Нередко расцвет теневой экономики в 80-х годах пытаются приписать хозяйственной реформе, возникновению кооперативов, совместных предприятий, и других новых форм хозяйствования. Но ведь господство в течение почти 60 лет только государственной собственности (включая государственные колхозы) не только не помешало развитию теневой экономики еще в 30-х годах. Но и привело к ее пышному расцвету в 80-х годах. Новые социальные формы хозяйствования (кооперативы, совместные предприятия, коммерческие банки и т.д.), вступая в конце 80-х годов в нашу деформированную экономику, вынуждены в борьбе за ресурсы и вообще за место под солнцем культивировать теневые отношения. Их теневая деятельность, следовательно, отчасти вынуждена (что, разумеется, юридически ее не оправдывает) конкуренцией, борьбой за выживание на этом исковерканном и разваливающемся «рынке».
Теневое производство и хозяйство у нас – стихийное, «нелегальное»
проявление силы экономических законов, противодействующих
волюнтаристическим попыткам загнать хозяйственную жизнь в надуманные схемы.
Это – проявление загнанных в подполье и деформированных рыночных отношений
как универсальной формы экономических взаимодействий между людьми в
условиях развитых хозяйственных связей и социальной дифференцированности
общества.
Теневое производство в пределах государственного сектора – самое выгодное производство для производителя, ибо оно основано на частном использовании государственной собственности и производимых в ее рамках продуктов труда. «Теневик», как правило, не вкладывает собственных – за исключением взяток – средства в развитие производства, ему выгоднее за взятку получить государственные вложения. Он использует сырье и материалы, сэкономленные в процессе производства или мобилизованные из огромных регламентированных сверху «потерь», частично расплачивается с работниками из легального фонда оплаты труда. Затраты «теневика» сводятся к некоторой дополнительной оплате рабочим, кроме того, часть его огромной сверхприбыли перераспределяется по вертикальным и отчасти горизонтальным каналам («все хотят жить»). При этом из данной сверхприбыли выплачиваются взятки не только в вышестоящие плановые и хозяйственные органы, но и в партийные, государственные, а также правоохранительные структуры. Так происходит сращивание официальной экономики с теневой. Первая питает вторую ресурсами ценой собственной неэффективности, обеспечивает ее удобными законами и подзаконными актами, охраняет ее «права». Прибыль участникам теневого производства достается почти без иных собственных капитальных вложений, поэтому эффективность хозяйствования в теневой экономике для ее субъектов огромна. Если раньше продукция теневого производства, как правило, продавалась в государственной торговле по установленным розничным ценам, то в условиях обострившегося дефицита и развала внутреннего рынка все большая часть этой продукции поступает на «черный» рынок и продается по спекулятивным ценам, привлекая к теневому бизнесу дополнительные слои населения в лице спекулянтов и усиливая деформированность государственного и негосударственного секторов.
Децентрализация системы внешнеэкономических связей привела к
достраиванию этой системы подсистемой нелегальной (контрабандной) внешней
торговли, использующей разницу в уровне мировых и внутренних цен на товары.
Рентабельность функционирования этой подсистемы исчисляется тысячами
процентов, в том числе и официально для государства. Более полно
удовлетворяя отдельные конкретные потребности населения, теневая экономика,
нераздельно связана с официальной (выделить ее в чистом виде можно только
абстрактно-теоретически), питается ее ресурсами, повышает свою
эффективность за ее счет, формирует мощные структуры, противодействующие
приватизации экономики и глобализации рынка, поскольку подлинный рынок
ограничит сферу теневого производства только нелегальными видами
деятельности (производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда и т.д.).
Выгодность теневой экономики определяется также тем, что она
утилизует часть огромных потерь, фиксируемых официальной статистикой.
Известно, что в народном хозяйстве до 1/3 сельскохозяйственной продукции,
45-50% стекла, 20-25% металла, 20% цемента теряются. По существу, эти
потери легализованы государственными планами, материальными балансами и
нормами расхода сырья и материалов. Часть потерь улавливается теневой
экономикой, заинтересованной в их существовании и частичном использовании,
которое маскируется общим объемом потерь.
В то же время теневая экономика и ее социальные последствия для
широких масс населения вызывают крупные социальные потрясения в стране.
Так, отсутствие жилья, «самострой» и создание целых районов из лачуг,
будок, сараев и бараков вместо нормального жилья, а вместе с ними и
соответствующего образа жизни людей, в них обитающих, во многом
спровоцировали события в г. Сумгаите и Киргизии. Если основы формирования
теневой экономики заключены в тотальном огосударствлении собственности,
сверхцентрализации управления хозяйством, в гонениях на рыночные отношения,
то здесь же следует искать пути ее преодоления: разгосударствление
собственности при разнообразии ее форм, предоставление хозяйственным
звеньям полной самостоятельности, формирование и развитие легальной
рыночной среды.
Конечно, необходима и правовая борьба с преступлениями, но основы различных видов теневой экономики могут быть подорваны только в том случае, если произойдут кардинальные перемены в самой официальной, прежде всего государственной экономике, если она будет основываться на общих объективных закономерностях развития, а не на надуманных идеологических схемах. Многие из нелегальных криминальных явлений в экономике, как мы полагаем, уйдут сами собой, возрастет возможность их предвидения, а следовательно, и поисков правовых и экономических средств борьбы с ними.
Как ни парадоксально, теневая экономика во многом не только указывает путь к рынку, но и определяет те сферы, в которых такой переход необходимо совершит срочно. Теневая экономика указывает и формы, в которых переход к рынку возможен. Подобные утверждения базируются на той реальной экономической ситуации, которая сложилась в стране и которая требует скорейших перемен, прежде всего в отраслях потребительской сферы, в сельском хозяйстве, в социальной инфраструктуре.
Вместе с тем в условиях нынешнего этапа формирования экономических отношений, когда сохраняются старые структуры, вводятся только отдельные новые формы и некоторые элементы рыночных отношений, уже можно констатировать ряд изменений в теневой экономике и в сфере народного хозяйства, близких к ней или с ней непосредственно связанных.
Процесс разгосударствления путем расширения негосударственного сектора, развития новых форм кооперации, фермерских хозяйств, других хозяйственных форм, а также изменения в самом государственном хозяйстве через введение арендных отношений и акционирование способствуют вытеснению существующих видов теневой экономики, но в ряде случаев вызывают ее основные разновидности. Так, были легализованы и стали действовать на кооперативных принципах многие ранее бывшие нелегальные производства, которые не считали для себя выгодным и возможным в условиях жесткой централизации, администрирования, унификации и единообразия хозяйственных форм включаться в легальную государственную систему. Законами о кооперации, о собственности, законодательными актами об аренде и земле, постановлением об акциях и акционировании декретируется введение элементов рынка путем вовлечения средств населения в производство, допускаются договорные и свободные цены на некоторые продукты и виды услуг, начинается регулирование видов деятельности и доходов с помощью налогов, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Все это в некоторой мере ослабило закрепощенность хозяйства, способствовало созданию условий для усиления заинтересованности работников в труде (возросла оплата труда, в ряде случаев произошла персонификация собственности, расширились возможности вторичной занятости и т.д.), ликвидация ряда убыточных предприятий путем перевода их в кооперативы, сдачи в аренду, что освободило бюджет от необходимости выплачивать им дотации, рационализации некоторых хозяйственных связей и т.п.
Однако в полной мере новые отношения реализоваться не могли, ибо отсутствует современный рынок, сохраняется и продолжает действовать административная система с набором ее регламентаций, регулирований, нормирования и т.п. Несопоставимы пока по масштабам охвата экономики новые отношения и старые устоявшиеся системы (новая кооперация, например, дает не более 5% общего объема производства товаров и услуг в стране), что не может не вести к подстраиванию новых форм под старые структуры.
Появление новых отношений в старой экономической системе привело к возникновению целого ряда обстоятельств, обусловивших новые теневые отношения.
Во-первых, введение новых отношений (функционирование новых
хозяйственных форм даже при дозированных хозяйственных свободах) не
увязывалось с существующими в старом огосударствленном хозяйстве, более
того, иногда наметившиеся перемены искусственно ограничиваются
(сдерживается становление крупных акционерных компаний, перевод предприятий
на реальную аренду, выделение земли фермерам и сельскохозяйственным
кооперативам и т.п.).
С одной стороны, это способствует деформации новых отношений, их встраиванию в огосударствленные структуры, ведет к потере ими ряда сущностных черт, их дискредитации (из-за отсутствия оптовой торговли происходит ориентация на нематериалоемкие сферы деятельности; двойной гнет партийных и отраслевых структур в сельской местности не позволил развиваться там кооперации; колебания правительства и ведомств при выборе тактических решений при проведении нового курса, частые отступления, принятие сдерживающих производство мер, произвол мест при создании новых форм хозяйства – все это привело к резкой дифференциации экономического состояния самих этих форм, монопольному положению некоторых из них, дифференциации в уровне доходов работников разных социальных форм хозяйства и т.п.).
С другой стороны, отсутствие сущностных крупномасштабных перемен в по-прежнему доминирующем государственном хозяйстве, а также принятие некоторых правительственных решений провоцируют теневые явления. Так, постановлением правительства о запрещенных видах деятельности кооперативов разрешено последним заниматься отдельными видами деятельности только на основе договоров, заключаемых с государственными предприятиями, для которых эти виды деятельности являются основными. Государственные предприятия, обладая ресурсами, а кооперативы – большими хозяйственными свободами, объединив свои усилия фактически на теневых начала, используют свободное ценообразование в кооперативах, посредничество, особенности формирования и расходования фондов и т.п. для вполне определенных целей, в том числе и для получения максимально высокой оплаты, незаработанных денег, перелива безналичных денег в наличные и т.п.