Малый бизнес

Малый бизнес


                                         ВВЕДЕНИЕ:


   В последнее  время  в России созрел достаточно серьезный вопрос:  кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,  относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям  промышленности ? Ответ кажется простым  только  на  первый взгляд:  заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных  вложений  в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все  гораздо  сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том,  что руководители  предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.  Государственные предприятия в нашей стране,  к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции,  научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования,  постепенного освобождения  от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.  Они могут  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как  можно  больше ошибок,  которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России,  сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

   Для начала немного статистики.  Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал проис-

ходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90%  от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53%  всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина рабо-

тающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важ-

ности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$

затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий,  остальные 90%  внедряют малые предприятия  и

независимые изобретатели.

   Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо

только  потому,  что  они  дают жизнь старым крупномасштабным

предприятиям и в союзе с ними  получают  значительную  выгоду

как для себя,  так и для рыночной экономики в целом. Об этом

говорят следующие цифры:  в США на  малый  бизнес  приходится

34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обра-

батывающей промышленности производят предприятия малого биз-

неса.


        САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ МАЛОГО

                                          БИЗНЕСА:


   Для самостоятельного  анализа малого бизнеса важно найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предп-

ринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают

обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.  К малому бизнесу относят,  как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

         от 1 до 20 - ремесленные;

         от 20 до 100 - малые;

         от 100 до 500 -  средние предприятия.

   Но часто, в зависимости  от  важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы.

В Германии, например, существует 4 категории:

         от 20 до 49;

         от 50 до 99;

         от 100 до199;

         от 200 до 499.

   В Германии,  чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот  должен  составлять  от 3,5 до 11,5 млн.DM,  в США - 3-12 млн.$.

   Но в любом случае система градации фирм и их отнесение к

разряду малых или средних является достаточно проблематичным,

тем более,  что малым предприятием быть выгоднее, так как для

него осуществляется практика государственной  поддержки  пос-

редством льготных кредитов и государственных заказов.

   Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше,  чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34%  занятых на  них  работников  приходится  только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

   Наибольшее влияние  на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

  - в  развитии  инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

  - повысился общеобразовательный уровень людей с одновре-

менным накоплением опыта в крупных компаниях;

  - уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

  - способствование малыми фирмами решению вопроса безра-

ботицы;

  - в  создании малых предприятий дополнительным стимулом

оказалось сокращение рабочей смены;

  - большая  конкурентноспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями за-

работной платы;

  - расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприя-

тиях.

   По мере  развития мелкого предпринимательства образуются

различные формы организации частных фирм. На данный момент

известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

   Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно  для  открытия такого

предприятия  достаточно  лишь  получить  лицензию  от местных

властей и зарегистрировать торговое имя.  Деловые партнерства

представляют собой организацию из двух и более лиц, между ко-

торыми заключается контракт на совместное владение предприя-

тием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий

тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна  для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций,  например в США,  98%  - небольшие  семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть

отделено от ее владения,  нередко бывают случаи, когда корпо-

рацией  владеет и руководит один собственник при помощи подс-

тавных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не

принимают участия в управление ею.

   Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40%  из  них  просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда  выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентноспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит  основателей  фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой.  Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы.  Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства  малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

   Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном  увеличении  числа  предприятий  малого и среднего

бизнеса в экономике.

   Причем достаточно важно то,  что часто малое предприятие

обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной

фирмой или само становится таковой.

   Отсюда можно говорить о трех  моделях  развития  мелкого

предпринимательства:

 - консервация масштабов деятельности с последующим  сох-ранением статус-кво;

 - медленное расширение деловой активности;

 - быстрое  развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

   По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55%  не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медлен-

ного устойчивого роста, и только 10%  - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что  говорит  о  стремлении  к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

   В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась  тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии.  Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не  вызывает  сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и

нематериальной  сферы  производства. 

Относительно  состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по  экспорту даже несколько снижалась.  Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

   В общем,  в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте

и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или  даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное

состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный пе-

риод можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая,  инновационная адаптация внутренней среды и внешних

взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйствен-

ной  среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость

использовать не только преимущества специализации, особую ат-

мосферу творчества и заинтересованности,  традиционно царящую

в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при про-

изводственной кооперации:  экономия на масштабах, совместные

научно-исследовательские разработки, разделение риска.

   Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к  условиям  развития в кризисные периоды для экономик  Запада.  Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют  на  какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других  развитых  капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором  общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний

зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

   В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты