Расширение экспортных возможностей на североамериканском рынке во многом связано с конечным потреблением продукции и услуг. В США и Канаде, например, большая часть общих расходов приходится на личное потребление семей.
Однако в экономике Канады, в отличие от ряда других промышленно развитых стран, хозяйственная активность определяется не только потребительским спросом, но и капиталовложениями предприятий, государственными расходами и международной торговлей.
В этом отношении Канада особенно резко отличается от Соединенных
Штатов. Расходы частных лиц и семей на товары и услуги составляют чуть
меньше 56% от всего объема затрат в Канаде, т. е. почти на 10% меньше, чем
в США. С другой стороны, расходы частных лиц в Канаде сопоставимы с
уровнем, достигнутым в Японии и Германии. В течение всех 80-х годов затраты
на личное потребление в семи крупнейших промышленно развитых странах с
рыночной экономикой составляли в среднем 60% конечного спроса (расходов
конечных потребителей).
Суммарные вложения предприятий в основной капитал (главный компонент валового прироста основного капитала) составляли 20% затрат канадского конечного спроса (в реальном выражении), а в США — 17%. Быстрый рост отмечался также и в жилищном строительстве — отчасти в связи с ускорением темпов образования новых семей.
Высокий уровень инвестиций поддерживается за счет значительных внутренних сбережений. В 1991 г. личные сбережения в Канаде достигли 11% чистого дохода по сравнению с 4% в США. Однако наметилась тенденция к снижению традиционно высоких личных сбережений, так как потребители стали тратить больше денег и значительно увеличили свою задолженность.
Российские экспортеры должны быть весьма заинтересованы тем фактом, что расходы на импорт занимают большую и постоянно Растущую часть общих расходов в американской и канадской экономике. На импорт товаров и услуг приходится 20—25% всех расходов в Северной Америке. Среди крупнейших промышленно развитых стран только ФРГ и Великобритания тратят сравнимую часть своего национального дохода на импорт.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНА
Экономические регионы и потенциальный рынок США
Условно исторически сложилось деление собственно территории США, граничащей на севере с Канадой, а на юге с Мексикой на три экономических региона: Северный, Южный и Западный.
Несмотря на экономические и этнические различия, все регионы США представляют собой рынок, на котором предлагается все разнообразие товаров по ассортименту и покупатели предъявляют к любым товарам очень высокие требования. Разветвленная эффективная сеть автомобильных и железных дорог, морское судоходство, а также воздушные сообщения обеспечивают в любое время года быструю доставку товаров в любой населенный пункт США по требованию покупателей. Поэтому только конкурентоспособное не столько по цене, сколько по качеству предложение промышленных и потребительских товаров может обеспечить успех на американском рынке.
А). Северный регион. Это наиболее экономически развитый из всех трех
регионов. Он, по статистическим публикациям "бюро цензов" США, охватывает
штаты Новой Англии, Средне Атлантические штаты, Северо-Восточный центр и
Северо-Западный центр —всего 21 штат. Северный регион занимает около 25%
территории страны, на него приходится примерно половины населения и более
60% промышленной продукции. В этом регионе сосредоточено основное
производство черной металлургии (80%) промышленного оборудования,
автомобилей, ЭВМ, и в то же время он дает около половины товарной продукции
США (пшеница, кукуруза, соя, мясо-молочная продукция).
Разрастание крупных городских агломераций в прибрежной части
Атлантического океана привело к формированию огромной урбанизированной зоны
от границы с Канадой до Вашингтона. Особенно важную роль играет эта зона
для осуществления внешнеэкономических связей: через ее порты (Нью-Йорк,
Балтимор, Бостон, Филадельфия) в США поступает примерно 60% всего импорта.
Б). Южный регион. Этот регион занимает 25% территории, здесь проживает примерно треть населения страны. Он дает почти 60% горнодобывающей продукции (нефть, природный газ, каменный уголь, фосфаты). В регионе сосредоточены самолето- и ракетостроение, производство электронной техники, нефтепереработка и нефтехимия. Важное место в экономике региона занимают сельское хозяйство (производство хлопка, табака, риса, арахиса) связанные с ним отрасли перерабатывающей промышленности текстильная и табачная.
По американскому "бюро цензов" к Южному региону относят: Южно-
Атлантические штаты, Юго-Восточный центр и Юго-Западный центр (всего 17
штатов). Через порты Южного региона во Флориде и Мексиканском заливе
поступает около 10% импорта США.
В). Западный регион. Этот регион занимает около трети территории и здесь
проживает примерно 20% ее населения. Наиболее заселена южная часть региона
— Калифорния, где сосредоточено основное промышленное производство:
самолето- и ракетостроение, а также электрооборудование для них. Большое
значение для региона имеет горнодобывающая промышленность (цветные металлы,
нефть, газ, фосфаты) и цветная металлургия.
Северная часть региона — основная база атомной промышленности и выплавки алюминия. В области сельского хозяйства преобладает производство различных фруктов и овощей (главным образом в Калифорнии), виноделие, а также пищевая и консервная промышленность.
На Тихоокеанском побережье региона расположены два крупнейших морских
порта — Сан-Франциско и Лос-Анджелес (включая соседний порт Лонг-Бич).
Через них поступает около 30% всей импортной продукции США. К Западному
региону относят горные штаты и Тихоокеанское побережье (всего 12 штатов).
Г). Аляска. Наиболее близкий сосед Российской Федерации, отделенный от
Чукотки Беринговым проливом. Штат охватывает 16% территории, и здесь
проживает менее 1% населения страны. Основная часть Аляски почти не
заселена, и главная масса населения сосредоточена на Тихоокеанском
побережье. Основа хозяйства — лесозаготовки, переработка леса.
Незначительна доля добычи золота и меди, охоты и рыболовства. Основные
потребительские товары привозные. Внешние связи Аляски обслуживаются
морским флотом. С основной территорией США Аляска связана также шоссейной
дорогой, железнодорожным и воздушным транспортом. По статистическому цензу
США Аляска относится к Западному региону.
Д). Гавайские острова. Общая площадь островов 16,4 тыс. кв. км (0,2% территории США), численность населения около 1,2 млн. человек. Острова расположены в центральной части Тихого океана, примерно на расстоянии 4 тыс. км от Западного побережья страны, хотя по статистическому цензу они относятся к Западному региону. Это важный узел судоходных и воздушных путей и важная морская база США (Перл-Харбор). В основном все потребительские и промышленные товары завозятся на острова с материка.
Обзор рынков крупнейших городов США
За годы после второй мировой войны в США имел место интенсивный процесс урбанизации. В 1992 г. около 77% американцев проживало в населенных пунктах городского типа с числом жителей свыше 2,5 тыс. человек. Одной из специфических особенностей при этом является преобладание городского населения, проживающего в малых городах (до 60%), и концентрация остальной массы городского населения в крупных городских агломерациях.
Эта структурная особенность распределения населения находит отражение в уровне доходов, культуре, социальных ценностях и потребительских факторах.
Годовой доход в среднем на душу населения в США составляет 25 тыс.
долл., а среднегодовой доход семьи — 55 тыс. долл. Однако уровень доходов
американцев весьма различается по регионам: наиболее высокие доходы имеют
жители Сан-Франциско и Нью-Йорка затем идут Бостон, Балтимор, Лос-Анджелес
и другие крупные города. Жители малых городов, как считают, имеют
среднегодовой доход примерно на 25—30% ниже среднегодового дохода по
сравнению с населением городов-миллионеров. Неравномерное распределение
денежных доходов отражается на структуре потребительских расходов. По
данным американской статистики, в среднем американские семьи из своих
личных доходов тратят на жилье (арендная плата, выплата кредита,
коммунальные услуги) 23%; на обустройство жилищ (предметы длительного
пользования — мебель, холодильники, кондиционеры и т. п.) 10%; на транспорт
14% (в том числе на покупку новых автомобилей — 5%, эксплуатацию
собственных автомобилей 7%, транспорт общего пользования — 2%); на одежду,
o6yвь ювелирные изделия 9%; продукты питания, напитки, табачные изделия
22%; медицинские услуги 8%, на отдых и развлечения 6%; прочие расходы
составляют 7%.
Следует вместе с тем иметь в виду, что такая структура потребительских расходов может изменяться в зависимости от места жительства (город или сельская местность), профессиональной занятости, возраста, национальной принадлежности и других социальных факторов. В крупных городах, например, на жилье, погашение потребительского кредита, транспорт приходится до половины личных доходов американских семей.
В небольших городах и сельской местности значительно увеличивается доля расходов на ведение собственного бизнеса и приобретение недвижимости.
Приведенная выше структура потребительских расходов американских семей статистически весьма стабильна в последние 10 лет, хотя в абсолютных суммах эти расходы значительно возрос в связи с увеличением доходов населения и инфляцией. Видимо, в ближайшей перспективе каких-либо существенных изменений структуре потребительских расходов не произойдет, хотя и возможно их некоторое перераспределение по таким статьям, как жилье, транспорт и обустройство жилищ. Как считают, это связано, в частности, с тем, что, с одной стороны, относительно растет число семей, а с другой — повышается количество разводов. Эта тенденция приводит к увеличению самостоятельно живущих мужчин и женщин и родителей-одиночек с детьми.
Рост числа семей вызывает увеличение затрат на самые разные товары
длительного пользования — от автомобилей и домов до мебели, бытовых
приборов, домашней электроники и материалов для отделки жилищ.
Благоприятная конъюнктура рынка, создавшаяся за счет формирования новых
домашних хозяйств, стремление жить в отдельных домах и предпочтение,
отдаваемое благоустроенным домам, приведут к повышению объема работ по
строительству, обновлению и ремонту жилищ. В последние годы, после того как
обеспеченные в материальном отношении семьи решили завести детей,
значительно увеличились затраты на детскую мебель, одежду, игрушки и
различные принадлежности детского обихода, причем зачастую речь идет о
специализированных и весьма дорогих товарах.
Свои социально-экономические, демографические и этнографические особенности имеет население крупнейших городов США, что, естественно, отражается и на их рынках товаров и услуг.
А). Нью-Йорк — один из крупнейших по численности населения городов мира:
городская агломерация Нью-Йорка насчитывает примерно 16 млн. человек.