Наказание за налоговые преступления

значительным спадом производства, сокращением инвестиций, снижением уровня

жизни подавляющей части населения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в

качестве одной из стабилизирующих экономику мер Правительство РФ отметило

эффективное преобразование налоговой системы. Имелось в виду, что она

должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя,

стимулировать инвестиции.

Весьма разветвленная система налогового законодательства России

включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним

федеральные законы.

Разъяснения по поводу исчисления и уплаты налогов содержатся в указах

Президента РФ, а также многочисленных подзаконных нормативных актах

различных ведомств.

Также статья 57 Конституции РФ устанавливает важнейшую обязанность

каждого платить законно установленные налоги и сборы (данная норма

установлена также и ст. 3 НК РФ). Кроме того, эта статья устанавливает

также правило, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие

положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют /4/.

Таким образом, обязанность платить налоги и сборы возникает у

плательщика только тогда, когда она возложена на него законом.

Установленные налоги и сборы являются законными, если они

устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их

уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению

Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов

находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов

Российской Федерации.

То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской

обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для

налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине

правило об отсутствии обратной силы сформулировано и по отношению к

установлению новых налогов.

Важным шагом на пути кодификации налогового законодательства,

формирования эффективной налоговой системы в России стало принятие части

первой Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в период разработки

проектов Налогового кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ перечень

предполагаемых к кодификации налоговых преступлений был значительно шире,

чем существующие на сегодняшний день две статьи Уголовного кодекса РФ.

1.1.2.Составы налоговых преступлений в официальном проекте части

второй Налогового кодекса РФ, представленной на обсуждение в конце 1995

года:

1) уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

2) уклонение от подачи налоговой декларации;

3) уклонение от ведения учета;

4) действия, направленные на уменьшение налогов;-

5) действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налога или

обязательного платежа;

6) уклонение от налогообложения;

7) разглашение налоговой тайны;

8) утрата документов, содержащих налоговую тайну.

В соответствии с проектом Налогового кодекса РФ все перечисленные выше

действия признавались налоговыми преступлениями и за их совершение

ответственность должна быть предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Однако,

как уже отмечалось, законодатель не увязал принятие двух документов друг с

другом. Сначала с 1 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ, а

с 1 января 1999 года - основные положения лишь части первой Налогового

кодекса РФ.

1.2 Виды ответственности за налоговые преступления

Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные

правовыми нормами соответствующей отрасли права.

Юридическая ответственность за налоговые преступления проявляется в

качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и

дисциплинарной /5/.

Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения,

установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно

п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного

возмещения причиненных ему убытков /6/.

Это означает, что для правонарушителя (должника) возникает

необходимость возместить не только реальные (фактические) расходы,

произведенные потерпевшим (кредитором), но и возместить упущенную выгоду,

то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его

права не нарушились.

Наряду с возмещением убытков нормы гражданского права предусматривают

взыскание в форме неустойки (пени, штрафы).

1.2.1. Классификация штрафов как санкций за правонарушения в

зависимости от отрасли права:

1) гражданско-правовыми ( cт. 330 Основ гражданского законодательства,

ст. 187-190 ГК РФ);

2) административными (ст.24 Кодекса об Административных

правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе

РСФСР»);

3) уголовно-правовыми.

С экономической точки зрения все штрафы характеризуются общим

признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических

лиц в пользу государства /7/.

С юридической точки зрения штраф – это санкция, применяемая за

различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями

права.

Административно-правовая ответственность – это мера принуждения,

установленная нормами административного права за административное

правонарушение (проступок).

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные

Кодексом об административных правонарушениях РФ, наступает, если эти

нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством

уголовной ответственности /8/.

Мера административно-правового принуждения проявляется в форме

административного взыскания.

1.2.2. Административные взыскания, применяемые за совершение

административных правонарушений согласно ст. 24 КоАП РФ:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или

непосредственным объектом административною правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административною правонарушения;

5) лишение специального права, представленного данному гражданину

(права управления транспортными средствами, права охоты);

6) административный арест;

7) исправительные работы /7/.

В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников

налоговой полиции входит право составлять протоколы об административных

правонарушениях в пределах установленных законом полномочий, осуществлять

административное задержание и другие меры, предусмотренные

законодательством.

В соответствии с действующими законами протокол об административном

правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные

лица предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм

собственности, физические лица нарушают требования п. 5-10 ст. 11 Закона

«О федеральных органах налоговой полиции».

1.2.3. Основания для составления протокола об административном

правонарушении:

1) отказ в допуске сотрудника налоговой полиции в производственные,

складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для

извлечения дохода;

2) непредъявление документов, удостоверяющих личность;

3) неявка в органы налоговой полиции по вызову;

4) невыполнение требований об устранении нарушений;

5) непредоставление необходимой для налоговых органов информации;

6) воспрепятствование в использовании средств связи и транспортных

средств сотруднику налоговой полиции в экстраординарных случаях /9/.

Любое из перечисленных действий может повлечь за собой применение к

правонарушителю такой меры пресечения, как административное задержание,

выражающееся в кратковременном (до 3-х часов) ограничении свободы с

доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или

внутренних дел.

Основную часть зарегистрированных административных правонарушений

составляют нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности на

предприятиях, предпринимательская деятельность с нарушением порядка занятия

такой деятельностью и т.д.

Финансовая ответственность - это санкции, примененные налоговыми

органами, за нарушение налогоплательщиками налогового законодательства.

Это, прежде всего, бесспорное списание недоимок, взыскание сокрытого

или заниженною дохода (прибыли), либо налога за иной объект

налогообложении /10/. Например: согласно п.8 ст.7 Закона «О

Государственной налоговой службе РСФСР», налоговые органы (налоговые

инспекции) вправе применять к нарушителям налогового законодательства

финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной

прибыли (дохода): 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета

прибыли (дохода).

В качестве санкции налоговое законодательство предусматривает и пеню

ст. 75 ч.1 НК РФ.

Пеня, применяемая в налоговом праве, отличается от пени, установленной

нормами гражданского права тем, что защищает налоговые правонарушения и

применяется в случае нарушения налогоплательщиками своих обязанностей в

срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском праве пеня применяется за

ненадлежащее исполнение обязательств.

Уголовная ответственность - это мера принуждения, установленная

нормами уголовного права за совершенное преступление.

Мера принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного

наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение

уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим

возникновение специфических правовых отношений между виновным лицом и

государством, осуществляющим правосудие.

Условная ответственность за налоговые преступления поступает в

соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ /11/.

Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в

крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу

минимальных размеров оплаты труда, или 450 тысяч рублей.

1.3 Классификация налоговых преступлений

Выше были рассмотрены все виды налоговой ответственности в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты