Суды второго звена

В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Так, мировой судья осуществляет только одну функцию — суда первой инстанции, а областной — сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции (как будет показано дальше) рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ, т.е. дела по первой инстанции рассматривают все суды в пределах своей компетенции. Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Разбирательство дела по существу характеризуется тем, что судья единолично или с участием присяжных, либо народных заседателей, либо трое судей на основании анализа доказательств устанавливают фактические обстоятельства дела. В результате разбирательства выносится приговор – по уголовному делу или решение – по гражданскому делу.

Данные решения и приговоры в течение установленного законом времени (срока) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Рассматривая дело в составе трех постоянных судей (один из них — председательствующий), суд проверяет законность и обоснованность приговора, решения, определения суда первой инстанции и вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.

В случае, если кассационная инстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет их без изменения, а кассационную жалобу или протест — без удовлетворения. Если же будет установлено, что приговор или решение суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, т.е. вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение в тот же или иной (но соответствующий) суд или же может прекратить дело, направив уголовное дело на дополнительное расследование, либо в случаях, предусмотренных законом, вынести новое решение по гражданскому делу.

Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может быть опротестовано в порядке судебного надзора.


Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Так, протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.


Следует отметить и такую особенность - пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

В результате рассмотрения дела надзорная инстанция может:

оставить без изменения опротестованные судебные акты;

отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса.


Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно и могут быть опротестованы и проверены также только в порядке надзора в вышестоящих надзорных инстанциях.

И в заключение отметим следующее, что в системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины “вышестоящий” и “нижестоящий”, дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другом.  Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.


1.3 Правовое положение судей в Российской Федерации


На судей возлагается осуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того, чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. При этом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают и закреплен в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” и других нормативных актах. Различаются судьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с тем, что не может быть полного тождества в статусе судей военного и общегражданского суда, Верховного Суда РФ и районного или городского суда и т. д. У каждого из них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Поэтому отступления от общего требования о единстве статуса всех судей допустимы, поскольку они определены и санкционированы законом, а не прихотью какого-то должностного лица.

По общему правилу правовое положение судей слагается из многих компонентов, предусмотренных законом, в том числе из требований к кандидатам на пост судьи; порядка наделения судей полномочиями, освобождения их от должности; правил невмешательства в судебную деятельность; мер обеспечения неприкосновенности судей и т.д.

Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков:

1)            права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;

2)            права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;

3)            права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.


В наиболее полном виде статус судей был определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации”. В нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, и др. На основе этих положений в рассматриваемом законе изложены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судье, процедура отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями и т.д.

В соответствии с действующим законодательством кандидатом на должность судьи может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и не допустивший порочащих его поступков. Кандидат на должность судьи, отвечающий этим требованиям, должен получить, кроме того, рекомендацию квалификационной коллегии судей.  Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзамена квалификационная коллегия дает заключение о рекомендации либо отказе в ней председателю соответствующего суда. Наделение судей полномочиями осуществляется Президентом РФ при соблюдении изложенных ранее процедур[2].

С момента назначения на должность судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу с другой оплачиваемой деятельностью.

Законом установлены гарантии независимости судьи, которые обеспечиваются:

1.            Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и недопустимостью вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в отправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенного лица влечет за собой административную или уголовную ответственность.

2.            Несменяемостью судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьи районных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов (армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должность на срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, их назначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”)[3].

3.            Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

признании судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

согласии квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

участии судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органы власти.

Решение о приостановлении полномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, и его полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьи прекращаются при наличии значительного числа оснований, главными из которых являются:

письменное заявление об отставке;

неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

прекращение гражданства РФ;

занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи, и др.

Измененные в законе основания приостановления и прекращения полномочий судьи являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.  При этом решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты