3.1 Анализ рынка.
Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Если
предприниматель не идет на риск, то он в конце концов терпит банкротство.
Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и
ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать
рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные сметы, нанимать
соответствующие кадры. Каждое действие предпринимателя несет в себе
возможность неудачи, потерь.
Риск - это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с
вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом, программой. Риск
можно классифицировать по различным признакам. Так, по источнику
возникновения принято различать риск: хозяйственный, связанный с личностью
человека, обусловленный природными факторами; по причине возникновения
целесообразно вычленить риск как следствие: неопределенности будущего,
непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации. По мере
развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться конкуренция.
Чтобы в ней выжить, нужно идти на инновации, что неизбежно усилит риск.
Нужно не избегать риска, а уметь прогнозировать событие, оценивать его и не
переходить за допустимые пределы.
Анализ риска начинается с выявления его источников и причин. При этом важно определить, какие источники являются преобладающими. Необходимо также сопоставить возможные потери и выгоды. Риск по наитию, не подкрепленный расчетом, всегда чреват поражением и издержками, которых при разумном отношении к делу можно избежать. Вместе с тем при оценке риска не обойтись и без интуиции. Особенно она необходима в случае недостатка информации для расчета риска. Интуиция и расчеты взаимодополняют друг друга.
При выработке стратегии поведения предпринимателя в условиях риска целесообразно различать и выделять определенные области, зоны риска в зависимости от величины ожидаемых потерь (рис.2).
Наиболее приемлем для предпринимателя вариант действий, план проведения
операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят
прибыли, на которую рассчитана операция. В этом случае худшее, что угрожает
предпринимателю, - это лишиться прибыли и остаться, как иногда говорят,
"при своих". Подобный исход операции неудачен, но терпим. Поэтому область,
в которой величина вероятных потерь изменяется от нуля до значения
расчетной прибыли, назовем зоной допустимого риска. Осторожные
предприниматели стараются действовать таким образом, чтобы вероятная,
возможная величина потерь не выходила за пределы зоны допустимого риска.
Следующую, более опасную область назовем зоной критического риска.
Критический риск характеризуется возможностью потерь в размере выше
величины прибыли и вплоть до полной расчетной, ожидаемой выручки, то есть
всех денег, которые предприниматель намечал получить от операции. Иначе
говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерять не
только прибыль, но и средства, вложенные предпринимателем в дело.
Рис.2 Схема зон риска
Обычно подобная ситуация имеет место, если товар не продается либо частично или полностью погибает. Предприниматель в этом случае несет прямые убытки, его вложения в дело, затраты становятся бесплодными. Естественно, что предприниматель должен избегать проектов, операций, в которых есть ощутимая вероятность попадания в зону критического риска.
Еще более устрашающим является катастрофический риск. Будем называть
риск катастрофическим, если ожидаемые, вероятные потери способны превзойти
ожидаемую выручку от операции и достичь величины, равной всему
имущественному состоянию предпринимателя, всем имеющимся у него средствам.
Реально это означает, что предприниматель теряет не только средства,
вложенные в операцию, но и многое сверх того.
Каждому из предложенных качественных определений категорий риска соответствуют характеризующие его количественные параметры. Такими показателями могут быть либо вероятность определенного уровня потерь, либо вероятность того, что потери окажутся выше определенного уровня. Рассмотрим оба подхода более детально.
Построим типичную кривую распределения вероятностей потерь применительно к предпринимательской деятельности. Примерный вид такой кривой изображен на рис.3.
Рис.3 Кривая вероятности определенного уровня потерь
При построении кривой распределения вероятностей потерь сделаем следующие предположения: вероятность нулевых потерь практически равна нулю, так как какие-то минимальные потери всегда имеют место; вероятность исключительно больших потерь практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел; существует конечная, меньше единицы максимальная вероятность определенного уровня потерь, и вполне возможно предположить, что какой-то уровень потерь окажется наиболее вероятным; вероятность потерь изменяется в зависимости от их уровня непрерывным образом, монотонно возрастая от нуля до максимального значения и монотонно убывая от максимального значения до нуля по мере увеличения уровня возможных потерь.
На изображенной кривой распределения вероятностей выделим четыре
характерные точки. Первая из них соответствует вероятности возникновения
потерь Вв, величина которых равна Пв. Вторая точка соответствует
вероятности допустимого риска Вд , при котором потери будут иметь величину
Пд , равную ожидаемой прибыли П. Это вероятность допустимой потери. Третья
точка соответствует вероятности критического риска Вкр, при котором
возможны потери в сумме выручки. Вероятность таких потерь, равную Вкр,
назовем вероятностью критической потери. Четвертая точка характеризует
вероятность катастрофического риска, т. е. вероятность потерь Вкат, равных
всему состоянию предпринимателя. Если при оценке риска удается определить
четыре характерные точки, то задачу оценки риска можно считать успешно
решенной.
При принятии решения о допустимости и целесообразности предпринимательского риска важно знать не только вероятность определенного уровня потерь, но и вероятность того, что потери будут больше некоторого уровня. По логике это и есть основной показатель риска, поэтому важно знать кривую или хотя бы важнейшие характеристики кривой вероятности превышения определенного уровня потерь, которая имеет следующий вид (рис.4). Оценка риска зависит от индивидуального восприятия человека.
Рис4. Кривая вероятности превышения определенного уровня потерь
Высказывается суждение, что допустимый уровень риска обратно
пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности. Готовность
предпринимателя идти на риск в немалой степени определяется результатами
реализации предыдущих решений, принятых в условиях неопределенности.
Потери, допущенные в аналогичной ситуации, диктуют выбор более осторожной
стратегии, а успех побуждает к риску. Рассмотрим пример из двух вариантов:
один вариант предполагает 100%-ную вероятность получения 1000 руб., а
другой - 50%-ную вероятность получения 2000 руб. и 50%-ную вероятность
получения лишь 100 руб. Какой вариант предпочесть?
Если предпочли первый вариант - избегаете риска, если второй -склонны к
риску, если безразличны, нейтрал. Большинство людей предпочитают
нерискованные проекты. Это можно объяснить действием закона снижающейся
предельной полезности богатства. Люди, чье богатство находится в
определенных пределах, предпочитают избегать риска. Если инвестиционное
решение приходится принимать в условиях определенности, то на его принятие
влияет только одна переменная - величина отдачи. В таких условиях
инвестиционное решение принять просто. Например, если проект А обещает
отдачу 8%, а проект В - 6%, то выбор при прочих равных условиях очевиден.
Выбор инвестиционного решения в условиях риска определяется двумя основными
переменными: отдачей и риском.
Пусть есть два проекта: А В
Ожидаемая отдача 8% 6%
Риск 11% 9%
Мы видим, что проект А имеет большую ожидаемую отдачу, но и больший риск. Для того чтобы принять решение в таких условиях, необходимо изучить соотношение между отдачей и риском в альтернативных вариантах.
При выборе проектов инвестиций важно знать степень взаимосвязи между
риском и отдачей. Если увеличивается отдача по одному проекту, что будет с
отдачей по другому проекту? Допустим, предприятие специализируется на
производстве зонтов; вместе с тем на нем можно наладить производство плащей
или шезлонгов. Что выбрать? Спрос на зонты и плащи зависит от одних и тех
же переменных, а спрос на зонты и шезлонги находится в отрицательной
зависимости. Эта отрицательная зависимость делает зонты и шезлонги
идеальными для диверсификации производства. Такая диверсификация несколько
уменьшает совокупную отдачу на предприятии, но сокращает риск резкого
уменьшения доходов.
Наиболее важные виды риска в предпрининимательстве – производственный,
коммерческий, финансовый и кредитный;
Предприниматель рискует многим. Но в то же время наличие фактора риска является для него мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов. Чем больше риск, тем больше должна быть награда. Награда за риск – это основная часть прибыли, зарабатываемой предпринимателями.
3.2 Организация взаимодействия факторов производства.
В рыночной системе предприятие (фирма) и предпринимательство неотделимы друг от друга. Предприниматель - есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и политику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения.
Предприниматель берет на себя инициативу по организации взаимодействия факторов производства с целью получения максимальной прибыли.
В процессе производства возникают многочисленные варианты сочетания разнообразных экономических ресурсов. С позиций минимизации издержек и увеличения прибыли относительно дешевые факторы производства замещают более дорогие ресурсы. Количественная оценка процесса взаимозамещения одних факторов производства другими достигается, в частности, на основе производственной функции.
Каждая фирма рассчитывает объем выпуска продукции и необходимые для этого затраты экономических ресурсов., Производственная функция является моделью деятельности фирмы, характеризующей максимум выпуска продукции с помощью той или иной совокупности факторов производства. Простейшую производственную функцию любой фирмы, раскрывающую связь выпуска продукции с действием двух факторов — труда и капитала, можно охарактеризовать с помощью числового примера (табл.1).
Таблица 1
Числовой пример производственной функции фирмы
|Капитал |Труд |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1 |5 |11 |16 |20- |23 |25 |
|2 |11 |16 |20 |23 |25 |26 |
|3 |16 |20 |23 |25 |26 |27 |
|4 |20 |23 |25 |26 |27 |28 |
|5 |23 |25 |26 |27 |28 |29 |
|6 |25 |26 |27 |28 |29 |30 |
Приведенный пример производственной функции показывает возможные сочетания изменяющихся затрат факторов производства и максимально возможный результат такого сочетания — выпуск продукции от 5 до 30 единиц.
В наиболее общем виде производственная функция выглядит так:
Y = f(x1, x2,…,xn), где
Y – объем произведенного продукта (шт., литры, тонны, др. физические
единицы)
x1, x2,…,xn – количество затрат по каждому из n (шт., литры, тонны, др.
физические единицы)
Расчет производственной функции сосредоточен на поиске такого варианта,
который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках.
Условием равновесия фирмы выступает равенство предельных издержек и
предельного дохода: МС= МR (где МС — предельные издержки; МR — предельный
доход).
Фирма, стремясь минимизировать свои издержки производства, реализует следующий экономический принцип: на каждую единицу дополнительных издержек по каждому фактору производства — равный предельный продукт. Принцип наименьших издержек можно выразить так:
MYk / Yk = MYL / YL = MYz / Yz где MYk — предельный продукт капитального фактора; MYL — предельный
продукт трудового фактора; MYz — предельный продукт земельного фактора; Yk,
YL, Yz — цены факторов К, L, Z соответственно.
Если MYk / Yk < MYL / YL, то целесообразно перераспределить издержки.
Необходимо сократить их на приобретение дополнительного капитала, увеличив
затраты на покупку труда, так как предельный продукт трудового фактора выше
Перелив издержек на рынках факторов производства сказывается на их
ценообразовании. Спрос на дешевые факторы производства ведет к замещению
дорогостоящих экономических ресурсов. Тем самым ценообразование на факторы
производства стимулирует процесс их взаимозамещения в производстве. Однако
отсюда начинается изменение цен на рынках факторов производства.
Вытесняемые из производства ресурсы снижаются в цене из-за сокращения
спроса на них. А на замещающие их факторы в связи с ростом спроса цены
начнут расти. Колебания спроса и цен на рынках факторов производства
продолжаются постоянно, поскольку предприниматели все время ищут каналы
снижения издержек производства и максимизации прибыли.
В условиях рыночной экономики фирма заинтересована не в наибольшем объеме выпускаемой продукции, а в таком ее размере, который потребует наименьших издержек и обеспечит максимальную прибыль. С этих позиций фирма формирует и предъявляет спрос на рынках труда, капитальных активов, земли, инноваций.
Ценообразование на рынках факторов производства изменяется в зависимости от спроса фирм. Он определяется не погоней за максимальным объемом производства любой ценой, а возможностями максимального увеличения прибыли, достигаемого при МС = МR. Фирмы приостановят затраты и снизят спрос на факторы производства, рыночная цена которых выше предельного дохода от производимого ими продукта.
Минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский
талант в рамках данного предприятия, называется нормальной прибылью.
Вознаграждение предпринимателя за выполнение предпринимательских функций
является элементом внутренних издержек наряду с внутренней рентой и
внутренней заработной платой. Если это минимальное (нормальное)
вознаграждение не обеспечивается, предприниматель переориентирует свои
усилия с данного направления деятельности на другое, более привлекательное.
4. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
У России состояние ее предпринимательского потенциала |обусловлено
переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране
быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому
способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и
высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская
(рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать
предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских
предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего
образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры,
очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть
населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.
Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь
предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране
сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были
приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны
учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими
фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока
зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-
за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-
третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами
из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению
приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в
результате своих тесных связей с этим аппаратом.
В принципе, тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь
как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в
меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти —
Бразилии).
Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышения эффективности
национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между
предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма,
большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически
сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии
свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики
из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их
коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во
многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от
близости к государственному аппарату.
Как пишет известный американский специалист по вопросам управления Питер
Друкер, «опыт Японии учит нас одному: необходимо поддерживать самые тесные
отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном
случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно
компетентны. В противном случае — как можно убедиться на примере Индии и
Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо
выработки и проведения правильной политики и достижения успехов в
развитии.1
Еще более опасной чертой российского предпринимательстаа является его сильная криминализация и принадлежность целых секторов экономики к теневой экономике.
1Цит.по: Друкер П.Ф. Новые реальности / Пер. с англ. М., 1994. С.215.
Доля неформального сектора теневой экономики в России с 1997 г. оценивалась
в 25% ВВП. На подпольный (криминальный) сектор тогда же приходилось 15—20%
ВВП. Таким образом, доля теневой экономики в России достигла 40-45% ВВП.1
Распространенность теневого сектора экономики в решающей степени зависит от ее общего состояния, уровня жизни населения, устанавливаемых государством ограничений хозяйственной деятельности, а также возможностей его подавлять теневую экономику.
1 Вопросы экономики. 1998. №8
Заключение
Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.
Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.
Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.
Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.
Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства
заставляет заимствовать западный. Это естественно. Но при этом следует
помнить замечание видного представителя российской научной мысли историка
В. О. Ключевского. В 1911 г. он записал в своем дневнике: "Закон жизни
отсталых государств или народов среди опередивших: нужда реформ назревает
раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения
вдогонку к перениманию чужого наскоро". Действительно, попытки слепо
копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к
положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных
рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее
всего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении
которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок
будет осваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время,
прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства,
о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения
прибыли.
Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:
1) создание стабильного хозяйственного законодательства;
2) образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;
3) построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);
4) введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.
Список литературы
1. Вопросы экономики. №8. 1998.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995.
3. Джиоева В. А. Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад.
А. Г. Лобко - М.:Высш. шк., 1997.
4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.:
Юристъ, 1999.
5. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.-
М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
-----------------------
Товары и
услуги
Социальные цели
Прибыль
Развитие бизнеса
Зона
Зона
Зона
допустимого риска
критического риска
катастрофическо-го риска
Величина вероятных потерь
Прибыль
Выручка
Имущественное состояние
0
?