Государственной думы, правительство РФ, законодательные органы субъектов
Федерации. Обращения в соответствующие органы как самих предпринимателей, так и их объединений могут способствовать тому, что соответствующий законопроект будет внесен в Государственную Думу.
5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.
Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в
первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все
более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы,
ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий.
Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая
значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.
Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.
В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.
Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.[16]
Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.
Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от
действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер
государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 12 мая 1995 г.:
. закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;
. определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;
. устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. [17]
Государственная поддержка предпринимательства сдерживается
макроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программ
направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие
предпринимательства, таких, как:[18]
. несовершенство системы налогообложения;
. нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
. неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования
(кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
. отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
. организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
. административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития
предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер
государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо
выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:[19]
1. открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
2. учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
3. постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
4. значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;
5. ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;
6. использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;
7. формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
8. организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;
9. существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;
10. обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;
11. организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая правовая система России все еще не может обеспечить
защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось
оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической
жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе
предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум
права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные
социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому
нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот
“вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными
методами ведения деятельности и разрешения споров.
Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания
государства к предпринимательству следует обратиться к принципам
предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить
следующие направления приоритетного приложения усилий:
1. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
3. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали»
(следствие принципа 2);
4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
5. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)
Т.о., данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых
стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной
стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и
населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне
(региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно,
привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на
условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной
конкуренции.
И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие
которых позволит государству наиболее эффективно регулировать
предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в
России.
1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
2. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;
3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
4. Научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства
(организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
5. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок н технологий ;
6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
7. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
Интернет.
2. Безопасность личности и бизнеса. // Справочник информационного агентства AT. СПб.. 1998.
3. Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в
России // Интернет
4. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).
5. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности
// Закон. 1994. № 6.
6. Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.
7. Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
8. Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.
9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года //
Интернет.
-----------------------
[1] Безопасность личности и бизнеса. Справочник // Информационное агенство
AT. СПб.. 1998.
[2] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности
предпринимательства // СПб., 1998.
[3] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.
[4] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
Интернет.
[5] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
Интернет.
[6] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
Интернет.
[7] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.
[8] Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности //
Закон. 1994. № 6.
[9] Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности //
Закон. 1994. № 6.
[10] Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в
России // Интернет
[11] Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в
России // Интернет
[12] Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в
России // Интернет
[13] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[14] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[15] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[16] Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).
[17] Федеральный закон «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года //
Интернет.
[18] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.
[19] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.