Введение в бизнес
p> Чаще всего предпринимательская деятельность относится к экономике малых форм, проводится в рамках небольших коллективов, предприятий с численностью от нескольких человек до ста-двухсот. Как следствие, число предпринимателей довольно велико. В России оно уже исчисляется миллионами.
А вСША насчитывается свыше пятнадцати миллионов небольших фирм, фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей.

Предпринимательству обычно присущи тактический способ действий, относительная кратковременность бизнес-операций, сделок. Предприниматель склонен проводить ряд сменяющих друг друга операций не очень большой продолжительности. В одних ему сопутствует успех, в других – неудача, важно, чтобы в целом прибыль превышала убытки.

Все это, однако, не исключает связи предпринимательства с крупными долговременными экономическими проектами.

Предпринимательство – общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону, предпринимателем может быть любой совершеннолетний гражданин, не ограниченный в дееспособности, т.е. способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие как собственное, так и другое, приобретенное на законном основании имущество.

Однако далеко не все, кто хочет стать предпринимателями, становятся ими. Чтобы быть преуспевшим бизнесменом, нужны способности, знания, умения, энергия, природный дар. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же надлежит знать, что подлинное предпринимательство – это не стрижка купонов, а повседневный, тягостный, изнурительный труд.

Вот как характеризует карьеру и участь предпринимателя профессор
В.Богачев: «Предприниматель – это бедолага и вечный должник, неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего днч и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий».

На сегодня обществу, а особенно российскому, крайне нужны такие деловые, энергичные люди, способные создать основу слоя предпринимателей.

Движение к предпринимательству есть эффективный путь обновления, возрождения в россиянах чувства хозяина.

Бизнес характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.

Рассмотрим общуюю схему бизнеса, дающую представление о том, как он осуществляется.

Ф Т
Обладатели Предпринима- Потебители факторов Дф тель-бизнесмен Дт товара бизнеса

Рис. 1. Общая схема бизнеса.

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар Т и получая за это денежную выручку Дт. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара, может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, все виды коммунальных услуг, строительные и другие работы.

Чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для осуществления ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, т.е. средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для производства, транспортировки, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы Ф у их обладателей, собственников за денежную сумму Дф и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар Т.

В простейшем случае, когда факторы сами представляют нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товара и потребителем.

Как следует из рассмотренного, схема предпринимательства может быть представлена в виде логической формулы:

Дф?Ф?Т?Дт

Предприниматель приобретает за деньги Дф средства предпринимательской деятельности Ф, затем преобразует их в товары Т и реализует их, получая в результате деньги Дт. Вырученные, полченные в итоге деньги Дт, должны быть больше денег Дф, затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.

Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время. Для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации.
Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно, чем короче период сделки, тем выше эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, с другой – увеличивается оборачиваемость денежных средств и меньше денег связывается в обращении. Таким образом, есть основание утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.

Цель каждого бизнесмена – разбогатеть, получить прибыль путем реализации определенной продукции или услуг, потом еще больше разбогатеть, потом еще…

Способов разбогатеть много, незабвенный Остап Бендер, например, знал
«четыреста отностиельно честных способов отъема» денег, он говорил, что
«отъем или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств». Однако даже великий комбинатор в погоне за миллионом призывал чтить уголовный кодекс.

Понятие «богатый человек» весьма условно. Центр комплексных социальных исследований и маркетинга «Круглого стола бизнеса России» провел в 1995 году исследование, в котором, кстати, обсуждался вопрос: кого счтиать богатым? Основой исследования, кратко изложенногов газете «Известия» (27 декабря 1995г.), стал анкетный опрос 1131 эксперта из числа предпринимателей, чиновников, интеллигенции, работников МВД, прокуратуры, суда, коллегии адвокатов, юридических фирм. Среди экспертов были состоятельные, зажиточные, малообеспеченные. Поэтому, естественно, разными были и представления о бедности и богатстве, вернее и бедных и богатых.
Богатым, например, считался человек, у которого минимальный уровень дохода от 500 долл. до 100 долл. в месяц, наиболее же распространенным было убеждение, что у богатого – доход 1000 долл. в месяц. В США, для сравнения, 500 долл. в месяц получает неквалифицированный рабочий, а 1000 долл. – инженер, экономист. Москвичи считают богатым того, чей годовой доход состовляет более120 тыс. долл. в год, в среднем же по России для того, чтобы считать себя богатым, достаточно и половины этих денег.

Исследователи поинтересовались, как, по мнению одних людей, становятся богатыми другие люди. На этот вопрос большинство ответило: во-первых, связи; во-вторых, личные способности. Далее щли, вероятно, почерпнутые из жизни предположения, будто богатыми становятся те, у кого была предшествующая работа в партгосаппарате, должность начальника перед началом реформ, а также связь с криминальными структурами и иностранными фирмами, наличие влиятельных покровителей, работа в комманде, т.е. среди своих друзей, вспомнили и о несовершенстве законов. По мнению большинства экспертов, лишь единицы разбогатели самостоятельно.

Так или иначе, все были согласны, что сейчас в России существует возможность быстро сделать деньги. И не только для тех, кто находится у власти или вхож в мафиозно-криминальные кланы. Однако, посчитали эксперты, образование тут ни при чем, даже, наоборот, у образованных разбогатеть шансов мало. Так считает большинство экспертов, но, думается, что они ошибаются, с большинством это часто бывает. Недаром ведь предприниматели- самоучки из числа физиков и лириков бросились получать второе, финансовое, образование, платя за это немалые деньги.

В самом начале рыночной экономики, в так называемый переходный период, некоторые экономисты сомневались в том, что «экономизированные» объяснения могут сказать что-либо определенное о мотивации и особенностях предпринимательских действий в конкретном сообществе. «Стоит только сделатьполшага вперед к разрешению этого вопроса, и извлечение прибыли, в свою очередь, оказывается средством достижения иных целей»,- считает заведующий сектором ИЭ РАН кандидат экономических наук В.Радаев в статье с характерным названием «Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности». Каковы же эти цели? Исследователь предполагает: обеспечить себя материально, вытащить из нищеты и необустроенности своих близких; дать детям элитарное образование; накопить средства, стремясь к эмиграции в страны с более «теплым» климатом; одержимость грандиозными идеями
«сколотить» капитал для нового дела.

Не следует, однако, забывать и о тех бизнесменах, для кого деньги – самоцель, кто отказывал себе во всем и, заполнив золотомпоследнего сундука в тайнике (пусть – в банке), уходит ни с чем.

История бизнеса – ровесница рынка и старше денег. Многочисленные примеры свидетельствуют: можно стать гениальным бизнесменом по воле случая, но чтобы продержаться на плаву в бурной стихии бизнеса всю жизнь, нужно быть личностью и уметь жить.

Задание для усвоения.

Перечислите основные свойства деятельности, которую именуют бизнесом.

Расставьте признаки предпринимательской деятельнолсти в соответствии с вашими представлениями об их значимости.

Существует ли бизнес, не направленный на извлечение прибыли?

1.3.Понятия и критерии малого бизнеса.

Вы узнаете:

- что такое малый бизнес?

- какие факторы его определяют?

- чему способствует развитие малого бизнеса?

Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Именно идеи малогобизнеса создали гамбургер Мак
Доналдс, компьютер, автомобиль «Форд», и даже электрический свет.
Нереализованные прежде идеи превращались в нововведения, которые изменили мир бизнеса.

Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.

И в России малый бизнес постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Что же называют малым бизнесом?

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий:

- крупное – предприятие с численность работающих более 500 человек;

- среднее – от 100 до 500 человек;

- малое – до 100 человек.

В Российской Федерации этот критерий неодинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст.3), приведены в табл.1.

В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты