Кооперативная собственность
p> Главная цель работы с пайщиками или социального управления — вернуть пайщикам чувство хозяина потребительской кооперации, пробудить у них экономический интерес к результатам хозяйственной деятельности своей кооперативной организации и всей кооперации в целом.

Только на этой основе можно добиться экономической поддержки кооператива пайщиками, а именно, участия их в реализации товаров в качестве покупателей, в обеспечении кооперативу гарантированного сбыта, в увеличении паевого фонда.

Эта поддержка должна поощряться кооперативными выплатами в различных формах (выплаты ограниченного процента на паевой капитал, выплата покупательского дивиденда в деньгах или в чеках, талонах для приобретения в кооперативных магазинах своего кооператива или союза различных товаров).

Другое направление работы с пайщиками — активировать сбор паевых взносов, которые в настоящее время составляют незаметную долю в оборотных средствах.

Безубыточность и конкурентоспособность кооперативных организаций и их союзов в значительной мере зависит от экономической поддержки их пайщиками,
В этих условиях социальное управление как особая функция потребительской кооперации приобретает особое значение. Оно должно ориентироваться на пайщиков, повышение их уровня жизни и социальной защиты.

3. Взаимоотношения с местными органами самоуправления

Эти взаимоотношения строятся на основе Постановления Правительства
Российской Федерации № 24 от 24.01.1994 г. «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации».

Согласно этому постановлению основной формой сотрудничества кооперативных организаций с органами местного самоуправления являются ежегодно оформляемые соглашения.

В них предусматриваются обязательства организаций потребительской кооперации снабжать жителей отдаленных населенных пунктов продуктами питания первой необходимости, иногда регламентация уровня цен на хлеб и др.
Со своей стороны местная администрация предоставляет потребительским обществам (союзам) льготы по отдельным налогам или освобождает их от местных налогов, возмещает часть транспортных расходов по доставке товаров за счет местного бюджета.

В отдельных регионах Российской Федерации налоговые льготы потребительской кооперации включают:

- освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, в пределах суммы, зачисляемых в бюджет данного региона, налога на приобретение автотранспортных средств, снижение ставки налога на пользователей автомобильных дорог, снижение тарифов на электроэнергию и т.д.

Соглашения организаций потребительской кооперации с администрацией не всегда укрепляют финансовое положение потребительских кооперативов
(союзов). Поэтому когда соглашения с местными органами самоуправления не выгодны потребительской кооперации, следует от них отказаться.

Подводя итоги анализа состояния и тенденций хозяйственной и социальной деятельности исследованных кооперативных организаций можно сделать следующие выводы о причинах их убыточности:
> «Основная причина состоит в отношении руководителей к своим обязанностям, их компетентность, укомплектованность организаций кадрами.

Рентабельная деятельность напрямую зависит от этих факторов.
> Ущерб экономике и имиджу системы наносят отдельные руководители, злоупотребляющие служебным положением в корыстных целях, недобросовестно относящиеся к работе, а также не умеющие или не желающие работать и те, кто совмещает официальную должность в потребительской кооперации с собственным бизнесом. Во многих организациях не изжита психология иждивенчества, что проявляется в ориентации на помощь извне при собственной пассивности в коммерческой деятельности.
> Другая серьезная причина убыточности состоит в неэффективной организационной структуре, наличии большого числа хозрасчетных организаций и предприятий, а, следовательно, распылении финансовых и материальных ресурсов. В ряде организаций, в которых предприятия перешли на единый баланс, имеются серьезные недостатки по внедрению внутреннего хозрасчета, что снижает эффективность их функционирования.
> Доходы системы уменьшаются, так как во многих организациях продолжают сокращаться объемы хозяйственной деятельности в торговле (оптовой, розничной), предприятиях питания, заготовках, производстве, падает производительность и эффективность труда. В таких организациях не просчитываются объемы, которые способны обеспечить безубыточную хозяйственную деятельность.
> Неумение эффективно управлять финансами, ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, рост дебиторской и кредиторской задолженности в значительной степени повинны в создании кризисной ситуации. Убытки организаций и предприятий во многом определены даже не самой кредиторской задолженностью, а ее структурой, большой долей кредиторской задолженности, которая приходится на внутрисистемные расчеты между юридическими лицами своей организации, что вызвано той же множественностью хозрасчетных организаций.
> Убыточные организации характеризуются недостатком собственного оборотного капитала, пассивным отношением к его формированию путем займа у пайщиков и некооперированного населения, неумением работать с банками, отстаивать свои экономические интересы в период заключения и перезаключения кредитных договоров, и в повседневной деятельности.

Многие организации вообще не участвуют в составлении таких договоров, всецело полагаясь на добросовестность банков, не научились использовать денежную, наличную выручку как товар, который тоже должен приносить определенный доход.
> Фонд развития потребительской кооперации как источник пополнения собственного оборотного капитала не везде начисляется в оптимальных размерах. Таким образом, не в полной мере задействован важнейший фактор стабилизации экономики, который создан Центросоюзом для повышения конкурентоспособности системы. ==» Одновременно с недостатком оборотного капитала констатируем избыток основных средств относительно фактических объемов деятельности. Неэффективное использование материально- технической базы, большие налоги на имущество увеличивают убытки кооперативных организаций. Не везде временно «излишние» предприятия грамотно законсервированы. Организации, проводя переоценку основных фондов, экономически не просчитывали варианты по налогооблагаемой базе при выборе методов переоценки, не в полной мере использовали эту возможность для сокращения суммы налога на имущество.
> Потребительские общества и союзы несут значительные расходы по оплате налогов и штрафных санкций не только из-за незнания законов по налогам и налогообложению, но и из-за неумения противостоять незаконным притязаниям налоговых служб.
> Одна из причин убыточности — отчуждение (зачастую в корыстных целях) лучших объектов недвижимости (магазинов, столовых, производственных предприятий), расположенных в районных центрах, где наиболее стабильные покупательские потоки, и, таким образом, потеря наиболее престижного и выгодного сегмента потребительского рынка.
> Сократив число пайщиков, многие организации потребительской кооперации подорвали собственную социальную базу, лишившись гарантированных покупателей, основных сдатчиков сельскохозяйственной продукции.

Уменьшилась возможность использования заемных средств пайщиков и паевого фонда для пополнения собственных оборотных средств. Сокращение числа пайщиков отразилось на престиже потребительской кооперации, на взаимоотношениях с органами местного самоуправления.
> Недостаточна методическая и консультационная помощь потребительским обществам, райпотребсоюзам и райпо со стороны областных (краевых, республиканских) потребсоюзов по налогам и налогообложению, правовым вопросам, экономической работе.
> Экономические управления (отделы) сохранены в потребсоюзах, экономисты — в потребительских обществах. Однако существует отставание в знании ими современных методов анализа, бизнес-планирования, компьютерных технологий. Экономисты не просчитывают экономические последствия принимаемых организацией решений».

2.2. Эталонная модель потребительского общества

Обобщив успешную рентабельную деятельность отдельных потребительских обществ составим эталонную модель потребительского общества. Они наделим его следующими чертами[18]:
1. экономически грамотное руководство. Это, как правило, высоко квалифицированные специалисты с высшим кооперативным образованием, среднего возраста, имеющие значительный стаж работы в потребительской кооперации, первоначально чаще всего в должности бухгалтера (финансиста) или экономиста. Их отличительная черта и преимущество — умение управлять финансами;
2. жесткий контроль за расходованием средств и сохранностью кооперативной собственности. Такое потребительское общество, как правило, не продает, а приобретает объекты недвижимого имущества (магазины, транспортные средства, оборудование), развивает материально-техническую базу, внедряет новую технику и технологии;
3. отсутствие психологии иждивенчества, переориентация на собственные силы и возможности, прежде всего в накоплении собственных оборотных средств.

Изначальной основой собственного оборотного капитала послужили паевые заемные средства пайщиков, работников, обслуживаемого населения. Сейчас оборотные средства пополняются за счет фонда развития потребительской кооперации;
4. объективная оценка преимуществ потребительской кооперации как социально ориентированной системы, опора на пайщиков, создание условий для их активного экономического участия, повышение материальной заинтересованности пайщиков в результатах хозяйственной деятельности;
5. изучение рынка потребительских товаров, достоинств конкурентов, улучшение коммерческой деятельности, выход на прямые связи с производителями без посредников, увеличение доли товаров собственного производства и заготовок в розничном товарообороте торговой сети и предприятий питания;
6. концентрация материальных и финансовых ресурсов, эффективное их использование на основе сокращения числа юридических лиц, объединение всех или большинства предприятий в единую хозрасчетную организацию с одним бухгалтерским балансом, внедрение внутреннего хозрасчета;
7. сохранение всех отраслей деятельности (оптовая и розничная торговля, производство, заготовки, транспорт, строительство) с последующей диверсификацией: территориальной (усиление своего влияния в городах и соседних и отдаленных районах), отраслевой (сельское хозяйство, мукомольное производство, переработка рыбы, очистка дорог, аптеки, бытовые ц производственные услуги и т.д.);
8. выбор производства в качестве приоритетной отрасли деятельности, обеспечивающей доходы организации товарные ресурсы торговле и предприятиям питания, рабочие места и доходы пайщикам и некооперированному обслуживаемому населению;
9. повышение качества обслуживания населения, контроль за качеством реализуемых товаров, создание нового, привлекательного имиджа кооперативной организации как надежного партнера;
10. постоянная работа с кадрами, систематическое повышение квалификации и переподготовка, улучшение условий труда

Для потребительских обществ, союзов первого уровня эти признаки должны стать ориентиром в хозяйственной деятельности.

2.3. Возможная роль кооперативов в развитии экономики

Специфические особенности правового статуса кооператива, в котором его член является одновременно работником кооператива и его хозяином, позволяют утверждать, что производственный кооператив более способен обеспечить социальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чем многие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна страна не может и не должна быть обществом только "цивилизованных кооператоров". Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором экономики, участвуют в решении многих весьма болезненных проблем общества: обеспечении занятости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи.
Кооперативы способствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников. Они хороши для организации небольших научно- исследовательских центров, формирования через союзы и ассоциации технопарков.

Подобные возможности кооперативов должны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на местах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, которые, как они утверждают, заинтересованы в формировании у нас подлинно социального государства. Необходима помощь государства и общества для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в
Законе о производственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления должны содействовать развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получению необходимой для их деятельности информации. Пока можно говорить только о существовании некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.

Не обращено должного внимания на то, что кооперативы, во-первых, наиболее характерный субъект малого предпринимательства, действующего в качестве юридического лица, основным признаком которого является численность его работников. В отличие от участников хозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, члены производственного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетом этого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами малого предпринимательства, нуждающимися в поддержке властных структур, в особенности в начале деятельности. В программах приватизации, например, можно предусматривать преобразование небольших государственных и в особенности муниципальных предприятий в кооперативы, а не только в акционерные и другие хозяйственные общества.

Кооперативным объединениям (союзам, ассоциациям) следует настойчиво выходить с предложениями о создании по примеру многих других стран в органах исполнительной власти подразделений по вопросам кооперации.
Необходимо, чтобы Фонд поддержки малого предпринимательства оказывал целевым назначением финансовую поддержку производственным кооперативам, отвечающим признакам субъекта малого предпринимательства.

Не должно остаться декларацией положение Закона о производственных кооперативах, запрещающее установление ограничений прав кооперативов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайне необходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирующие кооперативы. В частности, внести изменение в Закон о банках и банковской деятельности, предусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственных обществ, но и кооперативных банков, существующих и успешно работающих во многих зарубежных государствах, в том числе и развитых.

Принятие законодательных актов о производственных кооперативах должно сопровождаться конкретными шагами по их поддержке и развитию в России. В основном документе для Всемирной конференции ООН на высшем уровне по вопросам развития, состоявшейся в Копенгагене в 1995 г., отмечался большой размах современного кооперативного движения и содержались рекомендации ко всем странам-участницам ООН принять меры по его поддержке. Россия участвовала в работе этой конференции и должна следовать ее рекомендациям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Что лежало в основе решения об исключении кооперативов из экономической жизни страны, принятого реформаторами экономики тех лет, неизвестно. Можно предположить, что от кооперативов отказались как от негосударственной формы предприятия советского периода, чтобы открыть широкую дорогу новым организационно-правовым формам частного бизнеса, преимущественно акционерным обществам и товариществам с ограниченной ответственностью.

Жизнь показала ошибочность отказа от кооперативов. Во-первых, потому, что людям ограничили право выбора, без которого ни одно общество не может считать себя демократическим, а во-вторых, потому, что кооперативные ценности, которым привержено около 800 млн. человек в мире, нельзя исключить из жизни одним росчерком пера.

В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов. В стране действуют примерно
10 тыс. таких кооперативов. При этом многие из них были созданы до 1991 г., но сумели с большими трудностями сохранить свою организационно-правовую форму.

Большинство ошибок в регулировании кооперативного движения удалось исправить Гражданскому кодексу РФ и принятому на его основе Федеральному закону "О производственных кооперативах", создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

О верности такого решения говорит наметившийся обратный процесс: возвращение от акционерной к кооперативной организационно-правовой форме.
Например, по данным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 г. в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной форме организации и деятельности. К сожалению, в ГК РФ, а вслед за ним в Федеральном законе "О производственных кооперативах" не точно определен правовой статус производственных, а также потребительских кооперативов, что создает трудности в их деятельности.
Данный упрек касается прежде всего цели, ради которой создается кооператив.
Но проблема производственных кооперативов состоит не только в законодательных просчетах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики..// Государство и право. 1998.

2. Белоусов В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела:

Учебное пособие.-Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.-472с.
3. Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник /Автор-составитель

Г.С.Саркисянц. Под.ред. В.Г.Машенцева, А.Г.Саркисянца, Л.Д. Шарова.- М.:

Информпечать, 1993.-с.139
4. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Москва, 1996- 354с.
5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и верховного совета РСФСР

1990 No 30 ст. 418. Ср. пп. 1 и 2 ст. 11 Закона о собственности в РСФСР.

6. ГК РФ 1994, ч.1 //СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301


7. Глушецкий А.// Экономика и жизнь. 1998. №4. с. 25.


8. Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М.: Проспект,

1998 – С.158

9. Е. А. Суханов Гражданское право. Том 1
10. Е. Ф. Борисов Экономическая теория курс лекций – М., 1996 г.
11. Ермишин П.Е. Основы экономической теории, М., 1994.-324с.

12. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от

05.12.90

13. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос,

1994.-384с.
14. Ковалев В.П. Словарь бизнесмена. - М.: Высш.шк., 1995.-320с.

15. Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. М., 1996


16. Комментарии КЗоТ РФ. М., 1996


17. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М., 1997 – С.6

18. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. –

М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 – с.310.
19. Основы гражданского законодательства

20. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 января 1998 г //

Бюллетень Верховного суда РФ. 1998. № 1.


21. Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право обществ капитала ФРГ с особым акцентом на кооперативном товариществе. М.,1993


22. Фаин Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. Иваново, 1994.


23. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»// СЗ РФ. 1996, № 20. Ст. 2321

24. Шаршов И.С. Курс экономической теории. Ч.1.-Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995.-

264с.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты