Деловые интересы в бизнесе
Противоречия, деловые интересы и личные качества субъектов бизнеса
Относительная ограниченность благ в сочетании с относительной ограниченностью доступа людей к этим благам в разные времена обусловливали основу противоречивого характера бизнеса. Суть противоречий между субъектами бизнеса состоит в различной степени удаленности данных людей от имеющихся благ и в необходимости прилагать различные усилия по достижению этих благ.
Занимаясь бизнесом, люди вынуждены не только осуществлять постоянный
поиск относительно ограниченных благ, но и вступать в соперничество
(конкуренцию) друг с другом за получение наилучших условий доступа к
указанным благам. Вместе с тем, будучи вовлеченными во взаимную
конкуренцию, люди, занимающиеся бизнесом, оказываются необходимыми друг
другу. Каждый человек вправе самостоятельно произвести необходимые ему
блага , либо найти возможность получить их каким -либо иным путем
посредством установления деловых отношений с другими людьми , вступления с
ними в сделку.
Противоречия между субъектами бизнеса проявляются прежде всего как несовпадение и противостояние их интересов. Под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами) понимаются осознанные потребности в материальных и нематериальных благах , а также в обеспечении гарантий сохранения и воспроизведения доступа к ним . Деловые интересы определяют цели , которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса , и содержание деловой деятельности данных субъектов бизнеса по достижению поставленных целей . Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные и личные качества.
Под профессиональными качествами понимается совокупность знаний,
умений, навыков и опыта, приобретенных субъектами бизнеса в ходе подготовки
к деловой деятельности (в процессе обучения, повышения квалификации,
переподготовки), а также в ходе осуществления самой деловой деятельности.
Под личными качествами понимается совокупность внутренне присущих людям
свойств, которые выявляются и развиваются в ходе их деловой деятельности.
Таковыми являются стремление к росту благосостояния, природный эгоизм,
склонность к обмену, дух соперничества, креативное начало, способность к
совершению выбора, склонность к копированию, жажда справедливости, чувство
собственности, стремление к повышению личной конкурентоспособности,
природный гуманизм.
С учетом того, что каждый из субъектов бизнеса обязан обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам. Поэтому, на первый взгляд, главной целевой установкой субъектов бизнеса является отстаивание эгоистических интересов, под которыми понимается осознанная потребность в обеспечении относительно лучших условий доступа к материальным и нематериальным благам и относительно лучшего положения в процессе осуществления сделок.
Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением
выгоды. Выгода движет человеком, когда он вступает в деловые отношения.
Выбор сделки, в которую вступает человек, занимающийся бизнесом, всегда
обусловлен выгодой. При этом выгода выступает в форме благ или доступа к
благам.
Стремление к выгоде обусловливает такое человеческое качество, как природный эгоизм и заставляет человека развивать собственные существующие потребности, а также формировать новые. Способность к совершению выбора необходима в условиях относительной ограниченности благ, а дух соперничества проявляется в форме конкуренции.
Под конкуренцией следует понимать совокупность действий, совершаемых
субъектами бизнеса в отношении других субъектов бизнеса и направленных на
обеспечение относительно лучших условий доступа к ограниченным благам.
Каждый из участников сделок выбирает для своей деловой деятельности то, что
считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не
ограничивает, участники сделок обладают правом на их заключение, этот выбор
происходит свободно, что делает соперничество разнообразных участников
сделок необратимым и неуправляемым явлением.
Эгоистические интересы отражают потребности каждого человека как независимого субъекта бизнеса , они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие – по сравнению с другими субъектами бизнеса - условия существования . Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и воспроизведению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики . Эти интересы выражаются в трех основных эгоистических целях деловой деятельности , а именно:
V сохранение, упрочение и преумножение своей собственности;
V возмещение понесенных затрат и получение максимальных доходов;
V сохранение и укрепление своей личной конкурентоспособности как участника сделок по сравнению с другими участниками сделок.
Анализ эгоистических интересов субъектов бизнеса подводит нас к рассмотрению чрезвычайно важной экономической категории, о которой пока мы практически ничего не говорили. Это категория собственности.
Собственность – это одна из важнейших, ключевых экономических категорий, а чувство собственности, присущее человеку – одно из основных качеств, на котором базировались во все времена и базируются в настоящее время деловые отношения.
Собственность – категория, которая выражает юридическую форму отношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими каких – либо объектов бизнеса. В свою очередь присвоение – это использование объектов бизнеса для удовлетворения потребностей субъектов бизнеса.
Таковыми могут быть личные потребности людей и потребности, обусловленные их различной созидательной деятельностью, например, производственные, коммерческие, инвестиционные, информационные потребности, потребности в привлечении наемных работников и другие.
Обычно для характеристики деловых отношений, возникающих в процессе
реализации потребностей в созидательной деятельности (назовём их
креативными потребностями), пользуются не термином присвоение благ
(объектов бизнеса), а понятиями использования или применения благ. Однако,
использование объекта, или, другими словами, применение данного объекта в
соответствии с его предназначением всегда связано с отстаиванием тех или
иных деловых интересов, и, следовательно, практическое использованием
любого из объектов деловых отношений всегда основывается на разделении
участников деятельности на собственника (собственников) данного объекта и
несобственников. Из указанного разделения впоследствии вытекает порядок
распределения доходов от бизнеса. Отношения между людьми, регулируемые
правом собственности, могут охватывать любые объекты присвоения, например,
движимое и недвижимое имущество, рабочую силу, денежные средства, продукты
интеллектуальной деятельности, информацию, природные ресурсы. Каждый
участник деловых отношений своей деятельностью постоянно стремится к
расширению объектов собственности и к сохранению своих прав на
использование этих объектов. Право собственности закрепляет возможность
того или иного субъекта присваивать определенную совокупность объектов ,
поэтому , сохраняя наколенную ранее собственность и увеличивая перечень
объектов собственности в процессе проведения сделок , субъекты бизнеса
сохраняют и укрепляют свое положение по отношению к другим субъектам
бизнеса.
Право собственности внешне проявляется посредством владения, пользования и распоряжения объектами бизнеса . Владение объектами бизнеса представляет собой юридическое , документальное закрепление тех или иных объектов бизнеса за субъектом бизнеса , становящимся тем самым собственником указанных объектов , а также сам факт реального присвоения объектов бизнеса . Владение – это господство над объектом бизнеса , возможность иметь данный объект у себя и содержать его . Распоряжение – это определение судьбы объекта бизнеса путем изменения ее принадлежности , состояния и назначения , а также осуществлении юридически возможных действий в этом направлении , включая продажу объектов бизнеса , сдачу их в аренду , либо в безвозмездное использование . Пользование – это применение объекта бизнеса ее владельцем , либо доверенным лицом для извлечения из нее различных полезных свойств.
Собственник объектов бизнеса может передавать данные объекты в хозяйственное ведение , либо оперативное управление другим субъектам бизнеса .
Вопросами собственности занимались ученые – экономисты, начиная с древности . Интерес к проблеме собственности существовал в экономической науке всегда . Во многом именно из отношения к определению к данной категории в прошлом формировались основные научные школы в области экономической теории . Здесь надо сказать , что категория собственности лежит в основе всех по сути приведенных нами выше концепций бизнеса .
Так , например , позитивная концепция бизнеса исходит из того , что
частная собственность является универсальным всеобщим благом , выступает
основным , наиболее важным инструментом улаживания всевозможных конфликтов
, которые происходят между людьми в процессе их деятельности . Именно
частная собственность рассматривается как всеобщая панацея от всех бед в
рамках идеологии позитивной концепции бизнеса , она трактуется как
исключительное достояние современного общества . Недостатком этой концепции
является чрезмерно преувеличенное внимание , которое уделяется категории
«частная собственность » и недостаточно реалистическая оценка других типов
собственности , которые уже довольно давно представлены в современном
обществе .
Так , например , акционерная (корпоративная ) собственность , долевая собственность , коллективная собственность , собственность фондов , собственность общественных объединений не являются разновидностями частной собственности . Большинство крупных предпринимательских фирм , заводов , коммерческих банков в современном обществе развиваются не на базе частной собственности .
Напротив , в рамках критической концепции бизнеса , частная
собственность рассматривается как всеобщее зло . Именно в рамках таких
представлений , в середине 19 века возникла теория научного коммунизма , к
которой мы уже обращались . В рамках теории научного коммунизма частная
собственность воспринимается и трактуется как исторически приходящее
явление , которое якобы возникло на определенном этапе развития
человеческого общества и также на другом , но тоже вполне определенном
этапе его развития , именуемом коммунизмом , должно кануть в небытие .
Основоположники научного коммунизма исходили из того , что частная
собственность разъединяетлюдей , является причиной антагонизмов между ними
, поскольку невозможно обеспечить одинаково равные отношения разных людей к
одним и тем объектам собственности . Следовательно , полагали и полагают
теоретики научного коммунизма , частная собственность является причиной
острейших противоречий , борьбы между разными людьми , группами людей ,
классами .
В конечном счете , частная собственность , согласно предположениям
сторонников указанной теории , должна быть преодолена другими , более
прогрессивными типами собственности , такими как собственность всего народа
, так называемая общенародная собственность , либо собственность крупных
коллективов . На этой основе в Советском Союзе в течение почти всего 20
века создавались так называемые общенародные (государственные ) предприятия
в промышленности , сельском хозяйстве , торговле , финансовой сфере , а
также так называемые колхозы (коллективные хозяйства ), обнаружившие к
концу прошлого столетия практически полную неэффективность .
Недостатком критической концепции бизнеса является в этой части явная недооценка позитивных возможностей , которые представляла и представляет собой частная собственность . Именно частная собственность является основанием для развития частной предпринимательской инициативы , которая так важна в системе бизнеса . Об этом мы будем говорить на протяжении всего курса . Именно частная собственность является основой развития различных видов частного предпринимательства .
Страницы: 1, 2