Особенности Североамериканского рынка. Возможности расширения экспорта российских товаров на рынки США и Канады
p> В качестве удачного примера освоения определенной ниши североамериканского рынка отдельным предприятием можно привести подписанный в конце 1994 г. договор между АО “Уралав-топрицеп” и американской компанией
"Technology Resources International Inc " .

Предметом договора являются производимые на АО "Урал-автоприцеп" тяжеловозные полуприцепы грузоподъемностью 52 т ЧМЗАП-9990, технические параметры которых вызвали большую заинтересованность специалистов различных ведомств в США, в том числе и Пентагона.

Особый интерес именно к данному полуприцепу вызван хорошими эксплуатационными характеристиками его ходовой части. Трехосная механическая подвеска с упругими резиновыми элементами, с продольной и поперечной балансировкой позволяет полуприцепу плавно двигаться с высокой скоростью и "держать дорогу" при преодолении препятствий до 300 мм и делает его высоко-проходимым. Надежность полуприцепа и возможность его успешной эксплуатации в плохих дорожных условиях обеспечивается конструктивной защитой подвески от попадания грязи. Все основные решения, касающиеся ходовой части, заезда техники на платформу полуприцепа, а также сигнализации о повреждении шин, запатентованы в РФ.

В соответствии с контрактом американская фирма будет представлять продукцию АО "Уралавтоприцеп" на рынке США и Канады, особенно в лесной и военной промышленности, а также предоставит информацию по техническим параметрам тягачей США. Кроме этого, американская сторона берет на себя решение вопросов продажи опытных образцов полуприцепов ЧМЗАП-9990 и лицензии на технологию изготовления ходовой части на основе четырех патентов АО "Уралавтоприцеп". По условиям контракта американская сторона будет получать 10% комиссионных с суммы продаж прицепной техники. В свою очередь, завод подготовит рекламные видеоролики и представит другую дополнительную информацию по выпускаемой продукции для рекламы в США.

Подписанный договор можно назвать одним из первых примеров конкретных поставок российской техники американским военным ведомствам. Для производства продукции для сбыта североамериканском рынке заводу, безусловно, придется приложить значительные усилия и провести ряд мероприятий по модернизации оборудования и доведению качества серийного производства прицепов до стандартов, принятых в США и Канаде, а также четко представлять себе законодательство, правила и нормы этих стран, регулирующие деловые и гражданские правоотношения частности, например, в области рекламы, гарантийных обязательств института доверительной собственности и т. д.).

Анализируя потенциальные возможности североамериканского рынка, которые могут представить интерес для российских экспортеров, следует, видимо, иметь в виду наметившиеся социальные и демографические сдвиги в структуре населения США Канады.

Согласно прогнозам, к 2000 г. примерно 30% американского канадского населения будет старше 50 лет. К тому времени данная возрастная группа превысит по численности возрастную группу лиц моложе 20 лет. Все большее число американцев и канадцев будет старше 65 лет — традиционного возраста выхода на пенсию. Однако действительное число пенсионеров будет возрастать так: в связи с тем, что все более популярным становится ранний выход на пенсию (в возрасте от 55 до 64 лет).

Североамериканские потребители из старших возрастных групп во многом не соответствуют нашему стереотипу "пожилого гражданина" — ни по образу жизни, ни по тому, как они тратят деньги. Хотя в среднем доходы пожилых людей ниже, чем доход более молодых граждан, они за последние десятилетия росли более высокими темпами. В значительной степени это явилось результатом улучшения пенсионных программ, как государственных, так и частных.

Относительно высокая покупательная способность пожилых людей отчасти обусловливается широко распространенным домовладением. Около 80% семей, главы которых старше 65 лет имеют свой собственный дом.

На пожилых американцев и канадцев приходится значительная доля быстрорастущего, привлекательного и весьма специфического рынка. Эта важная демографическая часть рынка способствует росту спроса, а следовательно, и деловых возможностей экспортеров в таких разных областях, как туризм, обустройство быта, продажа товаров медицинского назначения и дорогих игрушек и товаров для малышей, которые пожилые люди приобретают для своих внуков. Данная тенденция будет продолжать набирать силу в ближайшие десятилетия, так как пенсионного возраста станут достигать те, кого относят к представителям "бума рождаемости" (т. е. к тем, кто родился в конце 40-х и 50-х годах).

Покупатели, как считают, будут отдавать предпочтение товарам, отличающимся удобством пользования. Наибольшим спросом будут пользоваться изделия и продукты, обеспечивающие экономию времени и труда. На эту тенденцию могут повлиять и некоторые новые факторы рыночной конъюнктуры.
Так, например растущая озабоченность состоянием окружающей среды уже заставляет многих американцев и канадцев пересмотреть свои взгляды на то, что они понимают под удобством пользования товарами, и постепенно складывается новый рынок для товаров, отвечающих требованиям охраны окружающей среды.

На североамериканском рынке отмечается усиливающаяся тенденция к дифференциации и "сегментации" в связи с тем, что покупатели проявляют все большую избирательность при приобретении товаров и услуг. Эта тенденция создает благоприятные возможности для торговли специализированными товарами, рассчитанными на удовлетворение потребностей относительно не больших групп населения или даже отдельных покупателей. Технический прогресс позволит еще больше снизить стоимость: специализации и ориентации на особый спрос, что приведет увеличению числа потенциальных покупателей определенных видов товаров.

Покупатели становятся все более требовательными. Достижения современной науки и техники все шире внедряются в бытовые приборы и товары, используемые для отдыха и развлечений. Налицо также стремление покупать больше "предметов роскоши”, включая товары домашнего обихода, дорогие игрушки и экзотические продукты питания. В целом поставщики имеют возможность убедиться в том, что качественные товары легко находят сбыт на рынке, поскольку потребители ищут более долговечные и надежные товары.
Спрос на изделия и продукты низкого качества повсеместно снижается, что надо в первую очередь иметь в вид российским экспортерам.

Рассматривая перспективные экспортные возможности российских предпринимателей на североамериканском рынке, следует отметить, что, несмотря на то что ввоз в США и Канаду большинства товаров может быть осуществлен без каких-либо специальных разрешений, импорт ряда товаров, включенных в специальный список, ограничивается. Список товаров, импорт которых контролируется, составляется федеральными властями и правительства ми США и Канады. Если какой-либо товар включен в данный список, импортер этого товара должен обратиться в соответствующее ведомство с просьбой предоставить ему разрешение на импорт.

Список товаров, импорт которых контролируется, содержит различные сельскохозяйственные продукты (птица и молочные продукты), многие виды тканей и одежды. Импорт ряда товаров не включенных в этот список, также возможен только при получении специального разрешения. Разрешение на импорт таких товаров выдается федеральными министерствами, например Министерством сельского хозяйства. Министерством здравоохранения и другими ведомствами.

В частности, к товарам, представляющим интерес для российских экспортеров, импорт которых контролируется федеральными властями США и
Канады, относят: вооружение и оружие мелкого и крупного калибра; масло, сыр и другие молочные продукты; углеродистую сталь и специализированные стальные изделия; одежду; лекарственные препараты; яйца и некоторые продукты птицеводства; животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения; сахар; ткани (отдельные виды); алкогольные налитки.
Что касается экспорта драгоценных металлов и изделий из них, то требуется, чтобы все ювелирные изделия, изготовленные полностью или частично из золота, серебра, платины или палладия, имели маркировку, указывающую вид использованного драгоценного металла и способ его применения при производстве данного товара. Маркировка должна также содержать информацию о пробе драгоценного металла, соответствующей американским стандартам
(например, 14 или 24 карата и т. д.).

Соглашение о свободной торговле между США и Канадой

Следует подчеркнуть, что немаловажное значение для российских коммерческих структур, осуществляющих экспорт товаров в Канаду или США, имеют потенциальные возможности проникновения на североамериканский рынок, предоставляемые партнерами. Дело в том, что еще в октябре 1987 г. Канада и
Соединенные Штаты Америки подписали Соглашение о свободной торговле (ССТ), которое вступило в действие 1 января 1989 г. В соответствии с Соглашением обе страны обязались отменить пошлины во взаимной торговле на импорт всех оговоренных в Соглашении товаров к концу 1998 г.

Некоторые пошлины при взаимной торговле были отменены еще в 1989 г., а остальные будут ликвидированы в течение последующих 5—10 лет путем равномерного ежегодного сокращения. Кроме того, Соглашение предусматривает либерализацию в области инвестиций, содействие развитию торговли услугами, гармонизацию технических стандартов и торгового законодательства, касающегося двусторонних экономических отношений между Канадой и США.

Соглашение о свободной торговле между США и Канадой имеет два важных следствия для канадских и американских торговых партнеров, в том числе и из
России.

Во-первых, постепенная ликвидация таможенных пошлин в торговле Канады с США и их сохранение применительно к торговле с другими странами создаст более благоприятные условия. Для деятельности американских и канадских экспортеров на североамериканском рынке. В результате этого экспортеры аналогичных товаров из других стран столкнутся с возросшим уровнем конкуренции на этом рынке. Можно ожидать, что импорт ряда товаров из третьих стран будет заменен взаимным товарообменом США и Канады.

Второе важное следствие Соглашения о свободной торговле связано с содержащимися в нем "правилами происхождения товара". В этих правилах оговаривается степень преобразования, которому должны подвергнуться в
Канаде или США товары, происходящие из третьих стран, с тем, чтобы на них можно было распространить предусмотренные Соглашением пониженные тарифа ставки.

Товары, ввезенные из третьих стран в Канаду, не подлежат беспошлинному экспорту на американский рынок. Аналогичным образом товары, ввезенные в
США, не могут быть беспошлинно экспортированы в Канаду. Однако многие продукты, пересекающие канадско-американскую границу, частично изготовляются в третьих странах. Поэтому Соглашение о свободной торговле содержит ряд сложных критериев, предназначенных для определения той доли участия третьих стран в производстве товаров, которая все же позволяет распространить на них преференциальные, в дальнейшем беспошлинный торговый режим, действующий в отношении США и Канады. Сложность критериев не позволяет дать здесь их подробное описание. В целом же эти критерии можно суммировать следующим образом: действие преференциального режима ССТ может быть распространено на какие-либо товары, первых, если они полностью произведены в Канаде или США; вторых, если их тарифная классификация претерпела изменения результате действий, подробно описанных в приложении к
ССТ; и третьих, если при отсутствии изменений в тарифной классификации 50% стоимости этих продуктов составляет стоимость, добавленная на территории
Канады или США.

Во всех случаях, когда товар удовлетворяет этим критериям его канадское или американское происхождение признается в соответствии с положениями Соглашения о свободной торговле, его дальнейшая обработка на территории третьих стран не допускается. Следует отметить, что товары, которые были вывезены одну из стран — участниц ССТ из зоны свободной торговли, paсположенной на территории, третьей страны, а затем экспортированы в другую страну — участницу данного Соглашения, будут рассматриваться как товары, произведенные в третьей стране. Это в частности, означает, что, например, на автомобили, собранные России из комплектующих частей, произведенных в США и каких-либо других странах, преференциальный режим ССТ из зоны свободной торговли распространяется, независимо от доли российского участия производстве данного товара.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты