наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействуют реализации
принципа его индивидуализации и в конечном счете, достижению цели
наказания.
Закон устанавливает также и порядок исчисления сроков наказания в
зависимости от его вида. Так, сроки лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ,
ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в
дисциплинарной части и лишения свободы исчисляются в месяцах и годах,
обязательных работ - в часах (ч.1.ст.72 УК).
Штраф как вид уголовного наказания заключается в денежном взыскании,
назначаемом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в размере,
соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты
труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания,
либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода
осужденного (ч.1.ст.46 УК). Штраф и как основное, и как дополнительное
наказание предусмотрен в санкциях статей особенной части УК за совершение
корыстных преступлений.
В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по
отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному
законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов
осужденного.
При этом закон однозначно устанавливает (применительно к минимальному
размеру оплаты труда), что этот размер устанавливается на момент
назначения наказания.
В законе также указаны нижний и верхний пределы штрафа. Если за основу
принимать кратность относительно минимума заработной платы, то он может
быть назначен в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных
размеров оплаты труда (ч.2.ст.46 УК).
Если же за основу применения штрафа принимается заработная плата
подсудимого либо получаемый им иной доход, то пределы его закон определяет
по срокам их получения: от двух недель до одного года (ч.2.ст.47 УК).
Под иным доходом следует, очевидно, понимать другие, кроме заработной
платы, источники его получения (индивидуально трудовая деятельность, сдача
в наем квартиры, комнаты или дачи и т.п.).
Исполнение штрафа уголовно-исполнительное законодательство возлагает на
суд. Суд при оглашении приговора предлагает осужденному внести назначенную
сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в силу. Если
уплата полного размера штрафа является невозможной для осужденного в
установленный законом срок, суд по его ходатайству может отсрочить или
рассрочить исполнение наказания на срок до одного года.
В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание
производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем
обращения взыскания на имущество осужденного.
В уголовном законе решается и вопрос об ответственности за злостное
уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он заменяется обязательными
работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа (ч.5.ст.46
УК).
Злостным уклонение следует считать, когда осужденный намеренно скрывает
имеющиеся у него имущество или денежные средства либо уклоняется с той же
целью от уплаты, меняя место проживания и т.п.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.
Суть этого вида уголовного наказания состоит в запрещении занимать
должности на государственной службе, в органах местного самоуправления
либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью
(ч.1.ст.47 УК). По существу, в данной статье закона объединены два
различных, хотя и сходных по своим карательным свойствам, и в принципе
однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение
права заниматься определенной деятельностью.
В соответствии с принятым в августе 1995 г. Законом "О государственной
службе и государственных служащих" государственной службой считается
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов. Государственные должности в соответствии с
законом подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и
младшие государственные должности), соответствующие пяти группам. Для всех
госслужащих этим же законом введено пятнадцать квалификационных разрядов
(действительные государственные советники РФ, государственные советники
РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др.). При
этом в каждом разряде установлены три класса.
Рассматриваемое наказание заключается, прежде всего, занимать конкретную
должность на государственной службе. Кроме того, уголовный закон
предусматривает запрещение занимать должности в органах местного
самоуправления. Другим видом этого наказания является запрещение
заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Под
профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение
работы, требующей специальных знаний и подготовки, то есть профессии
(медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого
уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).
Под иной деятельностью подразумевается относительно постоянное занятие,
например, охотой, рыбной ловлей, использование личной автомашины для
частных перевозок и т.п.
Новый Уголовный кодекс решил этот вопрос именно в таком плане,
предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон определяет
сроки лишения права занимать должности на госслужбе либо заниматься
профессиональной и иной деятельностью. А не установленной в качестве
основного наказания от одного года до пяти лет и в качестве
дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет (часть вторая ст.47
УК).
В отличие от штрафа и конфискации имущества рассматриваемое наказание
может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не
указано в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, если
с учетом характера и степени общественной опасности преступления и
личности виновного суд признает возможным сохранить за ним право занимать
определенные должности и заниматься определенной деятельностью (часть
третья ст.47 УК).
Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в
муниципальных органах либо заниматься определенной деятельностью не лишает
осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или системе.
Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях
(например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или
продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру,
врача).
В соответствии с Уголовно-сполнительным кодексом РФ исполнение данного
вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции органа
внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание
назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же
инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет
осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета,
проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий
(учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует
проведение воспитательной работы.
Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует
обязанности администрации организаций по исполнению приговора, органов
правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными видами
деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности
осужденных (выполнять предписания приговора, предоставлять документы,
связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его
изменении, являться в инспекцию и т.п.).
В случае злостного неисполнения должностными лицами приговора суда,
применившего данное наказание они подлежат уголовной ответственности (по
ст.315 УК).
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина
и государственных наград.
Согласно закону при осуждении лица за совершение тяжкого или особо
тяжкого преступления с учетом личности осужденного суд может лишить его
специального, воинского или почетного звания, а также классного чина и
государственных наград (ст.48.УК).
Суть этого уголовного вида наказания состоит в том, что с учетом тяжести
преступления суд своим приговором считает необходимым лишь осужденного
либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены
ему в соответствии с профессией, занимаемой должностью, особыми заслугами
в определенной области, либо государственных наград (орденов, медалей,
почетных знаков), которыми государство удостоило его за прежние
достижения, заслуги, за проявленные мужество и отвагу в период Великой
Отечественной войны или в условиях других военных действий, или при
выполнении особо важных специальных заданий. Таким своим решением суд
констатирует, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого
преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское
звание либо государственные награды, недостоин их и должен быть их лишен.
Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или льгот, которые были
связаны со званиями или наградами.
К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб,
осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия: таможенная,
налоговая служба, органы внутренних дел (кроме пограничных войск).
Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах Российской
Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными
следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в науке, искусстве,
в конкретной сфере производственной или иной общественно-полезной
деятельности (например, "народный художник республики", "заслуженный
деятель науки", "отличник высшей школы" и т.д.).
Классные чины, определяющие должностное положение и его место в
служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах
(например, в прокуратуре: от младшего юриста до действительного
государственного советника).
Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может
применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие