значительным спадом производства, сокращением инвестиций, снижением уровня
жизни подавляющей части населения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в
качестве одной из стабилизирующих экономику мер Правительство РФ отметило
эффективное преобразование налоговой системы. Имелось в виду, что она
должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя,
стимулировать инвестиции.
Весьма разветвленная система налогового законодательства России
включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним
федеральные законы.
Разъяснения по поводу исчисления и уплаты налогов содержатся в указах
Президента РФ, а также многочисленных подзаконных нормативных актах
различных ведомств.
Также статья 57 Конституции РФ устанавливает важнейшую обязанность
каждого платить законно установленные налоги и сборы (данная норма
установлена также и ст. 3 НК РФ). Кроме того, эта статья устанавливает
также правило, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют /4/.
Таким образом, обязанность платить налоги и сборы возникает у
плательщика только тогда, когда она возложена на него законом.
Установленные налоги и сборы являются законными, если они
устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их
уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению
Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов
Российской Федерации.
То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской
обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для
налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине
правило об отсутствии обратной силы сформулировано и по отношению к
установлению новых налогов.
Важным шагом на пути кодификации налогового законодательства,
формирования эффективной налоговой системы в России стало принятие части
первой Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в период разработки
проектов Налогового кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ перечень
предполагаемых к кодификации налоговых преступлений был значительно шире,
чем существующие на сегодняшний день две статьи Уголовного кодекса РФ.
1.1.2.Составы налоговых преступлений в официальном проекте части
второй Налогового кодекса РФ, представленной на обсуждение в конце 1995
года:
1) уклонение от постановки на учет в налоговых органах;
2) уклонение от подачи налоговой декларации;
3) уклонение от ведения учета;
4) действия, направленные на уменьшение налогов;-
5) действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налога или
обязательного платежа;
6) уклонение от налогообложения;
7) разглашение налоговой тайны;
8) утрата документов, содержащих налоговую тайну.
В соответствии с проектом Налогового кодекса РФ все перечисленные выше
действия признавались налоговыми преступлениями и за их совершение
ответственность должна быть предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Однако,
как уже отмечалось, законодатель не увязал принятие двух документов друг с
другом. Сначала с 1 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ, а
с 1 января 1999 года - основные положения лишь части первой Налогового
кодекса РФ.
1.2 Виды ответственности за налоговые преступления
Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные
правовыми нормами соответствующей отрасли права.
Юридическая ответственность за налоговые преступления проявляется в
качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и
дисциплинарной /5/.
Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения,
установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно
п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного
возмещения причиненных ему убытков /6/.
Это означает, что для правонарушителя (должника) возникает
необходимость возместить не только реальные (фактические) расходы,
произведенные потерпевшим (кредитором), но и возместить упущенную выгоду,
то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его
права не нарушились.
Наряду с возмещением убытков нормы гражданского права предусматривают
взыскание в форме неустойки (пени, штрафы).
1.2.1. Классификация штрафов как санкций за правонарушения в
зависимости от отрасли права:
1) гражданско-правовыми ( cт. 330 Основ гражданского законодательства,
ст. 187-190 ГК РФ);
2) административными (ст.24 Кодекса об Административных
правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе
РСФСР»);
3) уголовно-правовыми.
С экономической точки зрения все штрафы характеризуются общим
признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических
лиц в пользу государства /7/.
С юридической точки зрения штраф – это санкция, применяемая за
различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями
права.
Административно-правовая ответственность – это мера принуждения,
установленная нормами административного права за административное
правонарушение (проступок).
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные
Кодексом об административных правонарушениях РФ, наступает, если эти
нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности /8/.
Мера административно-правового принуждения проявляется в форме
административного взыскания.
1.2.2. Административные взыскания, применяемые за совершение
административных правонарушений согласно ст. 24 КоАП РФ:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или
непосредственным объектом административною правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административною правонарушения;
5) лишение специального права, представленного данному гражданину
(права управления транспортными средствами, права охоты);
6) административный арест;
7) исправительные работы /7/.
В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников
налоговой полиции входит право составлять протоколы об административных
правонарушениях в пределах установленных законом полномочий, осуществлять
административное задержание и другие меры, предусмотренные
законодательством.
В соответствии с действующими законами протокол об административном
правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные
лица предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм
собственности, физические лица нарушают требования п. 5-10 ст. 11 Закона
«О федеральных органах налоговой полиции».
1.2.3. Основания для составления протокола об административном
правонарушении:
1) отказ в допуске сотрудника налоговой полиции в производственные,
складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для
извлечения дохода;
2) непредъявление документов, удостоверяющих личность;
3) неявка в органы налоговой полиции по вызову;
4) невыполнение требований об устранении нарушений;
5) непредоставление необходимой для налоговых органов информации;
6) воспрепятствование в использовании средств связи и транспортных
средств сотруднику налоговой полиции в экстраординарных случаях /9/.
Любое из перечисленных действий может повлечь за собой применение к
правонарушителю такой меры пресечения, как административное задержание,
выражающееся в кратковременном (до 3-х часов) ограничении свободы с
доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или
внутренних дел.
Основную часть зарегистрированных административных правонарушений
составляют нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности на
предприятиях, предпринимательская деятельность с нарушением порядка занятия
такой деятельностью и т.д.
Финансовая ответственность - это санкции, примененные налоговыми
органами, за нарушение налогоплательщиками налогового законодательства.
Это, прежде всего, бесспорное списание недоимок, взыскание сокрытого
или заниженною дохода (прибыли), либо налога за иной объект
налогообложении /10/. Например: согласно п.8 ст.7 Закона «О
Государственной налоговой службе РСФСР», налоговые органы (налоговые
инспекции) вправе применять к нарушителям налогового законодательства
финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной
прибыли (дохода): 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета
прибыли (дохода).
В качестве санкции налоговое законодательство предусматривает и пеню
ст. 75 ч.1 НК РФ.
Пеня, применяемая в налоговом праве, отличается от пени, установленной
нормами гражданского права тем, что защищает налоговые правонарушения и
применяется в случае нарушения налогоплательщиками своих обязанностей в
срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском праве пеня применяется за
ненадлежащее исполнение обязательств.
Уголовная ответственность - это мера принуждения, установленная
нормами уголовного права за совершенное преступление.
Мера принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного
наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение
уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.
Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим
возникновение специфических правовых отношений между виновным лицом и
государством, осуществляющим правосудие.
Условная ответственность за налоговые преступления поступает в
соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ /11/.
Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в
крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда, или 450 тысяч рублей.
1.3 Классификация налоговых преступлений
Выше были рассмотрены все виды налоговой ответственности в