По числу предприятий:
Рис. 2 (а)
По объему оборота:
Рис.2(б)
2.2 Отрасли коммерческой деятельности
Коммерческие предприятия работают во всех отраслях экономики: производство, сельское хозяйство, строительство, предприятия платных медицинских услуг, оптовая и розничная торговля, кредитование, финансы и страхование и т.д.
Производственные коммерческие предприятия производят продукцию, товары, используя орудия и предметы труда, рабочую силу, для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям.
Финансовые предприятия продают и покупают ценные бумаги, (кредит) деньги. Прибыль возникает в результате получения процентов, прибавочного капитала.
Посреднические предприятия не производят и не продают товар, а выступают в роли посредника, связующего звена в процессе товарообмена, в товарно- денежных операциях.
Страховое предприятие за определенную оплату гарантирует страхователю компенсацию возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате наступления страхового случая.
Коммерческие предприятия связи предоставляют различного рода услуги
связи (проводной и мобильной). Прибыль возникает в результате получения
абонементной платы, технического обслуживания, продажи оборудования связи.
Например филиал Яртелекома Яртелекомсервис является коммерческим
предприятием связи. Если говорить о перспективности той или иной отрасли
экономики, то необходимо проанализировать количество занятых в данной
отрасли, является ли данная отрасль реципиентом иностранных инвестиций,
поддерживается ли государственными субсидиями и дотациями и самое главное
средняя величина нормы прибыли.
Занятые по отраслям экономики[3]
Таблица №1
| |В среднем за| |В среднем за| |
| |1990 г. | |1997 г. | |
|Отрасли |В % к итогу |Распределе|В % к итогу |Распределе |
| | |ние по | |ние по |
| | |полу, % | |полу, % |
| |Жен. |Муж. |Жен.|Муж.|Жен. |Муж. |Жен. |Муж.|
|Промышленность |29 |32 |48 |52 |19 |27 |39 |61 |
|Сельское и лесное | | | | | | | | |
|хозяйство |10 |17 |39 |61 |9 |18 |32 |68 |
|Строительство |6 |18 |27 |73 |4 |13 |24 |76 |
|Транспорт и связь |5 |11 |32 |68 |5 |10 |32 |66 |
|Оптовая и розничная | | | | | | | | |
|торговля, | | | | | | | | |
|общественное питание|12 |3 |80 |20 |18 |10 |62 |36 |
|Жилищно-коммунальное| | | | | | | | |
|хозяйство, | | | | | | | | |
|непроизводственные | | | | | | | | |
|виды бытового |4 |4 |52 |48 |5 |5 |46 |54 |
|обслуживания | | | | | | | | |
|населения | | | | | | | | |
|Здравоохранение, | | | | | | | | |
|физическая культура | | | | | | | | |
|и социальное |9 |2 |83 |17 |12 |2 |81 |19 |
|обеспечение | | | | | | | | |
|Образование, | | | | | | | | |
|культура и искусство|15 |4 |77 |23 |18 |4 |79 |21 |
|Наука и научное | | | | | | | | |
|обслуживание |4 |4 |53 |47 |2 |2 |50 |50 |
|Кредитование финансы| | | | | | | | |
|и страхование |1 |0 |90 |10 |2 |1 |72 |28 |
|Управление |3 |1 |67 |33 |4 |4 |50 |50 |
|Другие отрасли |2 |4 |34 |66 |2 |4 |24 |76 |
|Всего, % |100 |100 |51 |49 |100 |100 |47 |53 |
|Тыс. человек |38114|37211| | |30667|33972| | |
«Отрасли российской экономики – реципиенты иностранных инвестиций в 1998 г.»[4]
Таблица №2
|Отрасли |Всего|В том числе |
| | | |
| |Млн. | |
| |дол. | |
| | |Прямые |Портфель|Прочие |
| | | |ные | |
|Нивестиции всего |11773|3361 |191 |8221 |
| | |(38.5) | | |
|В том числе: | | | | |
|Управление |2477 |9 (0.4) |0 |2468 |
|Коммерческая деятельность по | | | | |
|обслуживанию рынка |1426 |253 (17.7)|0.6 |1172 |
|Финансовая банковская и | | | | |
|страховая деятельность |900 |66 (7.3) |11 |823 |
|Топливная |1880 |307(16.3) |0.6 |1572 |
|Пищевая |1473 |1192(80.9)|6 |275 |
|Торговля и общественное |1201 |489(40.7) |8 |704 |
|питание | | | | |
|Транспорт и связь |589 |250(42.4) |146 |193 |
|Черная и цветная металлургия |527 |97(18.4) |2 |428 |
|Машиностроение и |305 |127(41.6) |1 |177 |
|металлообработка | | | | |
|Деревообрабатывающая и | | | | |
|целлюлозно-бумажная |240 |112(46.7) |- |128 |
|Строительство |237 |108(45.6) |0.4 |129 |
Как видно из таблицы в связи работают в основном мужчины, и имеет
тенденции к увеличению количества. Это свидетельствует об укреплении
отрасли и соответственно увеличению рабочих мест. Кроме того связь
финансируется за счет иностранных инвестиций. В 1998 году данная отрасль
получила 589 млн. долларов из них прямых 250 млн. долларов (см. таблицу
№2). Инвестиции были направлены на расширение телефонизации,
переоборудования телефонных станций и т.д.
Таким образом можно считать, что связь – это привлекательная отрасль для ведения коммерческой деятельности. Недостатком данной отрасли является то, что данная отрасль уже поделена между крупными операторами связи. Малых предприятий связи немного – порядка 3.7% от общего количества предприятий[5].
Надо отметить, что новая продукция в данной отрасли появляется каждый год. Таким образом связь является капиталоемкой, трудоемкой и оборудоемкой отраслью экономики.
2.3 Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия.
Итак существует огромное количество коммерческих предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в различных областях экономики.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как: увеличение объема продаж; достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка; увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания); увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество); изменение структуры капитала.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, часто не столько ради достижения определения уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связанны между собой. Будучи ориентированно на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.
Система ценностей.
Процветающее предприятие - это предприятие, получающее устойчивую
прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована
на стабильной основе только через осознание и наиболее полное
удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое
распространение в международной теории и практике бизнеса концепций, через
создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев
(акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и
персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия, заинтересованы в
постоянном и все более возрастающем потоке доходов и таком использовании
собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность
принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в
стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в
благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность
представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене
(рис.3).
[pic]
рис.3
Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объем продаж и, в конечном счете, увеличивать прибыль.
Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия -
это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные
преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает
данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое
положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными
характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию
предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три
основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои
исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно
осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия
должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более, низкой
цене, чем их конкуренты (конкурентно-способные цены), либо с такими
качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции
(дифференциация продукта); либо, придав им особые свойства, которые
удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая
специализация) (рис.2).
[pic]
рис. 4
Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий, ведут к падению эффективности.
После того как конкурентная рыночная стратегия определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.
Этапы планирования.
Первый этап планирования - анализ внешней среды:
. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);
. отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);
. рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);
. спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);
. ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.