Анализ деловой активности

Анализ деловой активности

Оценка деловоЙ активности

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов.
Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.

Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности.
Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др.

Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

В ходе анализа решаются следующие задачи:
1) изучение и оценка тенденции изменения показателей деловой активности;
2) исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет величины их конкретного влияния;
3) обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.

Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.

Количественная оценка даётся по двум направлениям:
1) исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;
2) изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.

При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации»:

Трчп > ТрВ > ТрА > 100%, где Трчп – темп роста чистой прибыли;

ТрВ – темп роста выручки от продаж;

ТрА – темп роста средней величины активов.

Рис. ? Приемы проведения оценки деловой активности

Выполнение первого соотношения (чистая прибыль растет опережающим темпом по сравнению с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности (Рд): Рд = ЧП / В *100.

Выполнение второго соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению с активами) означает ускорение оборачиваемости активов (Оа): Оа =
В / А * 100.

Опережающие темпы увеличения чистой прибыли по сравнению с увеличением активов (ТРЧП > ТРА) означают повышение чистой рентабельности активов
(ЧРа): ЧРа=ЧП / А * 100.

Выполнение последнего неравенства (увеличение средней величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала. Однако его исполнение необходимо обеспечить лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе (в пределах года) допустимо отклонение от этого соотношения, если, например, оно вызвано уменьшением дебиторской задолженности или оптимизацией внеоборотных активов и запасов.

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.

В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, оценивается следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота – средний срок, за который совершается один оборот средств.

Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.

Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности организации, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или её отсутствием).

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Относительные показатели, используемые при оценке деловой активности обобщены в таблице ?.

Заметим, что при расчете всех показателей используются средние величины активов и капитала, а не моментные данные. Средняя величина активов или капитала рассчитывается по формуле среднехронологической:

[pic], которая, при отсутствии внутригодовых данных и наличии только данных на начало и конец периода, преобразуется в формулу средней арифметической:

[pic].

Таким образом, средняя величина активов и капитала может быть рассчитана как сумма данных на начало и конец периода, деленная на 2 (это означает, что для анализа динамики относительных показателей деловой активности аналитик должен иметь в распоряжении как минимум два баланса: за отчетный период и аналогичный период прошлого года).

Таблица ?

Относительные показатели деловой активности организации

|Показатель |Методика расчета |Ед. |Экономическая интерпретация |
| | |изм. | |
|1 |2 |3 |4 |
|Коэффициент |[pic] |Обор. |Характеризует интенсивность использования всех |
|оборачиваемости | | |имеющихся ресурсов, показывая скорость оборота всех |
|активов (скорость| | |средств организации. Показатель можно назвать |
|обращения | | |несколько иначе – отдача активов (капитала) и измерить|
|активов) (Оа) | | |в рублях, тогда он показывает, сколько рублей |
| | | |проданной продукции приносит каждый рубль активов. |
| | | |Повышение показателя означает более интенсивное |
| | | |использование активов |
|Коэффициент |[pic] |Обор. |С финансовой точки зрения определяет скорость оборота |
|оборачиваемости | | |собственного капитала, с экономической – активность |
|собственного | | |средств, принадлежащих собственникам организации. |
|капитала (Оск) | | |Увеличение показателя свидетельствует о повышении |
| | | |уровня деловой активности только в том случае, когда |
| | | |его рост достигается за счет опережающего увеличения |
| | | |выручки по сравнению с увеличением собственного |
| | | |капитала. Повышение значения показателя за счет |
| | | |уменьшения собственного капитала не является признаком|
| | | |более высокой деловой активности, а является |
| | | |следствием появления непокрытых убытков, использования|
| | | |прибыли на цели потребления, сокращения деятельности, |
| | | |повлекшим за собой уменьшение уставного капитала либо |
| | | |реоганизации фирмы |
|Отдача |[pic] |Руб. |Характеризует интенсивность использования основных |
|внеоборотных | | |средств и иных внеоборотных активов. Показывает, |
|активов (Ова) | | |сколько рублей проданной продукции приносит каждый |
| | | |рубль внеоборотных активов |
|Коэффициент |[pic] |Обор. |Характеризует интенсивность использования оборотных |
|оборачиваемости | | |средств. Отражает скорость оборота текущих (мобильных)|
|оборотных активов| | |активов, или сколько рублей выручки приходится на |
|(Ооба) | | |рубль оборотных активов |

Продолжение таблицы ?
|1 |2 |3 |4 |
|Время обращения |[pic], |Дни |Приближенно характеризует длительность |
|запасов и затрат |где [pic]- средняя стоимость | |производственного цикла и периода хранения готовой |
|(Вз) |запасов и затрат без НДС по | |продукции (товаров) до момента продажи. Чем ниже |
| |приобретенным ценностям | |показатель, тем меньше средств связано в этом наименее|
| |(стр.210 ф.1); | |ликвидном виде оборотных средств, тем устойчивее |
| |Сп – себестоимость проданной | |финансовое положение организации. Особенно актуально |
| |продукции (стр.020+030+040 | |повышение оборачиваемости (снижение времени обращения)|
| |ф.2); | |запасов, а, следовательно, и уменьшение их объемов, |
| |Д – число дней в анализируемом | |при большой кредиторской задолженности. Увеличение |
| |периоде. | |показателя свидетельствует об относительном |
| | | |перенакоплении запасов и незавершенного производства и|
| | | |(или) сложностях со сбытом продукции |
|Период погашения |[pic], |Дни |Характеризует средний период, в течение которого |
|краткосрочной |где Опдз – оборот по | |поступает оплата за проданную продукцию и |
|дебиторской |погашению дебиторской | |осуществляется погашение прочей дебиторской |
|задолженности |задолженности за период (ф.5 | |задолженности. Оптимально значение до 1 месяца |
|(ППдз) |гр.5 стр.210). Для организаций | | |
| |розничной торговли выручка за | | |
| |наличный расчет не проходит | | |
| |через счета дебиторской | | |
| |задолженности (сч.62), поэтому | | |
| |в знаменатель следует включить | | |
| |выручку (с учетом НДС) | | |
|Продолжительность|[pic] |Дни |Характеризует общее время, в течение которого |
|операционного | | |финансовые ресурсы находятся в материальной форме и |
|цикла (ПОЦ) | | |дебиторской задолженности. (Период, проходящий с |
| | | |момента поступления ТМЦ до момента получения оплаты за|
| | | |проданную продукцию) |
|Период погашения |[pic], |Дни |Характеризует время, в течение которого в среднем |
|кредиторской |гле Опкз - оборот по | |производится погашение обязательств организации |
|задолженности |погашению кредиторской | |(организация использует в обороте средства |
|(ППкз) |задолженности за период (ф.5 | |кредиторов). С точки зрения кредиторов оптимально |
| |гр.5 стр.230). | |значение до 1 месяца, с внутрихозяйственной точки |
| | | |зрения выгодно увеличение показателя за счет |
| | | |предусматриваемой в договорах рассрочки платежей (но |
| | | |не за счет несвоевременного погашения, т.к. это влечет|
| | | |штрафные санкции и ухудшение отношений с |
| | | |контрагентами) |

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты