Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности (Контрольная)

Решение этой важной проблемы,  в первую очередь, должно основываться на объективной оценке условий жизнедеятельности и развития общества, потребностей формирования демократического правового социального государства, его исторических, правовых и культурных традициях. Без должного учета этих условий  и потребностей  место и роль прокуратуры в обществе могут быть искажены  во вред социальному развитию, что в приведет к ослаблению роли прокуратуры по выполнению ее социального назначения - осуществлять высший надзор за демократической законностью в государстве.

В процессе построения демократического правового государства подлежат реформированию государственные институты и переосмыслению  - устаревшие  представления об обеспечении законности и укрепления правопорядка. При этом нужно использовать исторический опыт организации и деятельности прокуратуры в сочетании с новыми условиями развития общественных отношений.

Нынешний правовой статус прокуратуры, ее задачи и функции определены Законом Украины “О прокуратуре”. В его основе лежат принципиальные положения Декларации о государственном суверенитете Украины.  Следует особенно подчеркнуть, что в Декларации  наряду с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную  и судебную отводится самостоятельное место ВЫСШЕМУ НАДЗОРУ ЗА ТОЧНЫМ И ОДИНАКОВЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, который возлагается на Генерального прокурора. Закон Украины “О прокуратуре” приблизил ее деятельность к демократическим принципам права, к всемерному укреплению верховенства закона, к защите прав и свобод человека и гражданина. Предусмотрен  судебный контроль за некоторыми решениями прокурора, принимаемыми в порядке общего надзора. Санкция прокурора на арест гражданина может быть обжалована в суде.

В разделе VII Конституции Украины “ПРОКУРАТУРА”  содержится всего три статьи 121 -123, посвященные этому важнейшему государственному органу. Первые две статьи носят чисто декларативный характер, которые сводят функции прокуратуры к :

1) поддержанию государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное  следствие;

4) надзор за соблюдением законов  при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Статья 123 определяет, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры Украины определяется Законом.

Согласно Конституции Украины существующий порядок ареста, содержания под стражей и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также проведения осмотра и обыска жилища или  иного владения лица сохраняется на 5 лет после вступления в силу Конституции, а далее эти функции передаются судам.

Из вышесказанного следует, что четко еще законодатель не определил характер взаимоотношения  прокуратуры с законодательной, исполнительной и судебной властью.

На Украине существует множество мнений по определений  статуса прокуратуры, которые можно сгруппировать в четыре концепции.

Первая: прокуратура пребывает в системе законодательной власти и от ее имени осуществляет надзор за исполнением законов на всех уровнях.

Вторая: прокуратура включается в систему органов судебной власти как орган уголовного преследования.

Третья: прокуратура ограничивается  только функцией исполнительной власти в структуре Министерства юстиции.

Четвертая: концепция о двух прокуратурах. Ее автор, профессор Киевского университета Михеенко М.М., предлагает  создать две подсистемы прокуратур. Общенадзорную - при парламенте, которая будет выполнять контрольную функцию законодательной власти, и судебную прокуратуру, возглавляемую Министром юстиции. Эта прокуратура будет начинать  уголовное преследование, поддерживать обвинение в суде, осуществлять  надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия, а также органами, исполняющими приговоры и другие решения судов.

Но, как видится эта проблема мне, не следует слепо копировать зарубежные государственные системы, в том числе и прокурорскую. У нас есть свои богатые исторические, правовые и культурные традиции, к которым необходимо уважительно и с пониманием относится.

В конечном итоге реформируя органы прокуратуры необходимо создать баланс  власти в государственном механизме  на основе сдержек и противовесов и контроля, что и предполагает наличие прокуратуры - государственного органа, способного быстро и реально содействовать всем ветвям власти.

Прокуратура должна способствовать исполнению не только  законов, но и судебных решений, а как государственный институт высшего надзора за законностью, также выполнять координирующие функции в системе правоохранительных органов. Из этого сделать вывод: в организационном плане прокуратура должна оставаться самостоятельным институтом, специализированной службой законности.

 В настоящее время большой интерес, в том числе и у зарубежных юристов, вызывает так называемый общий надзор, который осуществляет прокуратура. Нужно сказать, что недоумение у западный юристов вызывает не право прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, а само название этой отрасли надзора, так как оно нередко переводится и отождествляется с “тотальным надзором”, “тотальным наблюдением”. Общенадзорную работу выполняют прокуроры и на Западе, но она составляет содержание внесудебной функции.

О тотальности нашего сегодняшнего общего надзора говорить не приходится. В статье 19 Закона “О прокуратуре” четко определено, что проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.

Противники общего надзора выступают за его ликвидацию по различным мотивам. Одни считают, что общий надзор является неэффективным и поэтому в практическом плане не нужен. Другие видят в нем опасность для самостоятельных органов власти и приписывают прокуратуре полномочия, ставящие ее над самостоятельными ветвями власти.

Прокурорский надзор в правовом государстве должен стать важным звеном в многоканальной системе обеспечения законности, укрепления правопорядка и реального осуществления конституционных гарантий.

Нет также серьезных оснований полагать, что общий надзор прокуратуры поставит ее над органами власти. Наоборот, прокуратура в связи с нередкими обращениями к ней Президента Украины, Верховного Совета Украины и других органов проверяет факты нарушения законности, устранение которых приобретает общегосударственное  значение.

Прокуратура при решении общенадзорных вопросов обязана лишь требовать главного - устранения нарушений закона. Решения же по существу по протестам, представлениям, другим актам прокурорского реагирования принимает не прокурор, а должностное лицо органа исполнительской власти, предприятия, организации и учреждения либо суд. Это свидетельствует о том, что общий надзор прокуратуры не противоречит основным принципам демократического правового государства.

Однако, это не означает, что общенадзорная деятельность прокуратуры полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня и никакому реформированию не подлежит. Перестройка общенадзорной работы предполагает решение ряда вопросов.

Необходимо чутко определить границы надзора по кругу поднадзорных объектов и по правовым сферам. Это может быть надзор законностью правовых актов органов государственной исполнительской власти, в том числе контролирующих органов, представительных органов и органов самоуправления, а также за исполнением законов о правах и свободных граждан.

В то же время в связи с демократическими преобразованиями в нашем обществе подлежит самостоятельному обсуждению вопрос о том, должны ли граждане быть объектом общего надзора прокуратуры? 

Прокуратура должна стать высокоэффективным государственным, профессиональным, доступным органом по защите граждан от своеволия, прежде всего, чиновников. И для этого у прокуратуры есть все основания и полномочия.

Рассматривая пути дальнейшего совершенствования деятельности прокуратуры, нельзя допустить, чтобы субъективные представления, оторванные от реальной деятельности, лоббистские возможности некоторых политических групп, свели сложную и многогранную деятельность прокуратуры только к уголовному преследованию. Ибо в таком случае будет сведена к нулю важнейшая конституционная функция, которая оправдана жизнью, функция высшего надзора за исполнением законов. 













З А К Л Ю Ч Е Н И Е


     Принятие нового  законодательного  акта  Украины " О прокуратуре" было вызвано необходимостью развития и конкретизации ее задачи в условиях изменения общественно-политической формации украинского общества, полномочия прокуроров по их осуществлению, полнее формулирует  принципы организации и деятельности прокуратуры.

     Конституция Украины  определяет  прокурорский  надзор  как   высший, осуществляемый от  имени государства, его верховной власти.  Высший надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над  местными и ведомственными.

     Нормы Закона о прокуратуре выражают политический и социальноправовой смысл  ее деятельности, основным содержанием которой является неуклонное проведение в жизнь принципов по обеспечению законности и правопорядка. В  них заключены высокие государственные требования, предъявляемые к прокуратуре в современных условиях, ёё ответственность перед государством и  народом  Украины  за  надлежащее осуществление высшего надзора за точным и единообразным  исполнением  законов  и  правильную постановку борьбы с преступностью.

     В соответствии с Конституцией Украины некоторые функции  прокуратуры переданы судам. Так согласно ст.ст. 29, 30 Конституции Украины никто не может быть арестован или содержатся под стражей иначе как по мотивированному  решению суда, а также не допускается проникновение в жилище или в иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе  как по мотивированному решению суда.  Ранее для осуществления указанных мер необходима была санкция прокурора.

     По моему мнению, указанные изменения в системе правосудия своевременные и необходимые, так как обеспечивают защиту прав и свобод граждан. Лишают прокуратуру  несвойственной  ей  функции  - взятие под стражу и арест граждан, оставляя за ней только прокурорский надзор за точным исполнением законов.

     Считаю, что для построения подлинно  демократического  государства необходимо вывести из органов прокуратуры, МВД, СБУ Украины следственные подразделения в самостоятельный орган Министерства юстиции.  Обеспечив тем самым  им непредвзятость, освобожденность от каких-либо ведомственных интересов, независимость и самостоятельность в проведении предварительного следствия.

  И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А



1.Конституция (Основной Закон) Украины. -принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г.

2.Басков В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов  при рассмотрении уголовных дел в судах. М.: Ю.Л., 1986 г., с.287.

3.О прокуратуре:Закон Украины от 5 ноября 1991 г.

4.Юридический энциклопедический словарь.- М.:Луч,- 1984.

5.Юридичний словник.-К.: УРЭ.-1983.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты