- документирование и оформление результатов аудиторской проверки.
Этот этап включает проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов проведения аудита и оформление аудиторского заключения.
Выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.
Подготовка и планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск.
На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств и их документирование.
В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.
Подготовка аудиторской проверки.
Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторов и аудиторских фирм. Это создает возможность выбора предприятием того аудитора, который окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях.
Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы, в свою очередь, должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудитора. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действующие правила ведения учета и составления отчетности.
К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с клиентом относятся следующие:
- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;
- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;
- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудитора, а также аудиторского риска;
- оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т.д.
Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимает на обслуживание. Если же проведение аудита признается возможным, то аудитору рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора.
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности
«Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение
аудита» в содержании письма должны быть раскрыты: цель аудита и его
объекты; сроки проведения проверки; ответственность аудитора перед клиентом
и его обязательство о сохранении коммерческой тайны. Если соглашение
разовое, то письмо-обязательство аудита на проведение аудита в соответствии
с Гражданским кодексом РФ может служить договором между сторонами. В том
случае если между сторонами заключен долгосрочный договор, то письмо-
обязательство не требуется или же содержать дополнительную информацию.
При достижении между аудитором и клиентом принципиальной
договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание
аудиторских услуг. Общие положения договора определяются ГК РФ в нем
учитываются: уровень аудиторского риска, т.е. разделение ответственности
между аудитором и клиентом, а так же учет интересов третьих лиц
(потребителей информации финансовой отчетности). Договор должен быть
составлен четко от этого зависит качество выполнения аудиторских услуг, так
же в нем учитываются права, обязанности и ответственность сторон, сроки
выполнения работ.
Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского риска, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.
Планирование аудита. Аудиторский риск.
Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудитору необходимо составить подуманный план предстоящих работ.
Планирование аудита осуществляется с целью:
- установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;
- определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;
- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности
«Планирование аудита» аудитор должен согласовать с клиентом основные
организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания
письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому
предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения
объема аудита, то есть в процессе знакомства аудитора с финансово-
хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних
и внутренних факторов. Аудитор должен получить необходимую информацию на
основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра
производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения отчетности,
учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок
налоговых органов, служб внутреннего контроля.
По результатам этих действий определяется возможность проведения аудита, дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля и величены аудиторского риска, формируется штат аудиторов для проверки. Только затем аудитор приступает к разработке общего плана аудита и аудиторской программы.
Общий план аудита включает следующие показатели: цель аудита, объем выполняемых работ, график и сроки проведения работ, способы и приемы проверки, состав аудиторской группы. Для повышения доверия и действенности аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом. План аудитора оформляется в виде отдельного документа и в дальнейшем может уточняться.
На основании плана работ до начала проверки руководителем бригады аудиторов составляется программа аудита, в которой указываются: основные участки работы предприятия-клиента и разделы учета, подлежащие проверки; характер проверки по каждому участку; метод проверки также по каждому участку, закрепление обязанностей за проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, порядок оформления рабочих документов.
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности всегда связан с риском двух видов: предпринимательским и аудиторским.
Предпринимательский риск означает, что аудитор может полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от результата из-за конфликта с клиентом или к нему могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкретно способностью аудитора, финансовым состоянием клиента, характером операций клиента, компетентностью администрации и учетного персонала и др.
Аудиторский риск – риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности финансовой отчетности при наличии в ней существенных ошибок и пропусков.
Проведение аудиторской проверки.
Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования.
В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора по предмету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников.
В соответствии с Правилом (стандартам) аудиторской деятельности
«Аудиторские доказательства» количество информации, необходимой для
аудиторских оценок, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего
профессионального опыта и с учетом других факторов самостоятельно
определять объем информации, достаточный для формулирования объективного
заключения о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
Аудиторские доказательства бывают трех видов:
- внутренние, включающие информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде;
- внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде;
- смешанные, состоящие из информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной третьей стороной в письменном виде.
Наибольшую ценность для аудитора представляют внешние доказательства, затем следует смешанные и внутренние.
Источники получения аудиторских доказательств является первичные документы клиента и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета клиента, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента.
Полученные в ходе аудита доказательства следует обязательно документировать, то есть отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Документирование аудита».
К рабочей документации аудита относятся планы и программы проведения
аудита; копии учредительных и других внутренних документов клиента
(протокол, договор, контракт и др.); материалы изучения и оценки систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы
документооборота и др.); копии бухгалтерских и иных финансовых документов
клиента; выводы и рекомендации аудита и т.д.
Состав, количество и содержание рабочих документов аудитор определяет самостоятельно с учетом характера и сложности проводимой работы. Рабочие документы должны, как правило, иметь следующие реквизиты: наименование и дата составления документа; наименование клиента; период, за который проводится аудит; содержание документа; подпись лица, проверившего документ. После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудитора (аудиторской фирмы), где хранится комплектованной в папки не менее пяти лет.
Методы получения аудиторских доказательств (методы аудиторской проверки).
Для сбора аудиторских доказательств применяется различные процедуры.