необходимые для реализации вос­питательных функций.

Организаторские умения связаны с реализацией управленче­ского цикла (перспективного и текущего планирования, сбора,

240

обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых ре­шений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации ос­новных форм работы руководителей: организовывать и вести слу­жебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разго­воры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.

Организаторские умения руководителя связаны также с орга­низацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной ра­боты, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формиро­ваниями при организации охраны общественного порядка и борь­бы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприят­ный морально-психологический климат, предупреждать и разре­шать конфликты, работать с ближайшими помощниками и акти­вом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.

Очевидно, что этот комплекс умений, помимо опыта и жиз­ненной мудрости, требует обширных знаний в области психоло­гии.

Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: ра­ционально и эффективно использовать силы и средства, добивать­ся максимальных результатов при минимизации трудовых и мате­риальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу со­трудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа.

Наконец, следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. На­целивая подчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности

        241

и деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего долж­ностного положения ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать вы­сокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику.

Командные умения руководителя органа внутренних дел харак­теризуют его как строевого командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использо­вать вверенные силы и средства для выполнения поставленных перед органом внутренних дел задач; способность проявлять твер­дую волю и принимать оптимальные решения в самых критиче­ских ситуациях; обладания навыками командования людьми.

Педагогические умения руководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогического воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без наличия высо­ких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом. Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает^1. Эти умения базируются на знаниях в области психологии "и педагогики, принципов, форм и методов воспита­тельной работы. Они предполагают наличие у руководителя пе­дагогического ^такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива, находить индивидуальный под­ход к конкретной личности, владеть устной^ речью, уметь убеждать подчиненных в своей правоте.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Сформулируйте понятие кадры органов внутренних дел.

2. Перечислите деловые, профессиональные качества, кото­рыми должен обладать работник органов внутренних дел.

3. Какими личными качествами должен обладать работник органов внутренних дел?

1 Роберт М.Фалмер. Энциклопедия современного управления. Т. 3. Выполнение как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. С.1 23.

242


Глава XII. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§1. Межличностные отношения в социально-управляемых системах. Социально-психологическая структура органов внутренних дел, ее изучение и основные характеристики

Как отмечалось ранее, социальное управление — это управле­ние людьми. Причем, оно осуществляется посредством воздейст­вия на сознание и волю людей, а через них — и на поведение уча­стников управления. Характер, пути и способы такого воздействия раскрываются при рассмотрении социально-психологического ас­пекта управления, в котором последнее предстает как целостная система приемов и методов психологического воздействия на уча­стников управления, используемых для достижения их желаемого поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты