Правоохранительные органы

                В соотв. со ст. 211 УПК РСФСР, на органы прокуратуры возлагаются:

                1. Возбуждение уголовных дел по материалам и иным сведениям о совершенных преступлениях.

                2. Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и лиц произв. дознание.

                3. Санкционирование срока расследования и содержания под стражей лиц подозреваемых в совершении преступления.

                4. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предв. заключения и при исполнении уголовных наказаний назначенных судом. Полномочия прокуроров этих отраслях:

                Прокурор вправе в любое время посещать учреждения и организации, опрашивать лиц, изымать материалы, освобождать лиц незаконно содержащихся в ИВС, СИЗО и ИК.

        Суд и прокуратура при рассмотрении и разреш. уголовных  и гражданских дел руководствуется задачами вынесения законного и обоснованного приговора. Прокурор считается участником судебного разбирательства. В  уголовном процессе он выступает в кач-ве гос. обвинителя.  Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Важнейшим полномочием прокурора, кот. он обладает в независимости от того, участвовал он или нет  в рассмотрении конкретного угол. или гражд. дела явл. принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда.


21. Что первично - государство или право ?


В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство  или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось  гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства  право приобретает шаль новое качество: оно становится правом,  охраняемым государством, его принудительной ьилой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора общественных  отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной деятельности компетентных  органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

Что представляет собою теория государства и права? Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предает исследования: строго определенный  круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и оря” являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства  и права. Данная наука изучает причины происхождения государства  и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное  воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются  в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую  надстройку в цепом. Она обобщает опыт государственного и правового  строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых  проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому,  что они являются органически взаимосвязанными между собой частями  надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство  издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной Лености они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С фугой стороны, в нормах права  государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, определяющих форму государствненного управления, структуру государства, систему его органов, их задачу, компетенцию, формы и методы их государственной деятельности.

25. Сущность правового государства и его основные черты

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявил, тогою свя­зи и взаимодейгавия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лицо, та полиотческая форма общежития людей, при которой закон общеобя­зателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедли­вой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о эдепе народа”, как о пра­вовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о право­вом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политиче­ских отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капита­лизму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исклю­чающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенсло всех перед законом, обеспечивающей ищивидуальную свободу посредством права. 


23. Основные идеи мыслителей о конституции правового государства.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой го­сударственности с позиций историзма изложили прогрессивные мысли­тели того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиа­велли на основе многовекового опыта существования государств прош­лого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросачъ контуры идеального государства, наилучшим образом отве­чающего потребностям его времени. Цепь государства он видел в воз­можности свобощсйго пользования имуществом и обсаючении безопас­ности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных фор­мах предпочкине отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден опре­деляет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклцд внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, III. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольем, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важ­ные положения их учений о правовом государстве.

Г р о ц и й был первым выдающимся корешком школы есте­ственного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естествашого права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности со­блюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также “воздаяние” людям заслуженного Наказания. Волеустановительное пра­во, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принци­пам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, “отвечающего законам разума”. Целью госу­дарства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку сво­бодное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Грацию, являйся общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать лю­бую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться пра- вителям. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивава обществшный договор.

С п и н о з а одним из первых дал теоретическое обоснование де­мократического государства, которое, будучи, связано законами, обес­печивает действительные права и юободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каж­дому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собствен­ность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Г о б б с, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в обще­ственной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование фор­мального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делатъ все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наибо­лее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Л о к к, по словам Маркса, был классическим выразителем право- вых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному.  Государство, которое создается дня охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполишия этих законов и для защиты от внюших нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и ра­венства. Свобода людей в условиях правового госуюрства, писал Локк, состоит “в незыблемом для всех правиле, установленном законодатель­ной властью, суть которого выражается в свободе следовать собствен­ному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли каждого человека”.

М о н т е с к ь е установление правовой государственности объ­яснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идей гражданской свободы,  которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблю­дение законов всеми. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы .гражданин мог делать то, что этими законами  запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”. Политическая свобода у Монтеасье озна- чает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практиче­ское воплощение в государственном строительстве большинства циви- лизованных стран.

Джефферсон, автор "Декларации независимости Соединен- ных Штатов Америки", практически воплощает идеи правового госу­дарства на амерюсанском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народ­ного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозгла­шает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию есте­ственные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совешенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людай наделяет государство. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гель- вецнй, Руссо,и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты