Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения. Ответы осужденным также даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом на язык обращения. Учреждения уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание указанные категории осужденных, должны располагать (на договорной основе) необходимым числом переводчиков, чтобы при необходимости своевременно осуществить перевод; затраты на это относятся на бюджет уголовно-исполнительной системы.
Кодекс закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Обязанность охраны здоровья осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, возлагается на администрацию это учреждения или органа уголовно-исправительной системы. Последние располагают широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром и специализированными кабинетами оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.
В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства Уголовно-исполнительный кодекс закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий и социальных пособий. Под правом социального обеспечения понимается гарантированная статьей 39 Конституции РФ возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности. Другими словами, это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по представлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством[5].
До недавнего времени право социального обеспечения распространялось на осужденных в ограниченном объеме. Им не назначались и не выплачивались предусмотренные пенсионным законодательством пенсии по старости, по инвалидности и социальные пенсии.
В настоящее время право социального обеспечения осужденных к лишению свободы законодательно закреплено в части 7 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса. Конкретизируется это положение статьей 98 УИК, которая впервые закрепила принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Основанием для социального страхования осужденных является факт их привлечения к труду в соответствии со статьей 103 УИК. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных
учреждениях, уравниваются в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования.
Согласно статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные имеют на общих основаниях право на получение пенсий и социальных пособий. Соответственно осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины – 55), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременностям и родам. Необходимо отметить, что в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях, действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительном учреждении.[6]
Право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи (в основном это представители различных юридических контор, центров по оказанию юридической помощи населению, работающие как субъекты правозащиты, альтернативные традиционным коллегиям адвокатов), также отнесено законодателем к основным. При этом данное право гарантируется всем осужденным независимо от вида назначенного наказания. Формы реализации права на получение юридической помощи закреплены в ряде статей Уголовно-процессуального кодекса. Например, в части 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Инициатива по поводу необходимости свидания может принадлежать осужденному, адвокату и иным лицам. Однако основанием для его представления является письменное заявление осужденного, адресуемое администрации исправительного учреждения. При этом администрация, по общему правилу, не может отказать осужденному в свидании с адвокатом или лицом, имеющим право на оказание юридической помощи. Исключение здесь составляю случаи, если в исправительном учреждении вводится режим особых условий и доступ на территорию учреждения для граждан, не являющихся сотрудниками этого учреждения, полностью прекращается, либо если в учреждении в связи с эпидемией какого-либо заболевания объявляется карантин. Однако отказ по указанным основаниям является обоснованным только на время действия в учреждении режима особых условий или введения карантина.
Свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, представляется при условии, что, прибыв на свидание с осужденным, они предъявят соответствующие документы, удостоверяющие их личность и полномочия на защиту прав и законны интересов данного клиента. Администрацией обеспечиваются необходимые условия для общения адвоката с осужденным, в том числе, по их желанию, наедине.
Осужденные иностранные граждане наравне с гражданами России пользуются закрепленными Уголовно-исполнительным кодексом правам и свободами, а также установленными средствами защиты. Кроме того, осужденным иностранным гражданам, отбывающим арест, ограничение свободы или лишение свободы, гарантируется право поддерживать связь со своими дипломатическими и консульскими учреждениями, а при отсутствии в России таковых – с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Данная связь может выражаться в переписке с указанными учреждениями, направлении в их адрес заявлений, предложений и жалоб, предоставлении свиданий с дипломатическими и консульскими работниками.
К числу основных прав лиц, отбывающих наказания, законом отнесено право осужденных на личную безопасность. При этом в нормах статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса гарантируется личная безопасность осужденного независимо от того, от кого исходит угроза его безопасности (от других осужденных, персонала и т.д.). Характер угрозы личной безопасности может быть различным: угроза убийством, причинением телесных повреждений, избиения и иного посягательства. В ряде случае речь может идти о фактах систематического издевательства, которые в конечном счете могут спровоцировать возникновение конфликта с угрозой личной безопасности для индивида, подвергающегося глумлению.
При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять соответствующие меры. На практике они обычно выражаются в помещении такого осужденного в отдельную свободную камеру штрафного изолятора до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми принадлежащими ему правами.
Начальник учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место либо перевода в другое учреждение.
Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания осужденных в качестве основного их права. Такое положение исходит из установлений Конституции Российской Федерации и Закона РФ «О свободе вероисповеданий». Согласно этим установлениям лица, осужденные за уголовные преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Важной гарантией реализации этого права является соглашение о сотрудничестве между Российской Патриархальной Церковью и МВД РФ от 30 августа 1996 года, предусматривающее расширение взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в исправительных учреждениях духовно-нравственных бесед, совершения треб и богослужений.
Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в рамках воскресных школ, библейских курсов, во время совершения обрядов крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия и т.д.
Вместе с тем законом устанавливаются и некоторые ограничения. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания осуществляется исключительно на добровольной основе и с учетом специфики вида режима учреждений, исполняющих наказания. Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. Отправление треб и богослужений не должно ущемлять права других осужденных.
Регулируя порядок приглашения служителей религиозных объединений к осужденным, отбывающим наказания, закон определяет ряд условий, соблюдение которых гарантирует это право осужденных: 1) заявление, просьба осужденного; 2) факт регистрации религиозного объединения в установленном порядке. На администрацию исправительного учреждения возлагается обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда соответствующее помещение (церковь, часовню, молельную комнату и т.д.). Проведение треб (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в посылках, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами в установленном количестве, а также атрибутами культа (нательные крестики, ладанки и т.д.), кроме предметов, выполненных в виде колюще-режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурно-историческую ценность.