На основании показателя режимного времени работы оборудования рассчитывается эффективное время работы оборудования, то есть время работы оборудования с учетом неполноты его использования:
Тэф= Треж* Кисп, где:
(12)
Тэф- эффективное время работы оборудования;
Треж- режимное время работы оборудования;
Кисп- коэффициент использования оборудования (принят равным 0,9).
По этой формуле получаем следующее значение эффективного времени работы оборудования:
Тэф= 6207*0,9= 5580 ч
На основе полученного значения рассчитаем необходимое количество единиц оборудования на каждой операции по формуле (13): ni= Tгод i/ Tэф, где:
(13) ni- количество агрегатов на операции i;
Tгод i- необходимое время на годовую программу на операции i;
Тэф- эффективное время работы оборудования.
При расчете будем округлять полученные значения до целого числа в большую сторону. n1= 1640/ 5580( 1; n2= 1172/ 5580( 1; n3= 1268/ 5580( 1; n4= 1400/ 5580( 1; n5= 2000/ 5580( 1.
То есть на каждой операции используется по 1 агрегату.
Для определения количества смен требуется рассчитать коэффициент загрузки оборудования.
Кзагр об i= Тгод i/ (Тэф *ni), где:
(14)
Кзагр об i- коэффициент загрузки оборудования на операции i;
Тгод i- необходимое время на годовую программу на операции i;
Тэф- эффективное время работы оборудования; ni- количество агрегатов на операции i.
Вычислим коэффициент загрузки оборудования для каждой операции:
Кзагр об 1= 1640/ (5580*1)= 0,29;
Кзагр об 2= 1172/ (5580*1)= 0,21;
Кзагр об 3= 1268/ (5580*1)= 0,23;
Кзагр об 4= 1400/ (5580*1)= 0,25;
Кзагр об 5= 2000/ (5580*1)= 0,36.
Количество смен по каждой операции определяется следующим образом: если Кзагр об i< 0,33, то работа на операции i ведется в 1 смену; если 0,33< Кзагр об i< 0,66, то работа на операции i ведется в 2 смены; если Кзагр об i> 0,66, то работа на операции i ведется в 3 смены.
Следовательно, на операциях 1-4 работа будет осуществляться в 1 смену.
На операции 5 при использовании 1 агрегата работа будет производиться в 2
смены. Такая ситуация невыгодна предприятию. Сведем работу по проведению
операции 5 к односменной путем использования 2 единиц оборудования.
Рассчитанная таким образом нормативная часть НТК представлена в таблице 4.
Таблица 4
Нормативная часть НТК
|№ |Наименован|Кз i|Производит|Нормы затрат|Тгод |Принято |Кзагр |
|п/п|ие | |ельность, |времени, |i, |количество |об i |
| |операции | |т/ч |(ст-ч)/т |ст-ч | | |
| | | | |месяц |год | | |
|Производственные|10 |47,6 |6000 |60000 |720000 |144000 |864000 |
|рабочие | | | | | | | |
|Вспомогательные |3 |14,3 |5000 |15000 |180000 |36000 |216000 |
|рабочие | | | | | | | |
|Итого рабочие |13 |61,9 |- |75000 |900000 |180000 |1080000|
|Руководители и |8 |38,1 |9000 |72000 |864000 |172800 |1036800|
|специалисты | | | | | | | |
|Итого персонал |21 |100 |- |147000|1764000|352800 |2116800|
При расчете фонда заработной платы необходимо учитывать отчисления на социальные нужды. Они определяются в процентах от общего годового ФОТ и в настоящий момент составляют: в фонд социального страхования- 4,0 %; в фонд медицинского страхования- 3,6 %; в пенсионный фонд- 28 %; итого- 35,6 %.
Рассчитаем годовой ФОТ с учетом отчислений. Он составляет:
2116800* 1,356= 2870381 руб= 2870,4 тыс руб.
4.Расчет величины капитальных вложений
Расчет величины капитальных вложений производится путем суммирования стоимости различных видов активов, необходимых предприятию. Базовым показателем при этом является стоимость оборудования. Она рассчитывается как сумма стоимостей основного и вспомогательного оборудования.
К основному оборудованию на рассматриваемом предприятии относятся прокатно- волочильная линия и муфельная электропечь. Их стоимость задана в таблице 2 и в сумме составляет:
3,2+ 1,2= 4,4 млн руб= 4400 тыс руб.
Будем считать, что стоимость вспомогательного оборудования составляет
25% от стоимости основного оборудования. Найдем эту величину:
4400* 0,25= 1100 тыс руб.
Общая стоимость оборудования равна:
4400+ 1100= 5500 тыс руб.
Величина остальных элементов основных фондов рассчитывается в процентах от стоимости оборудования (норма процента указана в таблице 6).
Для расчета необходимой суммы капитальных вложений в нематериальные активы стоимость технорабочей документации примем равной 500 тыс руб, стоимость составления бизнес-плана- 150 тыс руб.
Таким образом, сложив стоимости всех элементов, можно рассчитать общую сумму необходимых капитальных вложений. Расчет представлен в таблице 6.
Таблица 6
Расчет величины капитальных вложений
|№ |Элементы капитальных вложений |Норма в % от|Затраты с |Балансовая |
|п/п| |стоимости |НДС, тыс руб|стоимость, |
| | |оборудования| |тыс руб |
|1 |Здания и сооружения |35,0 |1925,0 |1925,0 |
|2 |Санитарно- технические работы |20,0 |1100,0 |1100,0 |
|3 |Административно- бытовые |6,0 |330,0 |330,0 |
| |помещения | | | |
|4 |Итого здания и сооружения | |3355,0 |3355,0 |
|5 |Оборудование | |5500,0 |4583,3 |
|6 |Монтаж оборудования |20,0 |1100,0 |916,7 |
|7 |Транспортные расходы |6,5 |357,5 |297,9 |
|8 |Прочие расходы |1,5 |82,5 |68,8 |
|9 |Итого оборудование | |7040,0 |5866,7 |
|10 |Итого основные фонды (п.4+п.9)| |10395,0 |9221,7 |
|11 |Нематериальные активы | | | |
|12 |Технорабочая документация | |500,0 |416,7 |
|13 |Бизнес- план | |150,0 |125 |
|14 |Итого нематериальные активы | |650,0 |541,7 |
|15 |Итого капитальные вложения | |11045,0 |9763,4 |
| |(п.10+п.14) | | | |
Отметим, что элементы капитальных вложений, показанные по строкам 1-4, отражаются в балансе с учетом НДС, а остальные- без его учета. Для расчета этих показателей сумма затрат с НДС делится на 1,2 (т. к. ставка НДС в данном случае равна 20%).
5.Расчет амортизационных отчислений
Годовая сумма амортизационных отчислений представляет собой
определенную сумму денежных средств, ежегодно направляемую на
восстановление основных фондов. Эта величина рассчитывается по формуле
(15):
Ai= (Si*Nai)/ (Q*100), где:
(15)
Ai – годовая сумма амортизационных отчислений на 1 тонну готовой продукции;
Si – первоначальная стоимость основных средств типа i при их постановке на баланс;
Nai – норма амортизационных отчислений в процентах;
Q- годовая программа выпуска продукции (задана в таблице 1).
Расчет амортизационных отчислений, основанный на формуле (15), представлен в таблице 7.
Таблица 7
Расчет амортизационных отчислений на 1 тонну готовой продукции
|№ |Показатели |Норма |Стоимость |Сумма |
|п/п| |амортизации, %|основных |амортизационных|
| | | |средств, тыс |отчислений, руб|
| | | |руб | |
|1 |Амортизация зданий |1,0 |3355,0 |83,9 |
|2 |Амортизация |10,0 |5866,7 |1466,7 |
| |оборудования | | | |
|3 |Амортизация |20,0 |541,7 |270,9 |
| |нематериальных | | | |
| |активов | | | |
| |Итого амортизационные| | |1821,5 |
| |отчисления (в год) | | | |
6.Расчет затрат на создание ремонтных фондов
Ремонтные фонды на предприятии создаются с целью обеспечения
равномерного включения в себестоимость в течение ряда лет затрат на
проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов.
Ремонтный фонд формируется из ежегодных отчислений, определяемых исходя из
балансовой стоимости основных фондов и нормативов отчислений,
устанавливаемых самой организацией. Расчет величины ремонтного фонда
осуществляется по следующей формуле:
РФ= (Si* NP)/ (Q* 100), где:
(16)
РФ- сумма отчислений в ремонтный фонд на 1 тонну готовой продукции в год;
Si- балансовая стоимость основных средств типа i (представлена в таблице 6);
NР- норматив отчислений в ремонтный фонд в процентах;
Q- годовая программа выпуска продукции (задана в таблице 1).
Результаты расчета, проведенного по формуле (16), представлены в таблице 8.
Таблица 8
Расчет отчислений в ремонтные фонды (на 1 тонну готовой продукции)
|№ |Наименование |Норматив |Балансовая |Сумма отчислений|
|п/п|ремонтного фонда |отчислений,|стоимость |в ремонтный |
| | |% |основных |фонд, руб |
| | | |средств, тыс руб| |
|1 |Текущий ремонт зданий |1,5 |3355,0 |125,8 |
|2 |Капитальный ремонт |5,4 |3355,0 |452,9 |
| |зданий | | | |
|3 |Текущий ремонт |2,0 |5866,7 |293,3 |
| |оборудования | | | |
|4 |Капитальный ремонт |5,4 |5866,7 |792,0 |
| |оборудования | | | |
| |Итого на создание | | |1664,0 |
| |ремонтных фондов (в | | | |
| |год) | | | |
7.Расчет себестоимости 1 тонны готовой продукции
Основной статьей в составе себестоимости продукции являются
материальные затраты, в составе которых, в свою очередь, подавляющую часть
составляют расходы на сырье и основные материалы. При расчетах они
принимаются равными затратам на металл, которые рассчитываются по формуле
(17):
Змет= Цмет* Кз общ* Кобр- Цотх* (Кз общ - 1)*(1- Кпот), где:
(17)
Змет- затраты на металл;
Цмет- цена металла;
Кз общ – общий заправочный коэффициент (рассчитан в таблице 3);
Кобр- коэффициент обработки (принят равным 1,3);
Цотх- цена отходов (принимается равной 50% от цены металла);
Кпот- коэффициент потерь (принимается равным 0,004).
Цена металла рассчитывается исходя из рыночной цены каждого металла, входящего в состав используемого сплава. Формула для расчета приведена ниже:
Цмет= ( Цмет i* (i* 0,01, где:
(18)
Цмет- цена используемого сплава;
Цмет i – цена металла i, входящего в состав сплава;
(i- процент содержания металла i в сплаве.
Далее приведены данные для сплава МНЦ 15-20. Отметим, что указанные цены- это цены мирового рынка цветных металлов. Они указаны в долларах США за 1 тонну и переведены в рубли по курсу 31,5 рубля за доллар.
Медь: Цм= 1454,5 $= 45816,8 руб;
(м= 65%.
Никель: Цн= 6440,0 $= 202860,0 руб;
(н= 15%.
Цинк: Цц= 742,0 $= 23373 руб;
(ц= 20%.
Находим цену 1 тонны сплава МНЦ 15-20:
Цмет= 45816,8* 65* 0,01+ 202860,0* 15* 0,01+ 23373,0* 20* 0,01=
64884,5 руб.
Зная цену металла, можем найти затраты на металл:
Змет= 64884,5* 1,23* 1,3- 0,5* 64884,5* (1,23- 1)* (1- 0,004)= 96318,4 руб.
Остальные показатели, использующиеся для определения себестоимости продукции, уже рассчитаны в предыдущих разделах или представляют собой процент от известной величины. Следовательно, все необходимые для подсчета себестоимости данные уже получены и можно составить расчет. Он представлен в таблице 9.
Таблица 9
Расчет себестоимости 1 тонны готовой продукции
|№ |Статьи затрат |Норматив, |База расчета|Затраты, |Процент от |
|п/п| |% | |руб |полной |
| | | | | |себестоимости|
|1 |Сырье и основные | | |96318,4 |62,7 |
| |материалы | | | | |
|2 |Вспомогательные |2,0 |от статьи 1 |1926,4 |1,2 |
| |материалы | | | | |
|3 |Энергоносители |25,0 |от статьи 1 |24079,6 |15,7 |
|4 |Транспортные расходы|5,0 |от статьи 1 |4815,9 |3,1 |
|5 |Затраты на |2,0 |от |293,3 |0,2 |
| |технологическую | |балансовой | | |
| |оснастку | |стоимости | | |
| | | |оборудования| | |
| |Итого материальные | | |127433,6 |82,9 |
| |затраты | | | | |
|6 |Заработная плата с | | |7176,0 |4,7 |
| |отчислениями | | | | |
| |Итого | | |134609,6 |87,6 |
| |технологическая | | | | |
| |себестоимость | | | | |
|7 |Амортизация зданий |1,0 |от |83,9 |0,1 |
| | | |балансовой | | |
| | | |стоим. | | |
| | | |зданий | | |