Численность работников малых предприятий.
|Отрасль деятельности|Предельный уровень|
| |численности |
| |работников, чел. |
|Промышленность |100 |
|Строительство |100 |
|Транспорт |100 |
|Сельское хозяйство |60 |
|Научно-техническая |60 |
|сфера |50 |
|Оптовая торговля | |
|Розничная торговля и|30 |
|бытовое обслуживание| |
|населения |50 |
|Остальные отрасли и | |
|другие виды | |
|деятельности | |
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом
объеме прибыли.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению специализированными товарами и услугами.
Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малогобизнеса. Фактор, не толко обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн. человек.
Другая важнейшая сторона деятельностималых предприятий - внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес, производит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию производства, без чего немыслима ее высокая эффективность.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые болшие фирмы оставили незанятыми, амалые видят в них возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие условия и факторы, в той или иной степени влияющие на развитие малого бизнеса:
- политическая обстановка в обществе;
- состояние экономики страны;
- политика государства в области экономики;
- меры поддержки малого бизнеса;
- правовое обеспечение малого бизнеса;
- налоговая политика;
- финансово-кредитная политика;
- уровень жизни населения;
- цивилизованность предпринимательства.
В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеперечисленным пунктам условия далеки от оптимальных. До тез пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственноепредпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условий для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательсчкой деятельности. Именно такое гипертрофированное развитие малого бизнеса имеет место в современной России, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл.2.
Таблица 2.
Число малых предприятий по отраслям экономики
| |Число |
| |предприятий |
| |Тыс. |В |
| | |проце|
| | |нтах |
| | |к |
| | |итогу|
|Всего предприятий |877,3 |100 |
|в том числе: | | |
|промышленность |128,5 |14,6 |
|сельское хозяйство |9,8 |1,1 |
|строительство |145,5 |16,6 |
|транспорт и связь |20,5 |2,3 |
|торговля и общественное| | |
|питание, | | |
|материально-техническое|392,7 |44,8 |
|снабжение, сбыт и | | |
|заготовки | | |
|общая коммерческая |42,4 |4,8 |
|деятельность по | | |
|обеспечению | | |
|функционирования рынка | | |
| |15,4 |1,8 |
|жилищно-коммунальное |48,8 |5,6 |
|хозяйство, |73,7 |8,4 |
|непроизводственные виды| | |
|бытового обслуживания | | |
|населения | | |
|наука и научное | | |
|обслуживание | | |
|другие отрасли | | |
Опыт работы предприятий малого бизнеса в развитых странах свидетельствует о том, что малый бизнес в рыночных условиях выживает благодаря своим характеристикам именно как малого предпринимательства, а не представителя конкретной отрасли. Тем не менее, определенные отраслевые особенности развития малого бизнеса имеются.
В этой связи представляют интерес результаты исследования английских ученых. В 1976 и 1989 годах были проведены обследования почти 300 фирм в различных отраслях (швейная, полиграфическая, тяжелая, фармацевтическая, мебельная, игрушечная, электронная, инструментальная) на предмет взаимосвязи отрасли экономики и развития в ней малого бизнеса.
Во всех этих отраслях малый бизнес за 10 лет прижился, выжил, а внекоторых показал быстрый рост. И связано это было не столько со спецификой отрасли, сколько со спецификой самой фирмы, возможностями ее лидера, формами организации производства и труда и т.п.
В то же время в ходе обследования выявилось, что легче вначале
приживаются фирмы в тех отраслях, которые прямо работают на потребителя.
Однако их век оказывается короче, поскольку в них ограничены возможности
диверсификации и они находятся в более жесткой конкурентной борьбе
(швейная, мебельная, игрушечная отрасли). Зато в тех отраслях, где возможна
большая диверсификация самиз изделий (инструментальная, электронная,
фармацевтическая отрасли), продолжительность деятельности фирмы на рынке
оказалась выше, так же, как и выше перспективы расширения и роста.
Интересны данные в том, за счет каких факторов фирмы строили свою
конкурентную стратегию: за счет изменения цены (37%), за счет изменения
качества (42%), за счет изменения специализации и организационных факторов
(23%). Во всех фирмах рост оборота опережал рост персонала, выросла
производительность труда, повысился уровень квалификации
высококвалифицированного труда, но уменьшилась его доля (за счет
технических достижений).
За 10 лет около 40% малых фирм пережили смену владельцев, затрагивающую управление. По отраслям этот показатель различен. В полиграфической, электронной, тяжелой и инструментальной промынленности он был выше, чем в других отраслях. Обяснялось это необходимостью по-новому оценить потенциал фирмы, ее стратегические отиентации и т.п. при этом смена владельца всегда сопровождалась достаточно длительным периодом роста.
В результате проведенного анализа выяснилось, что ни одна из фирм не стояла на месте, постоянное движение, пульсация, поиск – определяющие характеристики, «ключевые слова» для каждой из фирм. Приведенные данные представляют интерес для российского малого бизнеса не только характером возникающих здесь проблем, но и способами их разрешения.
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он оюладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящихся на условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства?
Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой фирме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.
Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень
риска. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от
воздействия внешней среды. Поэтому в кризисные для экономики периоды
небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами.
Другим слабым местом малого бзнеса является низкая возможность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточных средств для выплаты высокого процента.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Задание для усвоения:
В чем, на ваш взгляд, заключается эффективность малого бизнеса?
От каких условий зависит становление малого бизнеса?
Какие факторы влияют на развитие малого бизнеса?
За счет каких факторов строится конкурентная стратегия?
Назовите основные преимущества и недостатки малого бизнеса.
Термины, которые необходимо усвоить.
|Бартер |Понятийный аппарат |
|Бизнес-деятельность |Посредник |
|Бизнес-пространство |Предпосылки бизнеса |
|Бизнес-функция |Предприниматель |
|Валовой национальный |Рыночная экономика |
|продукт (ВНП) |Смешанный капитализм |
|Валовой внутренний |Социализм |
|продукт (ВВП) |Теневая экономика |
|Индивид |Факторы производства |
|Капитал |Чистый капитализм |
|Коммунизм |Экономическая система|
|Корпоративная модель | |
|бизнеса | |
|Плановая экономика | |