Роль предпринимательства в развитии рыночной экономики
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Предпринимательство как экономический ресурс……………………4
1. Формирование теории предпринимательства……………………..4
2. Понятие предпринимательского ресурса. Мировой опыт предпринимательства………………………………………………….7
2. Сущность предпринимательской деятельности……………………..12
1. Установление субъектов и объектов предпринимательства….12
2. Предпринимательство как метод хозяйствования……………...14
3. Предпринимательство как особый тип экономического мышления………………………………………………………………18
3. Элементы предпринимательского риска………………………………20
1. Анализ риска…………………………………………………………...20
2. Организация взаимодействия факторов производства………...26
4. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы………………………………………………………..35
Введение
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно- административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.
Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание невозможно.
Отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет. В посткоммунистической России новые формы хозяйственной жизни еще только пробивают себе дорогу сквозь завалы и буреломы, оставленные рухнувшей командно-административной экономикой. Как никогда ранее страна нуждается в тех людях, которые, вобрав в себя лучшее из мировой и отечественной практики, начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию действительно эффективной экономики.
Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями
"динамизм", "инициатива", "смелость", обращает в реальность многие
интересные идеи, способствует прогрессу.
Для выхода из кризиса и ускорения экономического роста, для преодоления уравниловки и ее отрицательных социально-экономических последствий важно не глушить предпринимательство, а создавать все благоприятные условия для его функционирования и развития.
Данная работа построена по принципу обоснования главной роли предпринимательства в развитии рыночной экономики вообще, и для России, в частности. Так же сказано о трудностях, с которыми столкнулась наша страна на пути к рынку.
Итак, в теоретической части говориться о формировании теории предпринимательства вплоть до современного опыта экономически развитых стран, дается определение предпринимательству. Затем более подробно раскрывается сущность предпринимательской деятельности: условия для развития, формы, характерные черты, основные цели и др.
Следующая часть работы анализирует предпринимательство как фактор производства, а так же приводится анализ предпринимательского рынка, что является необходимым для выживания в условиях конкуренции по мере развития рыночных отношений в нашей стране.
В завершении курсовой работы раскрывается предпринимательский потенциал России, его характерные черты.
В заключение, дается оценка эффективности рассмотренных методов,
указывается на проблемы, мешающие развитию свободной рыночной экономики и
предпринимательства в стране, а также возможные перспективы их решения.
1. Предпринимательство как экономический ресурс.
1.1 Формирование теории предпринимательства.
В рыночной экономике, в том числе и в отношениях свободной купли-продажи,
встречаются и действуют различные люди со своими целями, задачами, с
определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди
них наиболее активной фигурой является предприниматель.
Предпринимательство имеет многовековую историю, однако, только в период
становления капитализма появилось современное понимание этого вида деятель
нести.
Англичанин Ричард Кантильон был первым, кто в XVIII веке ввел в
экономический анализ понятие «предприниматель». Согласно определению
Р.Кантильона, предприниматель - это человек с неопределенными
нефиксированными доходами, который приобретает чужие товары по известной
цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной. Главная
отличительная черта предпринимателя-риск, а функция - приведение в
соответствие предложения со спросом на различных товарных рынках.
Предпринимателем (по Кантильону) мог быть и торгующий земледелец и
разбойник.
Такой же характеристики придерживались известные экономисты А.Смит и Ж.-
Б. Сэй, определяя предпринимателя как собственника.
Долгое время научные и обыденные представления о предпринимательстве и
предпринимателе связывались с понятиями «капитал» и «капиталист». Отличить
предпринимателя от капиталиста достаточно трудно, но жизнь наглядно и
убедительно подтвердила, что предприниматель и владелец денег (капитала) –
это не всегда одно и то же лицо. Потребовались специальные теоретические
изыскания для характеристики предпринимателя. Попытку дать развернутую
характеристику предпринимательства впервые осуществил западный теоретик
Йозеф Шумпетер (1883-1950), издавший свой знаменитый труд «Теория
экономического развития» в 1912г. «Предпринимателями, - писал И. Шумпетер,
- мы считаем не только тех «самостоятельных» хозяйственных субъектов
рыночной экономики, но всех тех, кто реально выполняет основополагающую
функцию, даже если они не являются «самостоятельными», а являются служащими
акционерного общества или любой иной частной фирмы»1. Основополагающей
функцией предпринимателя И. Шумпетер считал новаторство, то есть
деятельность новой комбинации факторов производства и социальных факторов с
целью получения реальной экономической выгоды, в том числе и в виде
увеличения прибыли акционерного общества. Предпринимательская функция
основывается на особой интеллектуально-психологической основе, главными
чертами которой Шумпетер считал:
1) ненасыщаемую энергию приобретательства, не связанную с чувством непосредственного удовлетворения от потребления благ и мотивированную желанием утвердить свое господство, влияние, успех как таковой (его показателем может быть и прибыль);
2) изобретательный интеллект;
3) «чутье», восполнение интуицией неизбежного в новом деле недостатка информации;
4) сильную волю, способную преодолеть и инерцию собственного поведения, и сопротивление среды, позволяющую вести за собой других людей.
Предпринимательство, по Шумпетеру, - это «созидательное разрушение». Для
осуществления новых комбинаций факторов производства необходимо разрушить
старые, изъяв из них нужные для осуществления новшеств. В условиях
крупнокапиталистической
1Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.,1982.с.170
конкуренции это можно сделать только за счет свободных денежных средств,
предоставляемых кредитом. Но никакой кредит не приведет к экономическому
развитию, если нет главного – динамичного предпринимателя – новатора,
берущегося за осуществление новых комбинаций.
Предприниматель – это не изобретатель, или собственник капитала как таковой, а тот, кто вводит новые комбинации в экономическую реальность.
Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по
Шумпетеру, двигателем экономического развития.
1.2 Понятие предпринимательского ресурса. Мировой опыт предпринимательства.
Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) — природных, трудовых, капитальных (в виде реального капитала, т.е. в форме средств производства, и финансового, т.е. в денежной форме), предпринимательских, а также научных (научно-технических, информационных знаний). В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или региона мира, или всей мировой экономики.
Предпринимательский ресурс становится все более влажным экономическим ресурсом
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура.
К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не
являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса,
которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у
термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий
предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом,
предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических
процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так,
многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении.
Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми
исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они
также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и
чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает
серьезное воздействие на предпринимательство.
Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.
Наконец, составная часть национального предпринимательского потенциала — это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.
В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии).
Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.
В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Если в 50-е годы в США ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130 тыс. фирм, в 60- е - 220 тыс., в 70-е - 350 тыс., то в 80-е годы ежегодно возникало в среднем до 600 тыс. фирм. Причина этого явления видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов. Во-первых, это результат технического прогресса, научно-технической революции, в ходе которой была создана чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг, которые могут предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.