Другой эгоистической целью субъектов бизнеса является возмещение
понесенных затрат в процессе деловой деятельности и получение доходов от
этой деятельности . Приступая к деловой деятельности каждый субъект бизнеса
ставит перед собой задачу - минимум и задачу -максимум . Ему необходимо ,
как минимум , не понести убытки в результате своей деятельности , другими
словами , обеспечить окупаемость совершенных затрат . Всякий субъект
бизнеса , формируя задачу -минимум , стремится , однако , к выполнению
задачи - максимум , которую принято называть максимизацией дохода . Под
доходом субъекта бизнеса следует понимать часть его выручки , остающуюся
после возмещения всех затрат , совершенных в процессе деловой деятельности
.
Иногда в доходах субъектов бизнеса усматривается единственная цель деловой деятельности . Данная точка зрения является ошибочной и значительно сужает диапазон целей , которые объективно присущи субъектам бизнеса и соответствуют их деловым интересам . Немного позже мы увидим , что субъекты бизнеса являются носителями не только эгоистических интересов , но и общественных , однако , если даже сконцентрировать внимание лишь на эгоистических интересах субъектов бизнеса , нельзя не признать , что стремление к максимизации дохода не является единственной их целью . По крайней мере , мы уже знаем , что другой целью субъектов бизнеса является сохранение и преумножение собственности .
И , кроме того , максимизация доходов составляет содержание задачи
-максимум субъектов бизнеса , между тем их деловая деятельность может быть
подчинена необходимости выполнения лишь задачи - минимум . Ведь во многих
видах деловой деятельности и даже во многих видах предпринимательского
бизнеса невозможны не только максимизация доходов , но и даже вообще их
извлечение (например , в так называемой некоммерческой деятельности ).
Третьей важной эгоистической целью субъектов бизнеса , формирующейся в
процессе их деловой деятельности , является постоянное повышение
конкурентоспособности субъектов бизнеса . Под конкурентоспособностью
субъектов бизнеса следует понимать буквально способность к планированию и
осуществлению конкурентных действий по отношению к другим субъектам бизнеса
. Повышение личной конкурентоспособности субъектов бизнеса выражается в
относительном увеличении его профессионального и иного делового потенциала
. Можно выделить личную конкурентоспособность отдельных людей и
институциональную (или корпоративную) конкурентоспособность
институциональных субъектов бизнеса – организаций , предприятий ,
учреждений , партнерств и других .
Личная конкурентоспособность людей проявляется в совокупности возможностей каждого человека , а именно в уровне его профессиональной подготовки , объеме профессиональных и других знаний , в совокупности практических навыков , а также в наборе личных качеств человека . Стремясь удовлетворить свои потребности , каждый человек реализует личные способности , которые должны оказаться достаточными для постоянного обеспечения относительно лучших условий доступа к относительно ограниченным благам .
Институциональная конкурентоспособность проявляется в совокупности профессиональных и деловых качеств организаций и других институциональных субъектов бизнеса .
Здесь следует подчеркнуть , что в основе заинтересованности субъектов бизнеса в повышении своей конкурентоспособности лежит объективное стремление к совершенству , заложенное в самой природе . Всё , что бы ни делал человек , является не только объектом совершенствования (новые продукты и услуги , новое , более высокое качество товаров ), но и инструментом совершенствования самого субъекта бизнеса . Поэтому , развивая собственную деловую деятельность , всякий субъект бизнеса обязан позаботиться не только о конкурентоспособности объектов своего бизнеса , но и о собственной конкурентоспособности .
Выражение и отстаивание каждым из субъектов бизнеса своих эгоистических интересов приводит к явлению , которое называется конфликтом интересов . Вступая в сделки между собой , каждый из субъектов бизнеса стремится реализовать эгоистические интересы , которые могут не совпадать с деловыми интересами других субъектов бизнеса , и даже прямо противоречить им . Поэтому субъекты бизнеса вынуждены отстаивать свои эгоистические интересы , по сути , навязывая их другим субъектам бизнеса . И , таким образом , конкуренция субъектов бизнеса неминуемо превращается во взаимное навязывание эгоистических деловых интересов , а победа в конкурентной борьбе – в обеспечении наилучших условий реализации данных интересов .
Однако если бы совокупность деловых интересов субъектов бизнеса сводилась полностью лишь к их эгоистическим интересам , следовало бы в принципе признать правоту сторонников критической концепции бизнеса . Ведь конфликт интересов , не сдерживаемый никакими внутренними факторами , непременно приводит к тяжелым последствиям в отношениях между субъектами бизнеса . В такой ситуации бизнес , действительно , следовало бы понимать лишь как противоречивое и негативное явление .
К такому пониманию , кстати говоря , вполне может подвести и трактовка бизнеса как деятельности , направленной исключительно на максимизацию доходов . Доходы каждый из субъектов бизнеса может максимизировать за счет минимизации доходов других субъектов бизнеса , а то и за счет убытков последних . Деньги можно заработать проще всего , засунув руку в чужой карман . Постоянная максимизация доходов частью субъектов бизнеса обязательно оборачивается обеднением другой его части , что ведет к социальному расслоению общества , классовой борьбе и – в конечном итоге – к гибели такого общества .
К счастью , наряду с эгоистическими деловыми интересами субъекты бизнеса обладают и другой группой интересов , которые мы определяем в качестве общественных деловых интересов .
Общественные интересы субъектов бизнеса
По общественными деловыми интересами (или общественными интересами субъектов бизнеса ) понимаются осознанные потребности субъектов бизнеса в деятельности на благо общества . Данные интересы не привносятся субъектам бизнеса извне , они формируются в процессе самой деловой деятельности , и выступают как осознанные потребности считаться с закономерностями развития человеческого общества как единого целого , в том числе и жестко подчиняться формируемым в обществе правилам , нормам , традициям развития деловых отношений.
Человеческое общество было бы ошибкой трактовать как простое механическое соединение разобщенных эгоистическими интересами субъектов бизнеса . Деловые отношения , участниками которых являются последние , образуются вследствие необходимости осуществлять обмен деятельностью в целях наиболее полного удовлетворения людьми своих потребностей . Стремясь получить наилучший доступ к относительно ограниченным благам , ни один человек не вправе полагаться лишь на собственные силы . Он вынужден обмениваться результатами деятельности с другими субъектами бизнеса , что предполагает наличие разделения труда и специализации каждого из субъектов бизнеса на выполнении вполне определенного круга деловых функций .
Такая необходимость постоянно обмениваться результатами деятельности сформировала в людях важное личное качество , которое определяется как склонность к обмену . Склонность к обмену – важное человеческое свойство , лежащее в основе любых форм взаимодействия людей внутри человеческого общества . Ни одно живое существо в природе , кроме человека , не обладает таким качеством . Только человек способен обмениваться с другими людьми принадлежащими ему относительно ограниченными благами .
Отношения обмена делают возможным разделение и специализацию
деятельности субъектов бизнеса , что позволяет добиться экономии рабочего
времени при создании продукции , оказании услуг , выполнении работ . Эти
отношения , по существу , делают бизнес живой , развивающейся системой .
Великий английский экономист прошлого Адам Смит писал , что такая система
по сути своей – это громадная сеть связей между специализированными
производителями , которых соединяет «склонность к мене , торговле , к
обмену одного предмета на другой».
В разделении труда синтезируется эгоистическая и общественная составляющие природы каждого человека . Работая на себя , на удовлетворение своих потребностей , индивидуум специализируется на отдельном виде деятельности , предполагая удовлетворить результатами своего труда , теми материальными благами , которые он производит , других людей , и , в свою очередь , получить взамен возможность удовлетворения своих собственных потребностей .
Можно выделить две группы общественных интересов субъектов бизнеса .
Первую группу составляют креативные интересы , тему которых мы невольно уже
затрагивали в настоящем параграфе учебника «Основы бизнеса ». Они состоят в
том , что , стремясь к повышению собственной конкурентоспособности ,
субъекты бизнеса оказываются заинтересованными в развитии творческой
(креативной ) составляющей своей деятельности по производству продукции ,
оказанию услуг , выполнению работ – на благо другим членам общества , а
значит , на благо обществу в целом . Действительно , мы получаем
возможность приобретать продукты питания , например , хлеб не по милости
пекаря и хозяина булочной , а из их эгоистических интересов .
Предприниматели хотят заработать , а потребители хотят есть .
Выделение в составе деловых интересов субъектов бизнеса креативных
интересов основано на признании двух важных обстоятельств , характеризующих
смысл деловых отношений . Первое обстоятельство состоит в необходимости
созидательной деятельности по производству и воспроизводству благ , которые
в законченном виде не встречаются в природе . Поэтому креативное
(творческое ) начало обязательно присутствует в любой созидательной
деятельности людей и является основой развития человеческого общества .
Такое начало проявляется в процессе создания благ , а также в процессе совершенствования тех или иных свойств этих благ . Креативное начало может иметь
* абсолютный инновационный характер , признаком которого является постоянное профессиональное творчество (впоследствии мы узнаем , что абсолютная креативность более всего присуща для инновационного бизнеса );
* относительный инновационный характер , признаком которого является сочетание творческой деятельности и рутинного выполнения текущих деловых обязанностей ;
* абсолютный подражательный характер , признаком которого является копирование существующих образцов как основа деловой деятельности ;
* относительный подражательный характер , признаком которого является сочетание копирования существующих образцов и творческой деятельности , с одной стороны , а также рутинного выполнения текущих деловых обязанностей , - с другой стороны .
Склонность к копированию , подражательность , делает возможным для отдельных субъектов бизнеса быстро перенимать удачный опыт , распространение которого способствует более быстрому развитию общества , создает условия для технического прогресса .
Второе обстоятельство состоит в необходимости постоянного обмена
деятельностью между всеми субъекта бизнеса , поскольку ни один из них в
отдельности не в состоянии производить и воспроизводить всю совокупность
благ , которые требуются им для удовлетворения их собственных потребностей
.
Обмениваясь результатами своей деятельности , субъекты бизнеса осознанно или поневоле работают ради удовлетворения потребностей других людей . В этом смысле бизнес , действительно , выступает общественно полезной деятельностью .
Субъекты бизнеса вступают в деловые отношения не только в соответствии со своими эгоистическими интересами , но также в соответствии с развивающимися общественными потребностями в разнообразных благах , и , следовательно , они вступают в данные отношения , подчиняясь имеющимся у них общественным интересам .
Поэтому наряду с отмеченными целями бизнеса , обусловленными эгоистическими интересами , существуют и другие , обусловленные общественными интересами , а именно :
. стремление субъектов бизнеса добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции ;
. стремление субъектов бизнеса сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса ;
. стремление субъектов бизнеса к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности .
Каждый субъект бизнеса , вступая в сделку , объективно стремится реализовать в ней свои эгоистические притязания . Вместе с тем , он не в состоянии постоянно навязывать свои интересы другим субъектам бизнеса , ибо он зависит от объективных потребностей одних и от возможностей предложения нужных ему благ со стороны других . Поэтому он вынужден постоянно думать не только о собственном процветании , но и о благополучии других субъектов бизнеса , многие из которых являются в то же время его прямыми или косвенными конкурентами . Общественные интересы субъектов бизнеса выражаются во внимательном отношении и даже в заботе о других субъектах бизнеса . Не случайно знаменитый профессор маркетинга Филипп Котлер напутствовал начинающих предпринимателей призывом : «Любите клиента , а не свой товар!»
В развитой системе бизнеса такая забота является взаимной – при этом
каждый из «заботливых » субъектов бизнеса в отдельности может отчаянно
бороться за относительно лучшие условия доступа к относительно ограниченным
благам с конкурентами и даже ненавидеть своих соперников . Однако
мизантропия по отношению к конкурентам никогда не должна перевешивать
осознание взаимной зависимости всех субъектов бизнеса , призванных
постоянно обмениваться результатами своего труда , мешать поискам
неудовлетворенных потребностей и осуществлению того , что нужно другим .
Руководствуясь своей потребностью , стремясь увеличить свое благосостояние
, всякий субъект бизнеса по необходимости делает то , в чем нуждается
общество в целом .
Великий английский экономист Адам Смит писал : «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних , и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения . Он скорее достигнет своей цели , если обратиться к их эгоизму и сумеет показать им , что в их собственных интересах сделать для него то , что он требует от них ... Дай мне то , что мне нужно , и ты получишь , что тебе нужно , – таков смысл высказывания всякого подобного предложения . Не от благожелательности мясника , пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед , а от соблюдения ими своих собственных интересов . Мы обращаемся не к их гуманности , а к их эгоизму , и никогда не говорим о наших нуждах , а об их выгодах».
Вторую группу общественных интересов составляют интересы организации гарантированного долговременного функционирования и обеспечения безопасности собственного бизнеса . Ни один из субъектов бизнеса не в состоянии обеспечить собственную безопасность самостоятельно , каждый из них нуждается в эффективной системе общественной (локальной , государственной , международной ) безопасности . Такая безопасность может быть обеспечена посредством общественной организации жизнедеятельности людей на всех уровнях человеческого общества , внутри которых ни один из субъектов бизнеса не обладает способностью оказывать разрушительное воздействие на общество .
Все известные истории и современные формы государственного устройства
, институтов политической власти , административных организаций , в том
числе карательных , более или менее успешно обслуживали именно данную
группу деловых интересов – организацию долговременного гарантированного
функционирования отдельных субъектов бизнеса и обеспечение безопасности их
бизнеса . В развитой современной системе бизнеса структура органов
государственной власти и управления , локальных органов власти и
международных организаций нацелены на обеспечение реализации указанных
деловых интересов всеми субъектами бизнеса . За это субъекты бизнесы
вынуждены , по сути , содержать упомянутые организации , оплачивая их
деятельность посредством налогов от собственной деловой деятельности .
Таким образом , мы видим , что эгоистические и общественные деловые интересы субъектов бизнеса отражают две противоположные тенденции формирования указанных отношений , а именно : o тенденцию конкуренции или соперничества ; o тенденцию интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно –полезной деятельности .
Данные тенденции являются противоположными , но они всегда дополняют и обусловливают наличие друг друга . Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные , они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно .
Теперь , по завершении рассмотрения данного вопроса , мы можем констатировать , что позитивная и критическая концепции бизнеса явно преувеличивают значение соответственно общественных и эгоистических интересов субъектов бизнеса . Между тем лишь в рамках прагматической концепции бизнеса можно избежать идеализации настоящего и прошлого , равным образом , как и уничтожением рыночного настоящего в пользу нерыночного , коммунистического будущего с его принципом распределения «от каждого по способностям , каждому - по потребностям».
Лишь в рамках прагматической концепции бизнеса становится понятным , что бизнес , с одной стороны , выступает как противоречивое явление , содержащее непременный «конфликт интересов », но , с другой стороны , бизнес – это исторически непреходящее явление . Бизнес невозможно уничтожить , ибо без него прекратится существование человека и как потребителя природных и произведенных благ , и как творческой единицы , способной на создание упомянутых благ , и как члена общества . Поэтому приходится приспосабливаться к его противоречиям и мириться с очевидным несовершенством сочетания эгоистического и общественного начал в деятельности каждого из субъектов бизнеса .
Особенности позитивной , критической и прагматической концепций бизнеса представлены в таблице 1.1.
| |Позитивная |Критическая |Прагматическая |
|Цель |Всеобщее благо |Корысть |Удовлетворение |
|бизнеса | |бизнесменов |потребностей |
| | | |участников |
|Осуществляется в |Всего общества |Бизнесменов |И бизнесменов, и |
|интересах | | |общества |
|Явление |Непротиворечивое |Нежелательное в |Противоречивое, |
| | |жизни общества |но неизбежное |
Страницы: 1, 2