основного наказания и связанное, прежде всего, с моральным воздействием на
осужденного.
Закон содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-
первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо
тяжкое преступление (пп.4и5.ст.15 УК). Во-вторых, закон предписывает
решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это
требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания
при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или
жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, аморальное
поведение до привлечения к ответственности и т.д.) либо при стечении
отягчающих обстоятельств, относящихся к личности виновного (ст.63 УК).
Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового
нормативного акта регламентируется положением о порядке и условиях
исполнения наказаний не связанных с мерами исправительно-трудового
воздействия на осужденных. В соответствии с ним, если по приговору
осужденный лишается специального или воинского звания, копия приговора
направляется органу который присвоил это звание. По получении копии
приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания,
орган, присвоивший это звание, вносит в установленном порядке в
соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает
меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем
сообщает суду. Также решается вопрос о лишении осужденных классного чина.
В частности, если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора
должна направляться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Обязательные работы.
Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выполнении
осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно-
полезных работ в пользу общества, вид которых определяется органами
местного самоуправления (ч.1.ст.49 УК).
Суть этого наказания заключается в принудительном привлечении
осужденного к общественно-полезным работам. При этом лицо должно выполнять
свою основную работу или учиться в соответствующем учебном заведении, а к
работам привлекаться во время, когда оно незанято на основной работе или
на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве
основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в
случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты. Осужденный не
изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются
все его социальные связи, что должно способствовать достижению целей
наказания.
Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность
работ. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно. В-третьих,
выполняются они в свободное от основной работы время и по месту жительства
осужденного.
Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они
устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и
отбываются не свыше четырех часов в день (ч.2.ст.50 УК).
Уголовно-исполнительный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания
на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел по месту
жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужденных, согласовывают
с местными органами самоуправления объекты обязательных работ,
контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного
времени. Осужденные должны соблюдать установленный порядок и условия
отбывания наказания, добросовестно трудиться, ставить в известность
инспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному
очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает
исполнения обязательных работ. В случае признания осужденного инвалидом 1-
й или 2-й группы либо при наступлении беременности у осужденной женщины
инспекция направляет в суд представление об освобождении их от дальнейшего
отбывания наказания.
Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также
ответственность осужденных к данному виду наказания, нарушающих порядок и
условия отбывания наказания и за злостное уклонение от их отбывания.
В уголовном законе указаны также ограничительные условия применения
обязательных работ. Они не могут быть назначены лицам, являющимся
инвалидами 1-й или 2-й групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей
в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесяти лет, а также
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч.4.ст.49 УК).
Исправительные работы.
Исправительные работы как вид уголовного наказания заключается в
принудительном привлечении осужденного к труду по основному месту его
работы на срок, указанный в приговоре суда, с удержанием в доход
государства определенной доли его заработка (ст.50 УК).
Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного.
Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания
предусмотрен санкции статьи Особенной части УК.
Сказанное в отношении обязательных работ, их социальной роли в
значительной мере относится и к исправительным работам. И в содержании
этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма Уголовного права.
Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает
работать в той же организации до осуждения. Это позволяет осуществлять
контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива. В
тоже время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью
сравнительно с обязательными работами, главным образом за счет ущемления
материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства
части его заработка. Таким образом, карательные элементы исправительных
работ состоят, во-первых, из обязательности труда осужденного в прежней
или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит
принудительный характер. Во-вторых, это материальное воздействие-удержание
части его заработка.
Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются
по месту работы осужденного, не означает оставление его в прежней
должности. Преступления не редко бывают связаны именно с занимаемой
должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть,
переведено на другую должность, на иное место работы. Важно лишь то, что
бы приговор исполнялся там, где работает осужденный.
Уголовный закон устанавливает предельные сроки исправительных работ - от
двух месяцев до двух лет (ч.1 ст.50 УК).
Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-
исполнительные инспекции органов внутренних дел. Порядок их исполнения
регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры к
исполнительным работам обращаются к исполнению не позднее десяти дней со
дня поступления в инспекцию распоряжения суда.
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, контролируют
соблюдение ими условий отбывания наказания, исполнение предписаний
приговора. Администрация по месту работы осужденного осуществляет контроль
за поведением осужденных, принимают решения о приводе осужденных, не
являющихся на регистрацию, проводят первоначальные мероприятия по розыску,
применяют меры поощрения, взыскания.
Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный
порядок и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять
дополнительные обязанности и запреты, наложенные на них уголовно-
исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан
трудоустроиться самостоятельно, либо встать на учет в центре занятости. Он
не вправе отказываться от предложений центром занятости работы.
Осужденный обязан сообщить в инспекцию об изменении места жительства и
работы. Во время отбывания наказания осужденному администрацией
предприятия, где он работает, по согласованию с инспекцией предоставляется
очередной отпуск продолжительностью восемнадцать дней. В срок отбывания
наказания учитывается время, в течение которого осужденный не работал по
уважительным причинам; при длительной болезни (свыше четырех месяцев),
инспекция входит с представлением в суд об отсрочки исполнения наказания
или освобождении от него.
Обязанности производства удержаний из заработка осужденного, контроль за
его поведением возлагается на администрацию по месту работы.
За хорошее поведение и добросовестный труд осужденные могут быть
представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, а за
нарушение порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может
применяться взыскания в виде предупреждения о замене исправительных работ
ограничением свободы. При злостном нарушении отбывания наказания инспекция
направляет в суд представление о замене этого наказания арестом.
Злостным нарушением уголовно-исполнительный закон считает:
1.непоступление осужденного без уважительных причин на работу в течение
пятнадцати дней после письменного предупреждения инспекцией;
2.не явка в инспекцию без уважительных причин после письменного
предупреждения;
3.нарушение установленных обязанностей или запретов после письменного
предупреждения;
4.прогул или появление на работе в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения после применения мер за аналогичное нарушение;
5.если осужденный скрылся с целью уклониться от отбывания наказания.
Ограничение по военной службе
Суть этого нового вида уголовного наказания согласно закону состоит в
ограничении по военной службе осужденным военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту. При этом из денежного содержания осужденного
производят удержания из получаемого им денежного довольствия в размере
установленном приговором суда, но не свыше 20% (ст. 51 УК).
Ограничение по военной службе может назначаться только как основное
наказание. Кроме того, закон содержит и ряд ограничительных условий его
применения. Во-первых, оно может быть применено лишь к тем военнослужащим,
которые проходят военную службу по контракту. Во-вторых, такое наказание
назначается только за совершение преступлений против военной службы
(раздел 9 гл.33 УК) либо вместо исправительных работ, предусмотренных
соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.