Доказывание в уголовном судопроизводстве

происшедшего события тем или иным субъектом процесса (например, следователь

получает интересующие его сведения при допросе свидетеля). Для

использования показаний свидетеля они должны быть зафиксированы в такой

процессуальной форме, которая бы обеспечивала возможность ознакомления с

ним всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности и создавала

гарантии достоверности полученных сведений. Поэтому процесс доказывания

имеет не только познавательный, но и удостоверительный характер.

Удостоверительная сторона познания выражена в требованиях закона об

определенном порядке собирания, проверки и фиксации доказательств, в том

числе присутствия понятых при совершении ряда следственных действий.

Характеризуя в целом доказывание как процесс опосредованного

доказательствами познания, надо иметь в виду, что отдельные обстоятельства,

факты могут быть восприняты следователем, судьей и непосредственно. Это те

факты и состояния, которые сохранились ко времени расследования,

рассмотрения судом дела (например, последствия пожара, испорченная картина,

обезображенное лицо потерпевшего)1 . Эти непосредственно воспринятые

следователем и судьей обстоятельства, факты будут иметь доказательственное

значение, если при их восприятии соблюдена установленная законом

процессуальная форма (например, осмотр, освидетельствование), а полученные

при этом данные надлежащим образом отражены в деле (например, в протоколе

осмотра).

Факты, общеизвестные (например, дата исторического события) или

преюдициально установленные, используются в уголовном процессе без

доказывания, если не возникает сомнения в их достоверности ( например,

факты, установленные вступившим в законную силу приговором по другому

делу). Таким образом, в совокупность фактических данных, которые служат

основой для формирования выводов по делу, входят различные по своей

природе и способу получения сведения об интересующих следствие и суд

обстоятельствах, что должно учитываться при характеристике всего

доказательственного процесса и составляющих его элементов.

Доказывание происходит в единстве предметно-практической и мыслительной

деятельности, приводит к формированию представлений об исследуемом событии.

Доказывание представляет собой познавательный процесс, которому

присуще единство эмоционального и рационального, субъективного и

объективного, непосредственного и опосредованного, что проявляется во всех

его взаимосвязанных элементах.

# 2. Элементы доказательственной деятельности

Все элементы доказательственной деятельности - собирание, проверка и

оценка доказательств - неразрывно между собой связаны, протекают в

единстве, имеют место на всех стадиях процесса в тех процессуальных формах,

которые соответствуют задачам данной стадии и установленному в ней порядку

производства.

Как указано выше, доказывание как познание обстоятельств, входящих в

предмет доказывания по уголовному делу, может осуществляться либо путем

получения сведений, информации непосредственно об этих обстоятельствах

(например, показания свидетелей-очевидцев, показания обвиняемого о его

действиях), либо путем логического построения выводов от известных

обстоятельств к неизвестным.

В первом случае доказывание происходит на основе прямых доказательств,

когда основная задача следователя, суда состоит в установлении

достоверности сообщенных сведений для того, чтобы считать конкретное

обстоятельство, входящее в предмет доказывания, установленным.

Во втором - при доказывании с помощью косвенных доказательств надо

сначала установить достоверность полученных сведений, на их основе

установить те или иные факты (доказательственные), а затем по совокупности

этих фактов сделать вывод о наличии (или отсутствии) какого-либо

обстоятельства, входящего в предмет доказывания. Здесь доказывание идет от

установленных фактов, имеющих доказательственное значение к выводу о

фактах, входящих в предмет доказывания, т.е. в системе от “факта к факту”.

В этом смысле многие авторы в судебном доказывании правильно выделяют

два пути познания: первый - информационный и второй логический1 .

Логический путь доказывания обычно включает множество “подсистем”

доказательств, связанных между собой и с доказываемым тезисом различными

логическими формами связи. Это могут быть элементарные акты доказывания в

форме дедуктивного умозаключения, где в качестве большой посылки

выступают данные науки, техники, обобщенного социального опыта, очевидные и

общеизвестные истины ( суждения “здравого смысла”). В таких умозаключениях

вывод строится от наличия основания к логическому следствию: “если... то”.

Например, из факта обнаружения отпечатков пальцев подозреваемого на

стекле следует однозначный вывод о том, что подозреваемый прикасался к

этому стеклу.

Однако не каждый вывод из установленного факта может в процессуальном

доказывании строиться по правилам традиционной, двузначной логики,

оперирующей силлогизмами. Это объясняется тем, что нет таких универсальных,

общих посылок, относящихся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию,

которые всегда приводили бы к однозначному выводу из установленных фактов.

Так, если бы обнаружение похищенной вещи у подозреваемого во всех случаях

было бы следствием того, что он эту вещь украл, то в каждом конкретном

случае вывод о краже вещи вытекал бы из самого факта обнаружения вещи у

подозреваемого. Однако приведенная выше посылка (если вещь обнаружена у

подозреваемого, то, значит, он ее украл) не может быть признана единственно

верной для каждого случая обнаружения вещи у подозреваемого, так как он мог

ее найти, купить, вещь могла быть ему подброшена.

Поскольку суждение об отдельном доказательстве и всей их совокупности

не может быть строго формализовано, в уголовно-процессуальном доказывании

используется логика правдоподобных умозаключений, оперирующая такими

категориями, как “более (менее) вероятно”, “весьма правдоподобно”.

Такого рода акты доказывания преобладают при построении вывода по делу

на основе косвенных доказательств.

В системе всех косвенных доказательств по делу значение каждого

отдельно взятого доказательства возрастает, совпадение их представляется

маловероятным, а совокупность всех доказательств усиливает значение каждого

из них и при правильном использовании приводит к надежным, достоверным

выводам по делу1 . Например, при обвинении К. в краже обнаружение

отпечатков пальцев подозреваемого на окне в квартире, где была совершена

кража, обнаружение у него вещей потерпевшего, установление факта дружеских

отношений между подозреваемым К. и М., который продавал на рынке часть

похищенных в квартире С. вещей, делает совпадение таких обстоятельств

маловероятными и в то же время усиливает доказательственное значение

каждого доказательства и доказанности вывода о совершении К. преступления.

Для гносеологической характеристики выводного знания, каким является

знание, полученное в уголовном процессе может использоваться понятие

достоверного знания. Достоверным признается знание, полученное в результате

собирания, проверки и оценки доказательств в точном соответствии с

установленными законом правилами и не вызывающее сомнений в своей

обоснованности. В законе в указанном выше смысле используется понятие

доказанности (ст.327 УПК Украины; 449 УПК России). Закон разрешает

постановить обвинительный приговор лишь при условии, если ...виновность

подсудимого... доказан, т.е. обоснована проверенными и достаточными

доказательствами, не вызывающими сомнения. Закон требует достоверности

обвинительного приговора. В этом смысле в процессуальной теории употребляют

как равнозначные понятия приговора достоверного и истинного. М.С.Строгович

писал, что: “Достоверность выводов следствия и суда об обстоятельствах

рассматриваемого дела - это то же самое, что истинность этого вывода”.

Достоверность противопоставляется вероятности, предположению. Поэтому закон

говорит о том, что обвинительный приговор “не может быть обоснован на

предположении”1 .

Достоверность не имеет степени, в то время как вероятность может иметь

разные степени в зависимости от обоснованности знания “более вероятно -

менее вероятно”. Используя категории вероятности и достоверности можно

проследить становление достоверного знания в уголовном процессе, и

соответственно период первоначального предположения в чувство убежденности

вне сомнения в наличии (отсутствии) определенных обстоятельств.

В этой связи находятся и различные требования, которые предъявляет

закон при принятии различных решений на том или ином этапе производства

по делу. Так, например, при возбуждении уголовного дела, при задержании

подозреваемого достаточно вероятного знания и предположения о совершении

преступления. В то же время как для постановления обвинительного приговора

знание о преступлении и лице его совершившем должно быть достоверным, а

убеждение исключать сомнение. Презумпция невиновности может быть

опровергнута только достоверными доказательствами вины, поэтому все

неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого

(ст.62 Конституции Украины).

ГЛАВА II.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКАЗЫВАНИЯ

# 1. Роль диалектики в теории судебных доказательств

Основным звеном процессуальной деятельности органов дознания,

следствия и суда по расследованию и судебному разбирательству уголовных

дел, является доказывание обстоятельств, совокупность которых составляет

предмет исследования по данному делу.

Познание истины в процессе доказывания есть частный случай познания

объективной действительности. Известно, что предметом познавательной

деятельности человека могут быть как общие закономерности природы,

общества, мышления так и частные явления, предметы, факты, обстоятельства.

Общие закономерности процесса познания независимо от предметы познания

независимо от предмета познания позволяют считать, что и деятельность

органа расследования по установлению события преступления во всех

деталях, является частным случаем познания неизвестного; переход от

незнания к знанию.

Постижение человеком объективной действительности осуществляется путем

чувственного познания и логического (рационального) мышления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты