Советское законодательство о смертной казни

      17 января 1920  г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)»[15]. ВЧК[16] и общие трибуналы лишались права выносить смертные приговоры, однако реввоентрибуналы сохранили право на применение смертной казни[17]. В постановлении объявлялось, что «революционный пролетариат и революционное правительство Советской России с удовольствием констатируют, что разгром вооруженных сил контрреволюции дает им возможность отложить в сторону оружие террора». В этом документе также содержалось указание на возможность восстановления смертной казни в случае вооруженного вмешательства иностранных государств в дела Советской России. Постановлением ВЦИК и СТО "Об объявлении некоторых губерний на военном положении" от 11 мая 1920 г. губернским революционным трибуналам в отношении определения меры репрессии были предоставлены права революционных военных трибуналов. Таким образом, в связи с польским наступлением  смертная казнь вновь вводилась в 23 губерниях, объявленных на военном положении, а 28 мая 1920 г. постановлением ВЦИК и СТО РСФСР[18] с получением ВЧК и её органами прав ревтрибуналов в стране была полностью восстановлена высшая мера наказания в виде смертной казни (расстрела).

     12-26 мая 1922 г. 3-я сессия ВЦИКа РСФСР Х созыва рассмотрела проект первого уголовного кодекса РСФСР. После доработки и устранения замечаний в отношении отдельных его статей он был введен в действие с 1 июля того же года. Принципиальной особенностью первого социалистического УК явилось раскрытие впервые в мировой истории уголовного законодательства материальной, т. е. социальной, сущности и назначения институтов и норм Общей части. Задачей УК была объявлена правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям правопорядка наказания или других мер социальной защиты. Считается, что появление института мер социальной защиты создавало двойственность оснований уголовной ответственности (и преступление и социальная опасность элементов), раздвоение последствий совершения преступлений на наказания и меры социальной защиты[19]. В соответствии со ст. 33 УК смертная казнь являлась «высшей мерой наказания» (существуя вне системы наказаний); применять такую меру могли лишь революционные трибуналы (15 февраля 1923 г. Декретом ВЦИК Верховный Суд, губернские суды и трибуналы всех категорий также получили право назначать смертную казнь[20]).

Важно заметить, что Кодекс считал наказание одной из мер социальной защиты (однако объектом защиты являлось государство, а не конкретная личность или общество в целом), используемых государством.

      УК РСФСР 1922 г. в своих статьях содержал около сорока прямых или косвенных упоминаний о возможности применения смертной казни. Ни за убийство, ни за другие преступления против личности высшей меры наказания не предусматривалось. 

      16 октября 1922 г. в связи со сложной криминогенной обстановкой был принят Декрет ВЦИК РСФСР «О дополнении к Постановлению "О государственном политическом управлении" и "Об административной высылке»[21], который предоставил ГПУ «право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях». Поскольку расстрел являлся формой внесудебной расправы, нет оснований считать его мерой наказания. А.С. Михлин резонно спрашивает, какая нужда была убивать уже взятых с поличных преступников?[22] Действительно, зачем понадобилось вводить внесудебную расправу, когда уже вступил в силу УК, предусматривающий за бандитизм высшую меру наказания? Видимо, это связано с беспрецедентным разгулом бандитизма в те годы. Так, например, пойманный в сентябре 1922 г. кровавый бандит Л. Пантелеев ухитрился сбежать и после этого убить ещё с десяток человек, в том числе милиционеров, пытавшихся его задержать. Его похождения закончились после того, как в феврале 1923 г. работники ГПУ, находившиеся в засаде, произвели над ним «внесудебную расправу» (попросту первые начали стрелять). Зверства других бандитов также общеизвестны: один главарь банды приказал четвертовать попавшегося инспектора угрозыска, другая банда целенаправленно и методично уничтожала милиционеров, в связи с чем последние даже отказывались выходить на работу, третьи умудрились напасть и ограбить видного политического деятеля республики – В. Ленина…[23] Во-вторых, тем самым было выполнено предписание Политбюро ЦК РКП(б), принятое еще до Уголовного кодекса – 27 апреля 1922 г.

    31 октября 1924 г  были приняты «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»[24]. Новшеством Основных начал явилось изгнание из закона термина “наказание”. Его заменил термин “мера социальной защиты судебно-исправительного характера” Вообще все меры уголовно-правового воздействия подразделялись на три вида: меры судебно-исправительного характера (бывшее наказание); меры медицинского характера; меры медико-педагогического характера. Первые применялись за преступления, вторые - к невменяемым лицам, третьи - к несовершеннолетним в случаях замены наказания этими мерами. В новелле отразились стремления советских ученых к отмежеванию от буржуазного уголовного права с его пониманием наказания как кары и возмездия. Однако на всем отрезке времени существования нового термина среди юристов не было единого понимания обстоятельств его появления и сути того явления, которое обозначалось как «мера социальной защиты». Определенно можно сказать, что термин заимствован из лексикона социологической школы уголовного права, но редко кто отождествлял понимание его советского содержания со взглядами на него самих «социологов».[25] Отказ от термина наказания никак не сказался на других институтах и нормах Основных начал, а применение мер социальной защиты носило фактически характер наказания.

    Смертная казнь не вошла в лестницу наказаний, нормы о смертной казни скромно разместились в прим. 2 к ст.13 Начал. Там же предусматривалось, что применение расстрела «подлежит особому регулированию законодательством СССР и союзных республик, последними – в соответствии с директивными указаниями Президиума ЦИК СССР».

      22 ноября 1926 г. вторая сессия ВЦИК РСФСР XII созыва приняла новый Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие Постановлением ВЦИК РСФСР с 1 января 1927 г[26]. Смертная казнь, по ст. 21, выступала в качестве невесть откуда взявшейся «исключительной меры охраны государства трудящихся», а в санкциях статей именовалась  высшей мерой социальной защиты. Учитывая, что смертная казнь не входила  ни в один вид мер социальной защиты (судебно-исправительного характера, медицинского характера, медико-педагогического характера), и провозглашалась мерой охраны государства, совершенно необоснованным выглядело ещё и существование термина  «высшая мера социальной защиты». Несоответствие этого понятия объективной реальности подтверждалось отсутствием смертной казни в санкциях общеуголовных преступлений – убийства, изнасилования и пр., а также последующей практикой её применения (за госудаственные и воинские преступления), к социальной защите непосредственно не относящейся.  Поэтому справедлив вывод о том, что термин «мера социальной защиты» не отражал сущности репрессии Советского государства.[27] Смертная казнь на момент вступления кодекса в силу встречалась в санкциях 37 его статей.(30 из них составляли государственные и воинские преступления. Принятие в 1927 г. новых положений о государственных и воинских преступлениях изменило это количество до 44 статей (18 + 19 + 7).

      15 октября 1927 г. ЦИК СССР издал Манифест[28], согласно которому из уголовных кодексов союзных республик по некоторым видам преступлений исключалась смертная казнь. 31 октября из УК РСФСР исключены санкции в виде исключительной меры охраны государства трудящихся за такие преступления как:

       -превышение власти, сопровождавшееся насилием;

       -злоупотребление властью, превышение или бездействие власти и халатное отношение к служебным обязанностям при особо отягчающих обстоятельствах;

       -постановление судьями из корыстных или иных личных видов неправосудного приговора,  решения или определения  при особо отягчающих обстоятельствах;

      -присвоение должностным лицом особо важных государственных ценностей;

      - получение должностным лицом взятки при особо отягчающих обстоятельствах.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 августа 1929 г. из сферы применения смертной казни выпал  разбой, совершенный особо социально опасным лицом, повлекший за собой смерть или тяжкое увечье потерпевшего (вместо него установлен вооруженный разбой при отягчающих обстоятельствах). Этот разбой стал единственным общеуголовным преступлением, за которое могла быть назначена смертная казнь.

    Постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 февраля 1930 г., вынесенное по представлению Пленума Верховного Суда СССР от 27 декабря 1929 г., установлено, что за убийство женщин, если точно установлено, что убийство произошло на почве раскрепощения женщин, может применяться ст.8 Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных),[29] т.е. статья о терактах. В 1934 г. смертной казнью стало караться также убийство, совершенное военослужащим при особо отягчающих обстоятельствах. Общеуголовное убийство до 1954 г. никогда не каралось высшей мерой наказания, максимальный срок за него составлял 10 лет лагерей. Впрочем для суровых кар не было предпосылок : в СССР в 30-х годах  уровень убийств составлял 10 % от соответствующих уровней в Российской Империи 10-х и в Российской Федерации 90-х годов[30]. Этот факт неоспоримо свидетельствует о том, что смертная казнь не нужна в тех условиях, когда преступность находится в строгих рамках и зависит уже практически только от объективных факторов. Но сделать вывод, что смертная казнь не может повлиять на опьяневшую от крови преступность, пока нельзя.


    Следует отметить также меру уголовного принуждения, по своему содержанию похожую на смертную казнь. Это – объявление вне закона, установленное Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. «Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан СССР, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР»[31]. Дела об объявлению вне закона подлежали рассмотрению Верховным Судом СССР, и в случае такого объявления все имущество осужденного конфисковывалось, а сам он подлежал расстрелу через 24 часа после удостоверения его личности. Согласно ст.6 Постановления оно имело обратную силу. Правда, объявление вне закона случалось и ранее, но оно носило индивидуальный характер, как, например, объявление вне закона командира авиаотряда Клима и моториста Тимощука  постановлением Президиума ЦИК от 9 февраля 1927 г.[32]


      Нельзя обойти вниманием и так называемый «закон о пяти колосках». Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов, кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»[33] установило высшую меру социальной защиты-расстрел в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на транспорте и колхозного имущества. Закон, проект которого был написан лично И. Сталиным, скорее был политическим актом, связанным с крупными осложнениями, возникшими в ходе проведения политики коллективизации деревни. Столь суровые санкции появились в законе не для борьбы с мелкими воришками и голодными крестьянами, а для устрашения лиц, которые в форме хищений воевали с Советским государством. Люди, жившие в то время в колхозах, прекрасно помнят как вспыхивали колхозные амбары с зерном, горели дома колхозников, на корню изничтожался скот, расхищалось имущество колхозов. Видимо, расчет на уголовную угрозу не оправдался, и пришлось претворять её в жизнь : за 1933-1934 годы только к высшей мере приговорено было несколько тысяч человек (однако часто приговор не приводился в исполнение), не считая приговоренных к лишению свободы. В последующие годы число осужденных по этому закону сокращается на порядок и постепенно сводится к нулю. В первые месяцы действия закона в орбиту репрессий попадали и посторонние граждане. Поэтому потребовалось специальное постановление Верховного Суда РСФСР от 17 декабря 1932 г., в котором осуждалась такая практика и предписывалось не применять закон по делам о мелких кражах, совершенных из нужды и при других смягчающих обстоятельствах.[34] Кроме того, аналогичное по содержанию постановление приняли 23 марта 1933 г. ЦКК ВКП(б) и Коллегия НК РКИ. Таким образом, невнимательность ЦИК и СНК СССР, которые воспроизвели дословно не обработанное юридически сталинское предложение (отсюда и «мера судебной репрессии» и широкая диспозиция статей), привела к отклонениям в практике применения закона, не обусловленным его целеназначением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты