Руководитель (директор) назначается собственником при учреждении предприятия.
Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.
Акционерные общества обеспечивают три важные цели:
|1. |Привлечение временно свободных капиталов для организации |
| |производства, товаров и услуг. |
| | |
|2. |Оформление такой структуры производства, которая работает |
| |непосредственно на потребителя, обеспечивает “перелив” |
| |акционерных капиталов из отрасли и предприятий малоэффективных в|
| |более эффективные отрасли. |
| | |
|3. |Усиление мотивации труда. |
Выпуск акций предприятием с целью мобилизации денежных средств не
меняет его статуса, то есть не преобразуются организационно-правовые
процедуры: собрание будущих участников, определение уставного фонда,
разработка устава и его государственная регистрация.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО):
Таким признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.
Акционерные общества создаются двух типов - закрытие и открытые.
Акционерное общество, участниками которого могут отчуждать
принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.
Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им
акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое
акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения
годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие “ограниченная ответственность” означает , что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом.
Вклады (акции) участников акционерного общества (товарищества) с
ограниченной ответственностью могут переходить от одного собственника к
другому только с согласия других собственников (акционеров) в порядке,
предусмотренном уставом.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
- возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
- право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;
- ограниченная ответственность акционеров;
- разделение функций владения и управления.
Функционирование фирмы в современных условиях.
2. Общая стратегия фирмы в условиях рынка.
Экономические условия хозяйствования имеют важное значение для
предприятия или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию
поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие
функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют
серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности.
Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше
гарантий, что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и
разорения.
Если же предприятию приходится ежедневно заботиться о своем
выживании, напряженность работы всех - от уборщицы до директора - гораздо
выше, но вместе с тем выше и доход. В настоящее время актуальность
приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые
годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить
различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо
были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом
сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании).
Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к условиям
рыночной экономики, многие предприятия еще только в начале структурной
перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными
ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими
руководителей и работников.
Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели у предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др.
Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:
1) защиту прав участников (учредителей);
2) четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
3) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
4) создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
5) достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
6) создание эффективного механизма управления предприятием;
7) использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
8) повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:
|Первая |Характеризуется активная экспансия, наращивание|
|стадия: |темпов роста. Накопление направлено на создание|
| |производственных мощностей и захват рынков. |
| | |
|Вторая |Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов|
|стадия: |собственников капитала. Главное место занимает |
| |борьба за удержание своей доли рынка, рост |
| |производственных мощностей, по сравнению с |
| |сокращением издержек, отходит на второй план. |
| | |
|Третья |Происходит снижение объемов продаж, а вместе с |
|стадия: |ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток|
| |капитала из отрасли. На этой стадии |
| |единственной целью предприятия является |
| |выживание (сохранение жизнеспособности), то |
| |есть продолжение его операций в течение |
| |определенного периода времени, зачастую не |
| |сколько ради достижения определенного уровня |
| |прибыли, сколько для минимизации убытков. |
Создание ценностей - есть основополагающая функция предприятия.
Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающее предприятие - это предприятие получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций предприятия, является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества предприятия. Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия.
2.2. Финансы фирмы.
Финансовая система страны может быть представлена несколькими большими системными блоками: государственные или централизованные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств.
Значимость для общества каждого блока не вызывает сомнений, но основу современной экономики, как и по объему, так и по вкладу в совокупный национальный продукт, составляют финансы хозяйствующих субъектов.
Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия[1] является денежные отношения, присутствующие на всех этапах создания и реализации вновь создаваемой полезности.
На предприятии финансы используются для следующих экономических взаимоотношений:
- отношения между предприятием и другими предприятиями, в ходе выполняемой финансово-хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям не относятся отношения купли-продажи, обмена и т.п., а относится, например, применение финансовых санкций за невыполнение условий договора (контракта), обеспечение самого процесса купли-продажи или инвестиционная деятельность предприятия.
- между предприятиями и подразделениями, входящими в его состав. Такие отношения зависят от структуры предприятия и финансового взаимодействия, между подразделениями, имеющими самостоятельные балансы и счета. Эти отношения возникают в связи с формированием уставного фонда, перераспределением оборотных средств и прибыли, уплатой налогов и др.;
- между предприятиями и сотрудниками по поводу выплаты заработной платы;
- между предприятием и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов, получения льгот, целевого финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.;
- между предприятием и кредитными организациями, по поводу получения и возврата денежных средств;
- между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования и использования свободных денежных ресурсов (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.);
- между предприятием и вышестоящими органами (холдинги, концерны) по поводу перелива капитала;
- между предприятием и собственниками, акционерами по поводу выплат доходов, дивидендов.
Таким образом, финансы предприятия – представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.[2]
Данное определение наиболее точно обозначает поле деятельности финансов предприятия, выделяя функциональный аспект вопроса: формирование, распределение и использование фондов денежных средств.