Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Мурманский Государственный Технический Университет

кафедра уголовного права

дисциплина: прокурорский надзор

Реферат по теме

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Выполнен студентом

группы «НЭ-201»

Лахреевым Романом

Принял: Окулов А.В.

Мурманск

2002 год

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Предмет надзора 4

Полномочия прокурора 8

Протест и представление прокурора 13

Заключение 14

Литература 15

Введение

На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами,

представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов

Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля,

их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих

организаций, что особенно актуально в наше время.

Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление

правозащитной функции прокуратуры. Особенно, что касается прав и свобод

человека Впервые вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина в Законе посвящена специальная глава. Четко определены предмет

надзора, полномочия прокуроров в этой; жизненно важной сфере, средства и

формы прокурорского реагирования на нарушения личной неприкосновенности,

политических, социально-экономических прав и свобод граждан.

Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и

гражданина — задача огромной политической значимости. Ее решение требует

больших разноплановых усилий государства, многообразия форм и методов его

взаимодействия с гражданским обществом? Безусловно, большую роль в этом

деле призваны играть суды. Но з реальной действительности сложилось

обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности,

для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над

чем потрудиться и исполнительной власти, и органам местного самоуправления,

и контролирующим органам, всем остальным звеньям государственного механизма

и. конечно же, — органам прокуратуры.

Предмет надзора

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и

гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными

(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,

органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и

должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную

деятельность организаций.

1. Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности

прокуратуры — наглядное подтверждение существенного усиления в современных

условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части обеспечивают

развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации, норм и принципов

международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод

человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического

правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в

Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры

по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет характеризовать

его как акт, полностью соответствующий международным стандартам, в том

числе стандартам Совета Европы. То обстоятельство, что предметом надзора

является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их

верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и

свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой

защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется

в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой

статус личности в государстве. Ограничение прав и свобод человека и

гражданина возмог лишь при наличии соответствующих оснований и только в

условиях, предусмотренных законом.

2. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в

Конституции, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут

устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской

Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое

общепризнанными принципами и нормами международного права и международными

договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве

составной части ее правовой системы.

Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные

права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические

права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и

неприкосновенность; право на охрану достоинства личности,

неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей

чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища;

право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу

передвижения и др. Содержащийся в Конституции перечень личных прав и свобод

исчерпывающий.

В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение;

право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги,

демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами

государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной

службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий.

В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности;

право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,

установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право

на образование и др.

3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина составляет предмет не

только рассматриваемого в настоящей главе направления прокурорского

надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности

выполняется прокуратурой в процессе надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и

предварительное следствие, органами надзора за исполнением законов

администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих

назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест

содержания задержанных и заключенных под стражу — при реализации надзорных

полномочий в ходе осуществления функции уголовного преследования. В этой

связи необходимо иметь в виду, что в предмет надзора, определяемый

настоящей статьей, входит соблюдение только тех прав и свобод человека и

гражданина, которые не охватываются предметом других отраслей и направлений

прокурорского надзора.

4. Перечень органов и дополнительных лиц. надзор за соблюдением прав и

свобод которых осуществляет прокуратура, охватывает федеральные

министерства и ведомства, представительные (законодательные) и

исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного

самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных

лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и

некоммерческих организаций. Включение в данный перечень органов управления

и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций отражает

специфику надзора в данной области. Интересы максимально полного

обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей

деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия

на них государственных структур не являются препятствием для выполнения

прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это

касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход

продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и

свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод

человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратур

объектов органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих

организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона "О

прокуратуре Российской Федерации" надзорные функции прокуратуры не ослабли,

не исключены из сферы ее надзора низовые звенья — предприятия, общества,

объединения и др. Как правильно отмечается специалистами в области

конституционного права, все законодательные акты в конечном счете

замыкаются на сфере прав и свобод человека. Хорошо налаженный, действенный

надзор за соблюдением прав и свобод человека, таким образом, может

обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно

ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях

их применения.

5. Общее правило о недопустимости подмены органами прокуратуры иных

государственных органов и должностных лиц действует в сфере надзора за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина без каких-либо изъятий.

Прокуроры должны постоянно видеть ту грань, которая отделяет их

деятельность от деятельности органов, осуществляющих контроль за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. В этих

целях им, так же как и в иных случаях, целесообразно иметь достаточное

представление о системе этих органов, их задачах и полномочиях. Характер

действий прокуроров должен определяться исключительно их компетенцией и не

распространяться пусть на близкую в известной мере пограничную, но тем не

менее не свойственную им область контрольной деятельности.

Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые

осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся

в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица с

тем, чтобы они обеспечивали неуклонное и качественное выполнение

возложенных на них обязанностей. Существенную роль в этом плане могут

сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими

органами, принципиальное реагирование на нарушения закона в их деятельности

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты