Разделение службы маркетинг-директора на 2 отдела - сбыта и маркетинга целесообразно для сосредоточения сил сотрудников на разных функциях маркетинговой деятельности.
Отдел маркетинга должен взять на себя задачи:
- организация регулярного поступления и сбора информации о рынке, внутреннем состоянии предприятия, о развитии спроса, потенциальных клиентах и т.п.;
- разработка эффективных маркетинговых стратегий, адаптированных к существующим рыночным условиям, включающих товарную и ассортиментную политику, ценовую стратегию, стратегию сбыта и коммуникаций;
- организация эффективной рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта.
Служба сбыта, в свою очередь реализует функцию сбыта и распределения, в задачи которой входит:
- организация эффективной сбытовой сети по региональному принципу;
- организация строгой системы отчетности, контролирующей выполнение всех заказов от поиска клиента и заключения договора за доставку продукции и оказания послепродажного обслуживания;
- организация эффективной транспортировки продукции и ее доставки клиентам в кратчайшие сроки и с высоким качеством доставки.
Появление в структуре компании отдела НИОКР также определяется ориентацией компании на рыночные отношения. Основными задачами этой службы являются:
- организация эффективных научно-исследовательских работ в области интересов компании;
- разработка новых эффективных характеристик, разработка новых модификаций и т.п.
Таким образом, численность персонала компании значительно возрастает, что ведет к усложнению управления единицами.
7. Анализ рисков.
В разделе описывается вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов предприятия, сокращению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности. Поэтому при разработке бизнес- плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации. Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение доли факторов риска, что является более сложной задачей.
В результате определения чувствительности проекта к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска, и устанавливается оптимальный вариант реализации проекта
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех фирм. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому данный раздел бизнес-плана является наиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвесторов и кредиторов в существовании рынка для товара и показать, что предприниматель может продать свою продукцию на нем.
В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.
Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово- экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены в табл. 7.
Таблица 7. Финансово-экономические риски
|Виды рисков |Отрицательное влияние на прибыль |
|Неустойчивость спроса |Падение спроса с ростом цен |
|Появление альтернативного продукта |Снижение спроса |
|Снижение цен конкурентов |Снижение цен |
|Увеличение производства у конкурентов|Падение продаж или снижение цен |
|Рост налогов |Уменьшение чистой прибыли |
|Платежеспособность потребителей |Падение продаж |
|Рост цен на сырье, материалы, |Снижение прибыли из-за роста цен |
|перевозки | |
|Зависмость от поставщиков, отсутствие|Снижение прибыли из-за роста цен |
|альтернативы | |
Проанализировав виды рисков можно сказать, что:
- неустойчивость спроса маловероятна, потому что соевая продукция конкурентов пользуется большим спросом даже, несмотря на низкое ее качество, и мировые тенденции говорят о том, что этот рынок является бурно развивающимся и имеет большую емкость, и кроме этого в структуре прибыли предприятия имеется большой запас для снижения отпускных цен и тем самым восстановления прежних объемов продаж;
- появление альтернативного продукта имеет большую вероятность из-за отсутствия конкуренции в данном сегменте рынка, но предприятие после освоения производства соевого молока планирует производить целый ряд соевых продуктов и, таким образом, диверсифицировать свою прибыль и спрос;
- снижение цен конкурентов и снижение цен на данный тип продукта также имеет большую вероятность но, как говорилось выше, стратегия предприятия направлена на создание продукта-лидера по качеству, что подразумевает определенный уровень цен, характеризующих это качество; диверсификация деятельности предприятия позволит решить проблему снижения цен;
- увеличение производства у конкурентов также имеет большую вероятность, мера противодействия – создание продукта с новыми потребительскими качествами;
- рост налогов маловероятен, но даже в случае этого события предприятие будет акцентировать внимание на налоговом планировании своей деятельности;
- платежеспособность потребителей в современной ситуации достаточно низкая, но, как отмечалось выше, предприятие имеет возможность снизить отпускные цены и увеличить объемы продаж;
- рост цен на сырье, материалы и перевозки имеет большую вероятность, так как большинство предприятий индексируют свои цены в соответствии с ростом курса доллара, но в настоящее время на рынке сырья, материалов и перевозок имеется большая конкуренция и всегда можно найти оптимальное решение этой проблемы;
- зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы имеет малую вероятность по причинам указанным выше.
8. Финансовый план
Раздел просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта
продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков
(поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое
состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем
предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными
документами:
1. балансовой ведомостью
2. отчетом о прибылях и убытках
3. отчетом о движении денежных средств
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес- плана и представляют их в стоимостном выражении.
Финансовый план предполагает выполнение следующих расчетов:
- распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребление) (табл. 8);
- расчет доходов и затрат (табл. 9);
- прогнозный баланс активов и пассивов предприятия (табл. 10);
- расчет показателей финансово-экономической деятельности предприятия
(табл. 11).
Распределение чистой прибыли осуществлено исходя из отчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли. Такое распределение обусловлено тем, что ООО «Эдельвейс» является предприятием, требующим развития своей материально-технической базы.
Планирование выручки от реализации осуществляется с учетом времени
поступления денежных средств на счет предприятия за отгруженную продукцию
(3 дня).
При планировании затрат на сторону следует учитывать также, как и при
планировании денежных средств, время их уплаты предприятием
(продолжительность нормальной кредиторской задолженности поставщикам,
бюджету и др.) – 3 дня, поставщикам - 15 дней, бюджету и банку - 9 дней
(оплата труда с начислениями).
Прирост устойчивых пассивов на 2002 г. рассчитывается следующим образом.
Кредиторская задолженность по оплате труда (Кзп):
Кзп = ФОТ * 9 : 360 = ( 7920 + 297) * 9 : 360 = 272.
Кредиторская задолженность по бюджету (Кб):
Кб = НЛ * Д : 360 = 106364 * 15 : 360 = 4432, где
НЛ – сумма налогов (39164+62+67138= 106364).
Кредиторская задолженность поставщикам (Кп) за сырье, материалы, топливо и прочие услуги:
Кп = СМ * Д : 360 = 139961 * 3 : 360 = 1166, где СМ – общая сумма расходов на сырье, материалы, топливо и др. услуги.
Кредиторская задолженность банку (К%) за пользование кредитом:
Кб = Скр * Д : 360 = 37500 * 15 : 360 = 1563, где
Скр – размер уплаты % за кредит = 125000 * 0,3 = 37500.
Итого устойчивых пассивов на конец 2001 года =
272+4432+1166+1563=7433 грн.
Устойчивые пассивы на начало 2001 года = норматив оборотных средств
на 2001 год = 1112, прирост устойчивых пассивов в 2001 г. = 7433 –1112 =
6321.
Размер устойчивых пассивов в 2002 году – 6634.
Кзп = 272; Кб = 90222 * 15 : 360 = 3759; Кп = 124861 * 3 : 360 =
1041;
Кб = 37500 * 15 : 360 = 1563.
Прирост устойчивых пассивов в 2002 году = 6634 – 7433 = - 799.
Устойчивые пассивы в 2003 г. = 6310.
Кзп = 272, Кб = 3492; Кп = 983; К % - 1563.
Прирост устойчивых пассивов в 2003 г. = 6310 – 6634 = - 324.
Погашение долгосрочного кредита планируется в течение 3 –х лет равными долями – 243926 : 3 = 41667 грн.
Основными источниками формирования средств фонда накопления являются: амортизационные отчисления, отчисления от чистой прибыли, прирост устойчивых пассивов, долгосрочный кредит банка (только в 2001 г.). Средства этого фонда использовались на уплату процентов за пользование долгосрочным кредитом, на приобретение основных фондов (только в 2001г.), на погашение долгосрочного кредита банка (согласно кредитному договору – начиная с 2001 г.)
Фонд потребления в динамике увеличивается (с 80006 грн. - 2001 г. до 93533 грн. - в 2003 г.), т.к. использование средств этого фонда пока не планируется (см. табл. 8).
Таблица 8. Распределение чистой прибыли
|п/п |Наименование показателей |Годы |
| | |2001 |2002 |2003 |
|1 | 2 |3 |4 |5 |
|Фонд накопления |
|1. | Чистая прибыль |72733 |70126 |65136 |
|2. |Источники формирования средств фонда | | | |
| |накопления: | | | |
|2.1 |Остатки средств фонда на начало планируемого|- |93787 |169889|
| |периода | | | |
|2.2 |Амортизационные отчисления |28440 |21920 |16892 |
|2.3 |Отчисления от чистой прибыли (90%) |65460 |63223 |58622 |
|2.4 |Прирост устойчивых пассивов |6321 |- |- |
|2.5 |Долгосрочный кредит банка |125000|- |- |
| |( по условию, но не более потребности в | | | |
| |основных фондах) | | | |
|3. |Всего источников |297954|249056|251917|
|4. |Направления использования средств фонда | | | |
| |накопления | | | |
|4.1 |Уплата процентов за пользование долгосрочным|37500 |37500 |37500 |
| |кредитом | | | |
|4.2 |Затраты на приобретение основных фондов |125000|- |- |
|4.3 |Затраты на прирост оборотных средств |- |- |- |
|4.4 |Погашение долгосрочного кредита |41667 |41667 |41667 |
|Продолжение табл. 8 |
|1 | 2 |3 |4 |5 |
|5. |Всего затрат |204167|79167 |79167 |
|6. |Излишек средств |93787 |169889|172750|
|Фонд потребления |
|1. |Чистая прибыль |72733 |70126 |65136 |
|2. |Источники формирования средств фонда | | | |
| |потребления | | | |
|2.1 |Остатки средств фонда на начало планируемого|- |80006 |87019 |
| |периода | | | |
|2.2 |Отчисления от чистой прибыли (10%) |7273 |7013 |6514 |
|2.3 |Прочие поступления |- |- |- |
|2.4 |Фонд оплаты труда |- |- |- |
|3. |Всего источников |80006 |87019 |93533 |
|4. |Направления использования средств фонда | | | |
| |потребления | | | |
|4.1 |Оплата труда |- |- |- |
|4.2 |Долевое участие в строительстве жилого дома |- |- |- |
| |для сотрудников | | | |
|4.4 |Премирование |- |- |- |
|5. |Всего затрат |- |- |- |
|6. |Излишек средств |80006 |87019 |93533 |
|7. |Недостаток средств |- |- |- |
План доходов и расходов (табл. 9) на 3 года в соответствии с прогнозом тенденций развития отрасли отражает, что в течение 2001-2003 гг. предприятие будет получать устойчивую прибыль, рентабельность продукции и продаж в динамике увеличивается, что является положительной тенденцией.
Таблица 9. Доходы и затраты ООО «Эдельвейс», грн
|п/п |Показатели |2001 |2002 |2003 |
|1. |Доходы (выручка) от реализации без НДС|335690|300537|279156|
|2. |Полная себестоимость |223793|200358|186104|
| |В т.ч. условно-переменные затраты |146227|134829|124519|
| |-условно-постоянные затраты |77566 |65529 |62585 |
|4. |Балансовая прибыль |111897|100179|93052 |
|5. |Налог на прибыль |39164 |30053 |27916 |
|6. |Чистая прибыль |72733 |70126 |65136 |
|7. |Рентабельность продукции, % (п.6:п.2 *|32,5 |32,5 |32,5 |
| |100 %) | | | |
|8. |Рентабельность продаж, % |21,67 |23,33 |23,33 |
| |( п.6: п.1* 100 %) | | | |
На основании данных, представленных в табл. 9, и уровня цены предприятия на единицу продукции, построим график безубыточности (рис. 4) с целью определения критического объема производства и запаса финансовой прочности ООО «Эдельвейс»
Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:
Vкр = УПЗ : ( Ц-УППЗ), (1) где УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, грн.;
Ц – цена единицы продукции предприятия, грн.;
УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, грн.
Запас финансовой прочности определяется как разница между планируемым размером выручки и размером пороговой выручки и отражает, до какого размера можно снижать объем производства и не нести при этом убытков.
Критический объем производства = сумма условно-постоянных затрат :
(цена на ед. продукции – ( сумма условно-переменных затрат: объем
производства)) = 77566 : ( 0,78 – (146227 : 430000) ) = 176315 л.
Запас финансовой прочности = 430000 – 176315 = 253685 л.
Для расчета даты, когда проект начнет приносить прибыль необходимо сопоставить критический объем производства с однодневным выпуском продукции: 176315 : (430000 : 360) = 147 дней.
С целью оценки финансово-экономических результатов проекта
составляется прогнозный баланс активов и пассивов предприятия ООО
«Эдельвейс» на 2001-2003 г. (табл. 10).
Для вновь проектируемого предприятия, которым является «Эдельвейс», прогнозный баланс составлен методами прямого счета и распространенным методом обеспечения сводимости баланса - «пробки» (для балансирования сумм по активу и пассиву баланса).
Рассматривая данные табл. 10 отмечаем, что «пробка» расположена в
активе баланса с 2001 – 2003 гг. Это говорит о том, в этот период имеется
резерв размещения 198684 грн., 257577 грн. и 237252 грн. соответственно в
производство соевого молока.
Таблица 10. Прогнозный баланс активов и пассивов ООО «Эдельвейс» (на конец
года)
|АКТИВ |Годы |
| |2001 |2002 |2003 |
|1.Внеоборотные активы |125000|125000|125000|
|Основные фонды по балансовой стоимости | | | |
|1.2 Амортизация |28440 |50360 |67342 |
|1.3 Основные фонды по остаточной стоимости |96560 |74640 |57658 |
|(п.1.1-п.1.2) | | | |
|Итого по разделу 1 (п.1.3) |96560 |74640 |57658 |
|2. Оборотные активы | | | |
|2.1 Запасы |622 |557 |517 |
|2.2 Дебиторская задолженность |3357 |3005 |2792 |
|2.3 Денежные средства, всего |32494 |29092 |27022 |
|в т.ч. | | | |
|Касса |224 |200 |186 |
|расчетный счет |32270 |28892 |26836 |
|Итого по разделу 2 |36249 |32654 |30331 |
|3. Убытки | | | |
| | | | |
| | | | |
|Итого по разделу 3 |- |- |- |
|Итого по разделам 1,2,3 |132809|107294|87989 |
|«Пробка» |198684|257577|237252|
|Баланс |331493|364871|325241|
|ПАССИВ |Годы |
| |2001 |2002 |2003 |
|4.Капитал и резервы |98000 |98000 |98000 |
|4.1 Уставный фонд | | | |
|4.2 Специальные фонды (фонд накопления) |93787 |169889|172750|
|4.3 Нераспределенная прибыль |- |- |- |
|Итого по разделу 4 |191787|267889|270750|
|5. Долгосрочные пассивы (задолженность по |125000|83334 |41667 |
|долгосрочному кредиту) | | | |
| | | | |
| | | | |
|Итого по разделу 5 |125000|83334 |41667 |
|6. Краткосрочные пассивы |1166 |1041 |983 |
|6.1 Кредиторская задолженность: | | | |
|- поставщикам | | | |
|- по оплате труда |272 |272 |272 |
|- бюджету |4432 |3759 |3492 |
|Продолжение табл. 10 |
|- банку |1563 |1563 |1563 |
|6.2 Фонд потребления |7273 |7013 |6514 |
|Итого по разделу 6 |14706 |13648 |12824 |
|Итого по разделам 4,5,6 |331493|364871|325241|
|«Пробка» | |- |- |
| |- | | |
|Баланс |331493|364871|325241|
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации
планируемого производства можно дать на основе анализа представленных в
табл. 11 показателей, по которым определяется ликвидность,
платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность предприятия, а
главное – ожидаемый срок окупаемости проекта.
Таблица 11. Финансово-экономические результаты деятельности ооо «эдельвейс»
|Коэффициент |Годы |
| |2001 |2002 |2003 |
|Коэффициенты ликвидности | | | |
|- коэффициент абсолютной ликвидности |2,2 |2,1 |2,1 |
|- коэффициент покрытия баланса |9 |7,9 |6,9 |
|Коэффициенты финансовой независимости и | | | |
|устойчивости | | | |
|- общий (коэффициент автономии) |0,6 |0,7 |0,8 |
|- коэффициент финансовой устойчивости |0,4 |0,6 |2,8 |
|Коэффициенты деловой активности | | | |
|Продолжительность оборачиваемости в днях: | | | |
|а) запасов |153,4 |80,6 |62,3 |
|б) дебиторской задолженности |3,6 |3,6 |3,6 |
|в) кредиторской задолженности |1,3 |1,3 |1,3 |
|г) операционного цикла (а + б) |157 |84,2 |63,6 |
|д) финансового цикла (г - в) |155,7 |82,9 |62,3 |
|Фондоотдача основных средств, грн. |2,7 |2,7 |2,7 |
|Коэффициенты прибыли | | | |
| - рентабельность продаж, % |21,7 |23,3 |23,3 |
|- рентабельность основной деятельности, % |32,5 |35 |35 |
|- рентабельность авансированного капитала, %|112 |125 |134 |
|Срок окупаемости проекта, лет |1,7 |1,8 |1,9 |
ВЫВОДЫ
Данные таблицы показывают, что ООО «Эдельвейс» по состоянию на 2001 год будет иметь устойчивое финансовое состояние, т.к. все коэффициенты находятся в пределах нормативных. К 2003 году предприятие станет независимым от внешних кредиторов, т.к. планируется погашение долгосрочного кредита.
Показатели деловой активности также говорят об улучшении финансового состояния, т.к. имеется тенденция к сокращению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, кроме того, прослеживается, что к 2003 году проект практически себя окупит.
Это дает основания сделать вывод, что реализация проекта по производству соевого молока экономически целесообразна.
ЗАключение
В данной курсовой работе проведён анализ основных разделов бизнес- плана, осуществлен анализ финансового состояния ООО «Эдельвейс», разработан бизнес-план предприятия по производству соевого молока, рассмотрены принципы организации работы по охране труда на предприятии и проведен анализ применения ПЭВМ и программного обеспечения для создания и анализа бизнес-планов и эффективности экономических решений.
Была выяснена структура бизнес-плана и что бизнес-план является основным видом планов, которые разрабатываются компаниями. Он содержит программу деятельности фирмы, включающую основные цели, задачи, стратегию, тактику и бюджет. Профессионализм команды, составляющей бизнес-план, напрямую влияет на жизнеспособность компании на рынке и на успешность бизнеса, поэтому процесс разработки бизнес-плана должен быть профессионально и грамотно организован и должен контролироваться руководством компании.
В рамках курсовой работы сделана попытка анализа деятельности ООО
«Эдельвейс» и финансовых показателей ее деятельности.
Представлен реальный бизнес-план, способствующий расширению бизнеса
ООО «Эдельвейс» и освоению новых рыночных ниш. Проведен анализ локального
рынка, дано описание продукта и технологии его производства. При анализе
структуры управления была рекомендована наиболее оптимальная структура
управления компанией, ориентированная на реализацию поставленных
руководством целей. Был проведен анализ рисков данного проекта.
Было выяснено, что в целом реализация проекта по производству
фасованного соевого молока экономически целесообразна и ООО «Эдельвейс» в
будущем способно своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами
за счет средств, находящихся на расчетном счете, так как предприятие
планирует получать устойчивую прибыль.
-----------------------
[pic]
Очистка и замачивание соевых бобов
Холодный размол без доступа воздуха
Варка и стерилизация суспензии, полученной в результате размола
Дезодорация соевой суспензии
Охлаждение суспензии
Экстракция соевой основы из окары
Нормализация - добавки, сахар, соль, вода, и т.д.
Гомогенизация
Высоко-температурная пастеризация
Асептическая фасовка соевого молока
Окара
[pic]