Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Мурманский Государственный Технический Университет
кафедра уголовного права
дисциплина: прокурорский надзор
Реферат по теме
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Выполнен студентом
группы «НЭ-201»
Лахреевым Романом
Принял: Окулов А.В.
Мурманск
2002 год
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Предмет надзора 4
Полномочия прокурора 8
Протест и представление прокурора 13
Заключение 14
Литература 15
Введение
На прокуратуру возлагается надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля,
их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций, что особенно актуально в наше время.
Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление
правозащитной функции прокуратуры. Особенно, что касается прав и свобод
человека Впервые вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина в Законе посвящена специальная глава. Четко определены предмет
надзора, полномочия прокуроров в этой; жизненно важной сфере, средства и
формы прокурорского реагирования на нарушения личной неприкосновенности,
политических, социально-экономических прав и свобод граждан.
Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и
гражданина — задача огромной политической значимости. Ее решение требует
больших разноплановых усилий государства, многообразия форм и методов его
взаимодействия с гражданским обществом? Безусловно, большую роль в этом
деле призваны играть суды. Но з реальной действительности сложилось
обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности,
для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над
чем потрудиться и исполнительной власти, и органам местного самоуправления,
и контролирующим органам, всем остальным звеньям государственного механизма
и. конечно же, — органам прокуратуры.
Предмет надзора
1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и
гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и
должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную
деятельность организаций.
1. Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности
прокуратуры — наглядное подтверждение существенного усиления в современных
условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части обеспечивают
развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации, норм и принципов
международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод
человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического
правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в
Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры
по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет характеризовать
его как акт, полностью соответствующий международным стандартам, в том
числе стандартам Совета Европы. То обстоятельство, что предметом надзора
является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их
верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и
свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой
защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется
в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой
статус личности в государстве. Ограничение прав и свобод человека и
гражданина возмог лишь при наличии соответствующих оснований и только в
условиях, предусмотренных законом.
2. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в
Конституции, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут
устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве
составной части ее правовой системы.
Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные
права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические
права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и
неприкосновенность; право на охрану достоинства личности,
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища;
право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу
передвижения и др. Содержащийся в Конституции перечень личных прав и свобод
исчерпывающий.
В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение;
право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги,
демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами
государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной
службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий.
В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности;
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право
на образование и др.
3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина составляет предмет не
только рассматриваемого в настоящей главе направления прокурорского
надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности
выполняется прокуратурой в процессе надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие, органами надзора за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу — при реализации надзорных
полномочий в ходе осуществления функции уголовного преследования. В этой
связи необходимо иметь в виду, что в предмет надзора, определяемый
настоящей статьей, входит соблюдение только тех прав и свобод человека и
гражданина, которые не охватываются предметом других отраслей и направлений
прокурорского надзора.
4. Перечень органов и дополнительных лиц. надзор за соблюдением прав и
свобод которых осуществляет прокуратура, охватывает федеральные
министерства и ведомства, представительные (законодательные) и
исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных
лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и
некоммерческих организаций. Включение в данный перечень органов управления
и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций отражает
специфику надзора в данной области. Интересы максимально полного
обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей
деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия
на них государственных структур не являются препятствием для выполнения
прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это
касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход
продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и
свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод
человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратур
объектов органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих
организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона "О
прокуратуре Российской Федерации" надзорные функции прокуратуры не ослабли,
не исключены из сферы ее надзора низовые звенья — предприятия, общества,
объединения и др. Как правильно отмечается специалистами в области
конституционного права, все законодательные акты в конечном счете
замыкаются на сфере прав и свобод человека. Хорошо налаженный, действенный
надзор за соблюдением прав и свобод человека, таким образом, может
обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно
ко всей содержащейся в законах системе правовых предписаний на всех уровнях
их применения.
5. Общее правило о недопустимости подмены органами прокуратуры иных
государственных органов и должностных лиц действует в сфере надзора за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина без каких-либо изъятий.
Прокуроры должны постоянно видеть ту грань, которая отделяет их
деятельность от деятельности органов, осуществляющих контроль за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. В этих
целях им, так же как и в иных случаях, целесообразно иметь достаточное
представление о системе этих органов, их задачах и полномочиях. Характер
действий прокуроров должен определяться исключительно их компетенцией и не
распространяться пусть на близкую в известной мере пограничную, но тем не
менее не свойственную им область контрольной деятельности.
Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые
осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся
в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица с
тем, чтобы они обеспечивали неуклонное и качественное выполнение
возложенных на них обязанностей. Существенную роль в этом плане могут
сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими
органами, принципиальное реагирование на нарушения закона в их деятельности
Страницы: 1, 2