Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность.
Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, выясняемой прокурорской проверкой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции (ст.8 Закона Украины "О прокуратуре").
Для обеспечения законности во всех эшелонах и ветвях власти Генеральный прокурор Украины, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Верховного Совета Украины, его президиума, постоянных комиссий и других органов Верховного Совета Украины, Конституционного Суда Украины, Кабинета Министров Украины, его Президиума, коллегий министерств, комитетов и ведомств.
Генеральный прокурор Украины, прокурор Автономной Республики Крым, их заместители имеет право принимать участия в заседаниях Верховного Совета Республики Крым, его Президиума, постоянных комиссий и других органов Верховного Совета, Правительства Автономной Республики Крым, его Президиума, коллегий министерств, комитетов и ведомств Автономной Республики Крым, а также местных Советов народных депутатов, их исполнительных комитетов, комиссий, других органов управления.
Прокуроры областей, городов Киева и Севастополя, районные, межрайонные, городские, транспортные и другие, приравненные к ним прокуроры, заместители и помощники прокуроров имеют право принимать участие в заседаниях Советов народных депутатов соответствующего уровня, их исполнительных комитетов, других местных органов управления.
Прокуроры не могут входить в состав комиссий, комитетов и других коллегиальных органов, образуемых Советами народных депутатов или их исполнительными органами (ст.9 Закона Украины "О прокуратуре").
В случае несоответствия Указа Президента Украины законам Украины Генеральный прокурор Украины в предусмотренном законом порядке обращается с представлением в Конституционный Суд Украины.
Генеральный прокурор Украины может обратиться в Верховный Совет Украины с представлением о несоответствии законам Украины Указа или постановления Президиума Верховного Совета Украины.
Решением Премьер-Министра Украины, постановления и распоряжения Кабинетов Министров Украины, правовые акты, принятые Верховным Советом Автономной Республики Крым, ее президиумом и другими органами Верховного Совета Автономной Республики Крым, правовые акты Правительства и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, противоречащие действующему законодательству, могут быть опротестованы Генеральным прокурором Украины. Протест вносится в тот орган, который издал незаконный акт, а в случае отклонения протеста прокурор обращается с представлением к Президенту Украины или в Конституционный Суд Украины. Генеральный прокурор Украины может вносить на представления в Верховный Совет Украины по вопросам, требующим толкования закона (ст.10 Закона Украины "О прокуратуре").
При осуществлении своих полномочий прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства относительно порядка рассмотрения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Прокурор проводит личный прием граждан. Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору, а в предусмотренных законом случаях - в суд.
После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается (ст.12 Закона Украины "О прокуратуре").
2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
2.1 Предметом общего надзора является:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;
3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей Среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.
Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству (ст.19 Закона Украины "О прокуратуре").
2.2 При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:
1) беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, в воинские части, учреждения без особых пропусков, где такие введены; иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, содержащим коммерческую либо банковскую тайну или конфиденциальную информацию.
Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе об операциях и счетах юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой;
2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах ее обеспечивания;
3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделение специалистов для проведение проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;
4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений, относительно нарушений закона.
При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право:
1) опротестовывать акты Премьер-Министра Украины, Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, министерств, государственных комитетов и ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;
2) вносить представление или протест на решения местных Советов народных депутатов в зависимости от характера нарушений;
3) возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
4) давать предписание об устранении очевидных нарушений закона;
5) вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и способствующих им условий;
6) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц (ст.20 Закона Украины "О прокуратуре").
2.3 Протесты, предписания, представления и постановления
прокурора
Протест на противоречащий закону акт, приносится прокурором, его заместителем в орган, издавший его, или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится протест на незаконные решения или действия должностного лица.
В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведении его в соответствием с законом, а также прекращения незаконного действия должностного лица, восстановления нарушенного права.
Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.
В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным. Заявление в суд может быть подано в течении пятнадцати дней с момента получения сообщения об отклонении протеста или истечении предусмотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.
Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором, его заместителем органу либо должностному лицу, допустившим нарушения, или вышестоящему в порядке подчинения органу либо должностному лицу, которые правомочны устранить нарушения.
Письменное предписание вносится в случаях, когда нарушение закона носит очевидный характер и может причинить существенный ущерб интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит незамедлительному исполнению, о чем сообщается прокурору.
Орган либо должностное лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течении десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является оконченным. Представление с требованиями устранения нарушений закона, причин этих нарушений и способствующих им условий вносится прокурором, его заместителем в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, которые наделены полномочием устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры к устранению нарушений закона, причин и способствующих им условий и о результатах сообщено прокурору.
Коллегиальный орган, которому внесено представление, сообщает о дне заседания прокурору, который вправе лично принять участие в его рассмотрении.
В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор, его заместитель, в зависимости от характера нарушения закона, вносит мотивированное постановление о дисциплинарном производстве, производстве, об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела, в отношении этих лиц.
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятидневный срок после его поступления, если иное не установлено законом (ст.ст.21-24 Закона Украины "О прокуратуре").
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе
В настоящее время в Украине полным ходом реализуются идеи Декларации о государственном суверенитете, уже второй год действует новая Конституция Украины, принятая 26 июня 1996 Верховной Радой Украины, идет интенсивная работа по разработке Концепции судебно-правовой реформы. Все это направлено на то, чтобы между властью и человеком находилось ПРАВО. Реализация этой идеи должна осуществляться через принятие демократических законов. Важным аспектом этого процесса является вопрос об определении места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти.