Малый бизнес

находят  "отдушину"  в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности.


Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в  обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий  при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего

той ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет.

   Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.  Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.


           Распределение малых  предприятий  по отраслям

         промышленности и количеству работающих в США в %


                                                 менее       менее         менее        менее

                                                 25 чел.    210 чел.      220 чел.    250 чел.


Добывающая                            52,4          67,1            80,5           91,5

промышленность


Перерабатывающая                 37,0          52,5             67,5          82,6

промышленность


Оптовая                                    50,3          71,5             86,9          96,4

торговля


Розничная                                 64,9          81,5             91,1          97,2

торговля


Строительство                          64,5          81,7             91,8          97,6



Коммерческие                          76,4          87,1             93,6          97,5

услуги


В среднем                                 66,7          81,2             89,3          96,3

   Из приведенной таблицы абсолютно ясно, что малый бизнес во  всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.

   Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в за-

нятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и

научно-производственных разработках.

   О том, что малые предприятия способны в больших масштабах  обеспечивать  работой незанятые трудовые ресурсы говорит то,  что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в   Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

   Несмотря на то, что большая часть научного потенциала

сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по

широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии  и  США, обнаружило важную роль  небольших  фирм  даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.


          Доля технологических нововведений в США и Германии

                                       в 80-х годах в %


                           мелкие       средние     крупные

                           фирмы        фирмы       фирмы


    США                35%             15%           50%


    Германия         26%             11%           63%



   Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить сле-

дующими причинами. Углубление специализации в научных разра-

ботках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы

идут по более простому или рискованному пути, работают в не-

перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за

освоение  оригинальных  нововведений,  поскольку  при выпуске

принципиально нового изделия снижается значение крупных лабо-

раторий с устоявшимися направлениями исследований. 


К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно,  прежде всего с точки  зрения расширения  рынка  предлагаемых  товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс

производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,  проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

   Отношение нововведений к затратам на научные исследования  и  разработки  малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.  Если проследить путь  изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

   Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в ре-

зультате изменения количества субъектов рынка, повышения ква-

лификации и степени приобщенности все более и более широких

слоев населения к системе предпринимательства и делового  ад-

министрирования.

   Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в от-

дельные звенья более крупных монополий, хотя официальная ста-

тистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные

предприятия  привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы,

производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий,  особенно в отраслях машиностроения, электронной промыш

ленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч

мелких предприятий, которые пользуются финансовой и техничес-

кой помощью монополий. Для хозяев монополистических объедине-

ний также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они постав-

ляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производс-

твенные, социальные и другие проблемы мало заботят руководи-

телей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и дру-

гих осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее

десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и  кооперации

производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас

производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и мо-

нополиями.

   Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесто-

ченную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены посто-

янно развиваться и адаптироваться к текущим  условиям  рынка,

ведь  чтобы существовать надо получать средства к существованию,  а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

   Массовый выпуск промышленных изделий длительного потреб-

ления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих

 промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто

осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости  вынуждены  затрачивать  много усилий в этом

направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов,  что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

   Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах

западноевропейских стран - это основа всей  их  социальной  и

экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хо-

зяйственного развития.

   В то  же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами

удовлетворяют  потребности в дефицитных видах товаров и услуг

на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает  при этом большую занятость. Они увеличивают размеры пос-

туплений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП,

выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями,  которые  возникали  в процессе развития производительных сил и технологий.









   ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.


   Рассмотрев опыт Германии и США,  я хотела бы перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.

   Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решаю-

щую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

   Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых

в России экономических реформ, способных вывести страну из

кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффек-

тивного функционирования производства и сферы услуг, является

развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики

создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро

реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает до-

полнительные рабочие места, является основным источником фор-

мирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу

проводимых реформ.

   Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный

рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн.чел.

   В условиях инфляции,  налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов  начинающие  предприниматели,  почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу

улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммер-

ческие структуры. Источниками товаров для торговли стали им-

портные закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а

также товары из государственной торговли, включая продукты

питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо

средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие

бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

 


   Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о

предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о

предпринимателе - как о спекулянте.

   Потеря административного управления, экономический хаос

и законодательная неразбериха привели к тому, что законопос-

лушные предприниматели, организующие бизнес в производствен-

ной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся

большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь го-

сударственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

   Анализ развития предпринимательства показывает, что доля

предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг,  занимает доминирующее положение. Кроме того, существует

большое количество предприятий, зарегистрированных как произ-

водственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного пот-

ребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занима-

ющихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические

кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой коопе-

ратив приходится на  несколько  десятков  торгово-закупочных.

   Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и

оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

   Но главная  причина сокращения числа малых предприятий -

низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых

предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых

условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воз-

действие на развитие малого  бизнеса в сфере материального

производства оказывают неразвитость производственной инфраст-

руктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость

информационной базы.

   Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

       

   Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии

приступить к реальному производству продукции.

   Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным

условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуж-

даются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь

путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов

продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного

банковского кредитования, создания  информационно-консульта-

тивных и научно-технических центров, развития системы страхо-

вания, организации материально-технического снабжения. Важную

роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

   Весьма остра  проблема формирования финансовой базы ста-

новления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть

предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по

налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая поли-

тика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными

мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое

налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство

 (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию

 лишь 5-10%  полученной прибыли). Общее направление совершенс-

твования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли на-

логов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.  Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в

правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого

предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых

предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма

их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.


 

   По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию

малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 -  нормативно-правовое;

 - финансово-кредитное;

 - информационно-техническое;

 - организационное;

 - кадровое и консультационное обеспечение;

 -  внешнеэкономическая деятельность.

   Также в государственной программе должны быть отражены

механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой

политики, материально-технического снабжения, системы офици-

альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных

стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

   В программе необходимо предусмотреть формирование эффек-

тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и

рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-

тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-

тельности, а также создание комплексной государственно-об-

щественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства,

включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных

инвестиций к развитию предпринимательства.

   Для реализации данных программ должны быть привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования госу-

дарственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвес-

тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.





                               

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


    Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса

дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот

сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

    Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время и наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздо-

ровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.  Следовательно лучшим выходом из создавшейся  в  России

кризисной  ситуации  была  бы государственная политика прави-

тельства, направленная на расширение и развитие предприятий

малого предпринимательства в нашей стране.

    Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора  малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики,  естественным  образом  обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического

роста в течение долговременного перехода.  Ибо, именно малые

предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки

новой государственной политики в области малого  предпринима-

тельства, могут стать основой рыночных структур во многих  от-

раслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффек-

тивного  приложения  ресурсов  и тем самым соединить процессы

структурной политики и формирование всероссийского рынка.


                               



              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



         1. Шулятьева Н .А.  Малый бизнес в условиях рынка.

    ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1


         2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления.

    " Российский экономический журнал", 1993,   


         3. Мягков П., Фесенко Е.  Малое предпринимательство: го-

    сударственная поддержка обязательна.

    "Российский экономический журнал", 1993,   


         4. Шахмалов Ф.  Малое предпринимательство в системе  ры-

    ночных реформ: проблемы роста или выживания.

    ж. "Вопросы экономики", 1993,   


         5. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.

    ж.   "Проблемы теории и практики управления", 1990,


         6.Оноприенко В.И.  Малые предприятия:  Опыт, проблемы 

    М.: Профиздат, 1991


         7. Певзнер А.Г.  Новое о малых  предприятиях .

    М.:  АО   "Факт", выпуск 2, 1990


         8. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса.

    М.: Экономика, 1990


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты