Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних де...

Церковные реформы Никона.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила.

Становление абсолютизм - определяющая тенденция развития политического строя России во 2-ой половине XVII в.

В 1-й половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией, но во 2-й половине XVII в., в период правления Алексея Михайловича, стали возникать предпосылки перехода к абсолютизму. Царь часто единолично принимал многие решения. Боярская дума созывалась редко; Земские Соборы не созывались после 1653 г. Наметилось объединение некоторых приказов, возник приказ Тайных дел. Появились полки «нового строя», что укрепило опору царской власти. Конфликт между царем и патриархом Никоном закончился  пользу царя. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче было отменено местничество (порядок распределения должностей по знатности и родовитости).

Раскол.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешние разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т.д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. В 1667 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых осталось 50.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в поход пошли многие представители народов Поволжья: чуваши, татары, мордва и др. Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд который открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Разинцы в духе того времени не щадили своих противников - пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина было разбито, а сам руководитель восстания, тяжело раненный, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной Площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими восками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. впервые принесли общую для всех подданных присягу а верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII - первой четверти XVIII в.

Освободительная война 1648-1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого.

 В конце XVI - первой половине XVII в. на Украине усиливается ре религиозный, национальный и феодальный крепостной гнет. Оплотом недовольных становится Запорожская Сечь, где скапливается множество беглых  крестьян со всей Украины. Запорожское казачество составило ядро повстанческого войска, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Первый этап освободительной войны начался весной 164 8 г., и закончился летом 1649 г., когда был подписан Зборовский мирный договор. По его условиям Богдан Хмельницкий был признан гетманом, численность численность реестровых казаков определялась в 40 тыс. человек; польское правительство признало признало самоуправление казацкого войска. Второй этап освободительной войны начался весной 1650 г. и завершился в сентябре 1651 г. заключением Белоцерковского мирного договора. Предательство крымского хана привело к поражению восставших, которые вынуждены были принять тяжелые и невыгодные условия польской стороны - сокращение реестра до 20 тыс. человек, ограничение казацкого самоуправления, возвращение польским землевладельцам власти над украинскими крестьянами. Третий этап освободительной войны продолжался до января 1654 г., когда большая Рада Украины в Переславле приняла решение о воссоединении Украины с Россией на правах широкой автономии. Богдан Хмельницкий с 1648 г. неоднократно обращался к России с просьбой о помощи, но Россия смогла вступить в войну только в 1654 г.

Переяславская рада.(1654 г.)

Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были народные выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 г. 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переславле состоялась Рада. Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд т другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Воссоединение Украины с Россией привело к временному ослаблению крепостнических отношений на Левобережье (крепостное право юридически введено на Украина во второй половине XVIII в.). Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывались благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Русско-польская 1654-1667 гг.

Речь Посполитая не примерилась с отделением Украины. В 1654 г. началась русско-польская война, которая продолжалась до 1667 г. Завершилась война Андрусовским перемирием  (1667г.). По его условия Россия получила смоленские и черниговские земли, Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении России и Речи Посполитой. В 1686 г. между Россией и Речью Посполитой был заключен Вечный мир, который закреплял условия Андрусовского перемирия, передавал Киев России и способствовал объединению усилий двух держав в борьбе против угрозы со стороны Турции и Крыма.

Русская культура XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связанно проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней советских элементов. Этот процесс получил в литературе название - «обмирщения» культуры (от слова «мирской» - советский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремились ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от Москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившейся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовала воссоединение Украины с Россией. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В течении одного дня на распродаже в Москве (1651г.) было распродано 2400 экз. «Букваря» В.Ф. Бурцева. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648г.) и таблица умножения (1682г.). В 1687г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой. Значительный взгляд в развитии географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит город Хабаровск. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец» излагал события смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых н царский престол. Центральное место в исторической литературе занимали заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказания Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связанно с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, просуществовавший лишь четыре года. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали скоморошничество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из разного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем». Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, построенном под Москвой патриархом Никоном. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехсторонняя крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского», или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. В XVII столетии получает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном силе Коломенское. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. Тенденции к реалистичному изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи - «парсуны» (персоны), изображающий реальные персонажи. Однако техника художника была ещё аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты