Суды второго звена

Суды второго звена



Введение


Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти. В соответствии со ст.10 Конституцией РФ принятой 12.12.93г. “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”1.

Данная норма Конституции РФ закрепила важнейший принцип разделения властей, который в свою очередь является одним из главных признаков организации и деятельности правового государства. Этот принцип, который  в разных своих формах рассматривался, как оптимальное разрешение проблемы устройства государственной власти и ее органов еще известными просветителями прошлых столетий, в современной трактовке означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность другого органа.  Такое  разграничение  направлено на то,  чтобы удержать власть от возможных  злоупотреблений  и  не  допустить возникновения тоталитарного управления государства,  не связанного правом - вместе с тем,  если одна из трех  ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство  и  превратится  в  силу не движения и развития, а торможения.  Поэтому верховное  положение  занимает законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией  правовых норм, принятых законодателем. Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. В ходе осуществления данных своих функций суд, как орган государственной власти вправе влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительных органов и  признать закон неконституционным (несмотря на то, что  акты, принимаемые законодательными органами обязательны для исполнения всеми, в том числе судами),  а решение исполнительного органа незаконным.

Таким образом реализуется взаимодействие между ветвями государственной власти, выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.

Конституцией РФ 1993 года  судебная власть выделяется как самостоятельная ветвь государственной власти и основные принципы ее осуществления закреплены в нормах главы седьмой Конституции РФ.  Субъектом осуществляющим ее является  только суд, который обладает только присущими ему специфическими возможностями и способностями (назовем их полномочиями) воздействия на поведение людей и на процессы происходящие в обществе.

Среди этих полномочий важнейшим является правосудие, которое в соответствии с ч.1 ст.118 “… в Российской Федерации осуществляется только судом.”1. В этой же статье Конституции закреплено, что судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, запрещается создание чрезвычайных судов.

В числе других полномочий судебной власти высокую социальную значимость имеет   осуществление  судом конституционного контроля.

В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации - “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.”1– таким образом судом осуществляются полномочия по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.

Порядок реализации данной нормы Конституции РФ регламентирован в  ч.3 ст.5  федерального конституционного Закона “О судебной системе”   от 31.12.96г. N 1-ФКЗ - “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.”2.

Невозможно было бы говорить об органах судебной власти, как о полноправных и независимых, в ходе осуществления ими основных функций – правосудия или конституционного контроля, при отсутствии такого важного полномочия, как обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющие судебную власть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений. В соответствии с ч.6 ст.1  Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” - “ Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.”3

В ходе реализации установленных,  ч.2 ст.118  Конституции РФ,  задач по ведению конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,  суды,  как органы государственной власти осуществляют, кроме указанных выше, следующие полномочия:

разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. 








Глава 1

 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

 

         Под судебной системой понимается закрепленная в Конституции Российской Федерации совокупность судебных учреждений – судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

        Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом “О судебной системе Российской Федерации”. В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается1.

Систему судов Российской Федерации составляют:

1)            Конституционный Суд Российской Федерации;

2)            суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3)            арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.


И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других[1].

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации.  Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие “судебное звено”, которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена.  Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов.  Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Второе - Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено – Высший арбитражный суд.


1.2 Понятие судебной инстанции



По общему правилу суды, объединенные в одно звено, наделены одинаковыми полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все разнообразие судебной деятельности, а не отдельные аспекты, в частности рассмотрение дела по существу, т.е. по первой инстанции.

Понятие “судебная инстанция” относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты