Военные метафоры в языке современных газет

 «неуправляемое, ленивое и хитрое войско чинуш» (Где президент прячет  философский камень//КП.- 25.04.2006).

«армия секс-работниц» (Аутричер и Лолита // Медицинская газета.- 06.07.2005).

 «финансовая гвардия Тренто» (Итальянцы выдали ордер на арест дочери Павла Бородина// Известия.-10.11.2005).

«Он предложил выставить на южных границах дивизии охотников..» (Дуплетом по гадкому утёнку// Лит. газ. 05.04.2006).

 «отряд родственников» (Тихая война народов // КП.-25.05.2005).

«журналистский десант» (КП.- 11.05.2005).

Наименование всех вышеперечисленных воинских подразделений и структур всем хорошо знакомы, что создает возможность для актуализации необходимых сементических признаков рассматриваемых слов. Так очень большое объединение людей обозначается как армия, поменьше – дивизия, еще меньше – отряд. Во многих случаях актуализируется и дополнительные признаки рассматриваемой группы: например, очевидна яркая позитивная эмоциональная окраска у слов дружина и гвардия.

 

Месторасположение войск (частей, солдат и пр.)

 «Однако главнокомандующему природоохранным фронтом  <…>пришлось с позором отступить» (Олег Митволь: "Нам нужно побыстрее что-нибудь снести"// Известия.- 04.03.2005)

 «Битва за голоса не затихает до последнего момента на всех плацдармах» (В борьбе против Евроконституции объединились наследник престола и троцкисты// Известия.- 27.05.2005) политика

 «Именно Ширак сплотил "лагерь мира"", в который кроме Франции вошли Россия и Германия» ("Я не люблю годовщин и дней рождения"// Известия.-13.05.2005)

«А уж как разместить торговые точки, как заранее просчитать места их дислокации …» (Свобода печатать и право знать// КП.- 10.08.2005).

«Он уже подготовлен лучшими специалистами <…> , но из-за реформирования штаба отрасли оказался под сукном»  ("Врачи-убийцы": страшные сказки для взрослых//Мед. газ..- 16.03.2005).



Представленные примеры свидетельствуют о широком распространении военной метафоры в общественно-политических газетных текстах.

Если рассмотреть данные примеры с точки зрения когнитивной лингвистики (метафорические модели – это отражение существующих в социуме неосознанных представлений о действительности), то в метафорическом зеркале можно найти отражение многих понятий современной действительности (политика, выборы, образование, спорт экономика и т.п.).

Показательно, что наибольшей метафоризации подвергаются понятия из сферы политики и экономики, как наиболее конкурентные и конфликтные. Но через военную метафору осмысляются и многие другие понятия, по своей природе далекие от агрессивности, например, образование («…вслед за воспитательными ударами по площадям ожидаются педагогические зачистки, фланговые культурно-массовые охваты и разведка образовательным боем» (Воспитательные удары по площадям// 1 сентября.-19.04.2005)

Журналистика тоже нашла отражение во многих военных метафорах («пиар-контратака» «журналистский десант», «критические залпы» и др.). Но наиболее ярким примером является статья под характерным заглавием  «Призрак войны деформирует журналистику» (Известия.- 13.04.2005):

«Впрочем, интерес уже не в остатке, а в осадке, горький вкус которого знаком со времен первых информационных войн, когда Березовский и Гусинский, не поделив какой-то лакомый кусок собственности, находились (со своими мушкетерами, или гвардейцами - Доренко и Киселевым) по разные стороны баррикад. Несколько позже была предпринята атака на правительство "младореформаторов". Тогда расцвели таланты Доренко, Леонтьева, Киселева, сумевших вульгарную информационную мочиловку возвести в ранг искусства. В ту пору и сложилось представление, что СМИ нужны олигархам лишь как инструменты "холодной войны" между собой и с властью. В силу этого обстоятельства с демократическими СМИ стало происходить нечто неладное. Они стали заостряться и затачиваться. Доренко был уже не столько пером, сколько штыком. В битве с Лужковым и Примаковым – гранатометом».


На страницах современных газет политические деятели, партии, бизнесмены, журналисты и самые обычные граждане постоянно с кем-то воюют: наступают, обороняются, прячутся в окопах, захватывают стратегические высоты, используют необходимые для боевых действий средства. Политические войны ведут штурмовики и десантники, разведчики и артиллеристы, они воюют под руководством маршалов и главнокомандующих, которые разрабатывают стратегию и тактику боевых действий, планируют десантные операции и другие способы достижения победы. Таким образом, можно сказать, что мнение А. П. Чудинова, что «современная Россия – это военнизированное общество»[36] с одной стороны подтверждается.

Но не стоит рассматривать военную метафору на страницах газет как «вербальную агрессию»[37] без учета особой специфики газетно-публицистического стиля.

Военные метафоры, прежде всего, - мощное средство речевой выразительности, реализующие особую оценочную газетную экспрессивность. Они призваны формировать общественное мнение, давать негативную или положительную оценку происходящему.

Обилие военных метафор в газете можно рассматривать как лексическую незамкнутость военной лексики от общелитературного языка и как следствие тиражирования метафор журналистами.



Заключение



В данной курсовой работе были рассмотрены особенности военной метафоры как неотъемлемой части языка современной публицистики.

Изучение литературы показало, что публицистика – особый род литературы, своеобразный по форме, методу подхода к действительности, средствами воздействия. Публицистика тематически безгранична, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. По силе воздействия публицистика не уступает художественной литературе, а кое в чем и превосходит ее. С целью эмоционального и эстетического воздействия на адресата журналисты использует самые разнообразные средства речевой выразительности ( метафоры, метонимию, олицетворение и др., подбирает лексику и фразеологию, синтаксические конструкции и др.), органично сочетая стандарт и экспрессию. Метафоры наиболее популярны в языке газеты. Метафоризация специальной лексики (в том числе и военной) является  характерной чертой современной газетной публицистики.

Проанализировав источники, можно сказать, что в  современных газетах  военные метафоры активно и продуктивно применяются как средство речевой выразительности, увеличивая информативную ценность и образность сообщения с помощью ассоциаций, вызываемых переносным употреблением слова. Таким образом военные метафоры участвуют в выполнение  важнейших функций публицистики – убеждения и эмоционального воздействия на адресата.

Исходя из структурного  анализа военных метафор, можно сделать вывод, что особую экспрессивность, точность и выразительность газетным статьям придают развернутые метафоры, в которых метафорический образ реализуется в нескольких словосочетаниях или предложениях.

Просмотр газетных публикаций спортивной тематики показал высокую продуктивность военной метафорики в языке спорта. Причина активного употребление военных метафор в спортивных публикациях заключается в исторической взаимосвязи войны и спорта, в сходном характере правил многих спортивных и боевых действий и в стремлении к экспрессии в описании спортивных зрелищ.

Военные метафоры присущи в большом количестве и общественно-политическому языку. Наиболее активное употребление военных метафор выявлено в публикациях, посвященных экономическим и политическим вопросам.

Практическая часть данной работы иллюстрирует появление метафор, вызванных определенными политическими, экономическими, социальными ситуациями (грузино-российкие, украино-российские  конфликты и др.). Их понимание вызывает затруднение без дополнительного комментария. Стоит отметить, что подобные образы не долговечны: со временем политические события забываются, а, следовательно, и подобные метафорические выражения становятся непонятными.


Таким образом, военная метафора является очень популярным и продуктивным средством речевой выразительности в языке современных газет, выступая не только как инструмент описания и оценки действительности, но и как средство ее познания.


Список сокращений





АиФ – Аргументы и факты

КП – Комсомольская правда

Мед. газ. – Медицинская газета

Парламент. газ. – Парламентская газета

Рос. газ. – Росийская газета

Совет. спорт – Советский спорт







Литература


1.      Анисимова Т. В. Средства лексической экспрессии в публицистическом стиле//Слово в различных сферах речи.- Волгоград, 1988.- С.79-85.

2.      Аристотель. Поэтика// Античные теории языка и стиля.- Москва; Ленинград, 1936.

3.      Бали Ш. Французская стилистика.-Москва, 1961.

4.      Баранов А. Н. Метафорические грани феномена коррупции//Общественные науки и современность.-2004.-№2.-С.70-79.

5.      Баранов А. Н. Словарь русских политических метафор.- М.,1994.

6.      Бессарабова И. Д. Метафора в газете// Вестник Московского университета. Сер. Журналистика.-1975.-№1.-С.53-58.

7.      Бессарабова Н. Д. Метафора и образность газетно-публицистической речи// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.- С. 21-34.

8.      Большой толковый словарь русского языка/ сост. С. А. Кузнецов.-Санкт-Петербург, 1998.

9.      Брагина А. А. Метафора – стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С.64-72.

10.  Брысина Е. В. Метафорическая функция военной лексики: (по материалам современной публицистики) // Слово в различных сферах речи. - Волгоград, 1988. - С. 71-79.

11.  Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи [Электронный ресурс]// Русская речь.-1994. - №1. - С.43-48. (#"#">#"#">#"/scripts/webirbis.exe?FUNC=FINDE&UTID=20060213181501&SENT1=AU:'Москвин,+В.П.'">Москвин В.П. Классификация русских метафор // Языковая личность. - Волгоград; Архангельск, 1996. - С. 103-113.

30.  Никитин М. В. О семантике метафоры // Вопросы языкознания.-1979.-№1.-С.91-102.

31.  Новоселова В. А. Методические рекомендации к изучению курса «русский язык и культура речи». Раздел 2: Функциональные стили современного русского языка.-Петрозаводск, 2004.

32.  Новоселова, В. А. Средства речевой выразительности в языке газеты (по материалам региональной прессы) // Вестник Карельского филиала СЗАГС - 2005: сборник статей - Петрозаводск, 2005. - Ч. 2. - С. 40 - 47.

33.  Пауль Г. Принципы истории языка.-Москва, 1960.

34.  Русский язык конца 20 столетия (1985-1995).-Москва, 2000.

35.  Сазонов Г. Днем и ночью зову: «Жанры, ау!»//Журналист.-2004.-№11.-С.78.-79.

36.  Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка.-Санкт-Петербург, 1993.

37.  Современный русский язык. Осоциальная и функционаьная дифференциация.-Москва, 2003.

38.  Солганик Г. Я. Выразительные ресурсы лексики публицистической речи // Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 10-20.

39.  Солганик Г. Я. Лексика газеты.-Москва, 1981.

40.  Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 3-9.

41.  Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира [Электронный ресурс]// Публицистика и информация в современном обществе. - М. (#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва,1990.С. 3-9.

[2] Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира [Электронный ресурс]// Публицистика и информация в современном обществе. - М. (#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Там же.

[4] Сазонов Г. Днем и ночью зову: «Жанры, ау!»//Журналист.-2004.-№11.-С.78.-79.

[5] Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ [Электронный ресурс] // Публицистика и информация в современном обществе/ под общ. ред. Г. Я. Солганика.-Москва. (#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Винокур Т.Г. Когда канцеляризмы и штампы становятся опасной болезнью? // Наша речь.- Москва, 1965.

[7] Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе.-Москва, 1971.

[8] Кожина М. Н. Стилистика русского языка.-Москва, 1993.-С.184.

[9] Бали Ш. Французская стилистика.-Москва, 1961.

[10] Брагина А. А. Метафора – стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С.64.

[11] Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9.

[12] Аристотель. Поэтика// Античные теории языка и стиля.- Москва; Ленинград, 1936.-С. 178.

[13] Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое// Метафора в языке и в тексте.-Москва, 1988.-С. 11.

[14] Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры: сборник.-Москва, 1990.-С.5-32.

[15] Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем// Теория метафоры: сборник.-Москва, 1990.-С. 396.

[16] Шмелев Д. Н. Стилистическая дифференциация языковых средств [Электронный ресурс]. #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Калинин А., Костомаров В. Зачем корить зеркало? (О специфике языка газеты: Диалог лингвистов...)// - Журналист.- 1971.-№ 1.- С.ЗЗ.

[18] Брагина А. А. Метафора – стандарт - штамп//Вестник Московского универститета. Сер. Журнилистика.-1977.-№2.-С. 70.

[19] Бессарабова И. Д. Метафора в газете// Вестник Московского университета. Сер. Журналистика.-1975.-№1.-С.53-58.

[20] См. работы Лакоффа Д., Москвин В.П., Скляревской Г. Н.

[21] Москвин В. П. Русская метафора: параметры классификации// Филологические науки.-2000.-№2.- С.66.

[22] см. работы Москвина В. П.: «Классификация русских метафор», «Русская метафора: параметры классификации».

[23] Пауль Г. Принципы истории языка.-Москва, 1960.- С. 115.

[24] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале//Русская речь.-2001.-№3.-С.31.

[25] Там же. С.42.

[26] См. Харченко В К. Функции метафоры [Электронный ресурс].- Воронеж, 1992. (#"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Большой толковый словарь русского языка/ сост. С. А. Кузнецов.-Санкт-Петербург, 1998.

[28] Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи [Электронный ресурс]// Русская речь.-1994. - №1. - С.43-48. (#"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Елистратов А. А. Военная лексика в языке спорта//Русская речь.-2005.-№2.-С. 64-69.

[30] Юрковский И. М. Активные процессы в русской спортивно-игровой лексике.-Кишинев, 1988.


[31] Толковый словарь спортивных терминов.-Москва, 1993.


[32] Баранов А. Н. Метафорические грани феномена коррупции//Общественные науки и современность.-2004.-№2.-С.70.

[33] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале//Русская речь.-2001.-№4.-С.42.

[34] Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Политика как диаглог [Электронный ресурс] #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале// Русская речь.-2001.-№4.-С.42-48.

[36] Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале// Русская речь.-2001.-;4.-С. 42.

[37] Григорьева О. Н. Откуда берется зло// Электронный журнал «Полемика».-Вып. 10. (http://www.irex.ru/press/pub/polemika/10/gri/).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях