Безличные предложения среди других типов простого предложения

Недостаточно четко выявив сущность односоставности,  А.А. Шахматов очень много сделал в описании отдельных видов односоставных предложений, в частности, безличных.

А.А. Шахматов ищет отличительный признак безличных предложений в психологическом восприятии самого главного члена, не считая возможным говорить о каком-то невыраженном представлении за его пределами. Особенностью безличных пред­ложений при этом оказывается выраженное в главном члене со­четание представления о признаке с представлением о бытии, существовании. Таким образом, безличные предложения      А.А. Шахматов признает предложениями экзистенциальными[8]. Естественно, что не все разновидности безличных предложений укладываются в рамки такого понимания. В ряде случаев иссле­дователь учитывает это, выводя, например, инфинитивные пред­ложения с императивным значением за пределы группы безличных инфинитивных. Оставаясь последовательно на данной точке зре­ния, нужно было бы выделить из состава безличных и некоторые другие модальные разновидности предложений с независимым ин­финитивом.

В согласии с идеей "представления", вызываемого главным членом (или главными членами), находится и взгляд А.А. Шах­матова на структуры типа "безличный глагол + инфинитив" или "предикативное наречие + инфинитив" как на предложения дву­составные. Однако последовательность этого принципа и здесь должна была бы привести к признанию двусоставности ряда других предложений, рассматриваемых в качестве безличных.

Попыткой примирить идею психологического "представления" с грамматической стороной предложения можно объяснить и вве­дение А.А. Шахматовым понятия "двухчленные безличные предло­жения" (тип глагол + Р.п.), где именно грамматическая струк­тура не позволяет говорить о двусоставности.

За основу классификации безличных предложений        А.А. Шахматов взял грамматический способ выражения главного члена, т.е. принцип, получивший в дальнейшем распространение во всех работах по данному вопросу. Правда, с этим принципом А.А. Шахматов был знаком по первому изданию  упомянутой ра­боты А.М. Пешковского.

Грамматический аспект классификации безличных предложе­ний детально представлен в работе А.М. Пешковского, что яв­ляется его несомненной заслугой. Если в понимании А.М. Пеш­ковским понятийной стороны безличного предложения как тако­вого отразились некоторые идеи А.А. Потебни, в частности, идея об "устранении подлежащего" из мысли, то дальнейшие синтаксические вопросы данный исследователь решает с прису­щим ему вниманием к формально-грамматической стороне дела. Характерно, что классификацию безличных предложений      А.М. Пешковскии строит исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных или необязательных в данной конструкции. Этим положено плодотворное начало синтаксического анализа структуры самого безличного предложения.

Однако схема А.М. Пешковского, разумеется, не могла не отразить в себе недостатки его общей теоретической концепции Так, например, формально-морфологическая точка зрения про­явилась при искусственном и необоснованном разделении пред­ложений с формой на , созвучной прилагательным среднего ро­да (и семантически им соответствующей) и тех же конструкций с "бесформенным словом", куда автор причисляет не только формы типа "жаль", "нельзя", но и формы на , не имеющие в системе языка звукового или семантического соответствия прилагательным среднего рода (мОжно, дОлжно, пОлно и т.п.).

Но в наибольшей мере слабость теоретической позиции  А.М. Пешковского проявляется при решении им вопросов, свя­занных с соотношением грамматической и понятийной стороны безличного предложения. Согласно его воззрениям, безличность предложения определяется тем, что сказуемое не имеет форм согласования с подлежащим, следовательно, не может давать "намека на подлежащее", так как последний делается именно при помощи форм согласования[9]. Таким образом, отсутствие у безличных глаголов изменяемости по лицам, числам и в прошед­шем времени по родам (явление, сформировавшееся в определен­ной логической ситуации и именно в готовых синтаксических условиях) превращается у А.М. Пешковского в исходный пункт безличного характера предложения[10].

А.М. Пешковский тонко подметил разницу между безличными предложениями и неполными с опущенным подлежащим: "Все дело тут, очевидно, только в том, сознаются лицо и число данного глагола как категории согласования сказуемого с подлежащим или нет, ибо безличное предложение есть прежде всего не со­гласуемый ни с чем глагол"[11]. Однако это высказывание не мо­жет быть принято иначе, чем только в качестве практического критерия.

Рассматривая взаимоотношения главных членов предложения с позиции А.А. Шахматова и А.М. Пешковского, мы установили, что подлежащее без сказуемого и сказуемое без подлежащего в двусоставных предложениях не дают каждый в отдельности за­конченного выражения высказывания. Подлежащее  без сказуемо­го остается простым названием предмета. Причем названием условным, так как словесное обозначение предмета не обусловлено природой и свойствами этого предмета.

Только в предложении, контексте или соответствующей об­становке между организующими центрами (подлежащим и сказуе­мым) возникают предикативные отношения, и сказуемое выполня­ет свою предикативную функцию. "Предикативная функция, — пи­шет В.В. Виноградов, — заключается не в оживлении или соеди­нении изолированных слов и понятий, а в речевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов и яв­лений действительности"[12].

Причем речевое раскрытие реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности в пред­ложении принимает в одних случаях словесное выражение, а в других случаях интонационное выражение.

Можно ли интонацию считать грамматическим средством вы­ражения грамматической категории? В этом ни А.М. Пешковский, ни А.А. Шахматов не сомневались. По мнению А.М. Пешковского, то, что мы называем предикативной функцией, может быть выра­жено в одних случаях только с помощью интонации, в других случаях — с помощью жеста и интонации и в третьих — в обста­новке и интонацией, но не с помощью подразумеваемого преди­ката[13]. "Таким образом, мы, — пишет А.М. Пешковский, — откры­ваем новый способ выражения категории сказуемости: интона­цию... благодаря которой слово перестает быть словом только, а делается фразой"[14].

По поводу интонации А.А. Шахматов писал: "...Ту или иную интонацию можно признать способом обнаружения грамматической категории"[15].

Односоставные предложения представляют собой два крупных типа предложений в соответствии с морфологическим выражением главного члена предложения:

1)номинативные,  т.е. такие, в которых имеется налицо подлежащее как носитель признака, а сказуемое словесно не выражено и восстановить его из контекста или обста­новки нельзя;

2)бесподлежащные предложения  (термин А.А. Шахматова), которые характеризуются отсутствием подлежащего и не­возможностью его восстановить из обстановки или кон­текста речи.

Основная группа бесподлежащных — это безличные предложе­ния, которые не имеют подлежащего и даже указаний на него и в которых подлежащее не восстанавливается из контекста речи или обстановки. В этом и заключается их отличие от неполных двусоставных предложений с опущенными подлежащими.

Вопрос об условиях и времени возникновения безличных предложений, о путях развития их, о соотношении личных и безличных предложений, об их смысловых функциях давно при­влекает внимание лингвистов.

Одни из них считали, что безличные предложения произошли из личных. Этой точки зрения придерживались В.А. Богородиц­кий, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский.

Терминами "безличные", "неопределенно-личные", "опреде­ленно-личные" пользовался еще А.А. Потебня[16].

В.А. Богородицкий считает, что безличные предложения возникли на почве подразумеваемости. Например, предложение Морозит, по мнению В.А. Богородицкого, возникло на почве предложений, состоявших из однокоренных существительного-подлежащего и глагола-сказуемого, т.е. Мороз морозит. В пред­ложении же Моросит, предполагает В.А. Богородицкий, подлежа­щее могло опускаться потому, что глагол моросит может упо­требляться исключительно в сочетании лишь со словом дождь, чего, например, не наблюдается в предложении Дождь идет[17].

А.М. Пешковский по этому поводу заявляет: "Безличные предложения возникли из личных, а не наоборот"[18].

Это предположение, по мнению А.М. Пешковского, подтверж­дается как морфологическим анализом, так и исторически: "...Вдумываясь в значение безличных глаголов, мы все-таки откроем в них следы 3-го лица... К тому же приводит и чисто морфологический анализ этой формы: светает во всяком случае скорее может ассоциироваться с работает, пишет, читает, чем с работаю, работаешь, работаем и т.д. Ясно, что поскольку лицо должно мыслиться в глаголе, оно мыслится здесь как третье. Но мыслится-то оно с минимальной ясностью"[19].

Переходя к историческому обоснованию своего взгляда на безличное предложение, А.М. Пешковский пишет: "Прежде всего доязыковая мысль основана на ассоциации двух представлений и поэтому всегда двучленна. Было бы очень странно, если бы для нее сразу избрана была одночленная форма"[20].

А.М. Пешковский считает, что такие выражения, как свет светит, гром гремит и т.д., "легче приписать древнейшему перио­ду языка, так как они указывают на первоначальную, мифи­ческую причину явления, на мифического деятеля, производяще­го его. Устранение этих-то подлежащих и могло создать без­личное предложение"[21].

Теория происхождения безличных предложений из личных подверглась критике со стороны А.А. Шахматова, по мнению ко­торого, "безличные обороты не могут быть объяснены  из лич­ных, ибо если это формально возможно для оборотов, обозна­чающих явления природы, то для других оборотов безличную форму никак нельзя вывести из личной"[22]. При этом А.А. Шахма­тов исходил из того, что, кроме явлений природы, безличные формы глагола употреблялись в глубокой древности и для выра­жения внутренних переживаний человека, физических и нравственных[23].

Большинство лингвистов придерживалось того мнения, что безличные предложения представляют собой наследие той эпохи, когда первобытные люди, не имея представления ни о законах внешнего мира, ни о строении своего тела, чувствовали себя совершенно беспомощными в борьбе с природными стихиями и бо­лезнями. Из-за незнания истинных причин природных и   обще­ственных явлений   возникают   искаженные, фантастические представления дикарей об окружающей их действительности, убеждение, что болезни насылает и погоду делает неизвестная, непознанная сила. Освобождая безличные предложения от прису­щих им смысловых функций, соответствующие лингвисты тут же наполняли их другим содержанием, произвольно примышленным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты