Наказание за налоговые преступления

использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ);

злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ);

изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг (ст. 186 УК РФ); изготовление

или сбыт поддельных кредитных или расчетных карт и иных платежных

документов (ст. 187 УК РФ).

3) Преступления в сфере финансовой деятельности государства:

контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорта технологий, научно-

технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового

поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на

территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и

культурного достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.

190 УК РФ);

Изучение главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической

деятельности" приводит к выводу, что ввиду недостаточной обоснованности

криминализации ряда деяний, довольно распространенных в бизнесе,

вышеуказанная следственная и судебная практика по делам этой категории

может принимать все более распространенный характер.

Вопрос о содержании понятия общественной опасности и ранее был

далеко не бесспорен. Еще более осложняет его, скажем, сопоставление ст. ст.

8 и 14 УК РФ. Первая из них устанавливает, что основанием уголовной

ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки

состава преступления, предусмотренного УК РФ /11/. Из этого следует, что-

либо общественная опасность является одним из элементов деяния, либо она

характеризует его в целом.

Существует мнение, общественная опасность является характеристикой

результата воздействия деяния на защищаемую определенной уголовно-правовой

нормой группу отношений. Об этом говорит и ч. 2 ст. 14 УК РФ, согласно

которой общественная опасность деяния заключается в причинении им вреда

либо в создании угрозы причинения вреда личности, обществу или государству

/11/.

Таким образом, вывод о наличии общественной опасности делается при

изучении объекта уголовно-правовой охраны и "разрушений" в нем, к которым

привело виновное деяние.

Важно обратить внимание на п. 1 анализируемого постановления Пленума

Верховного Суда РФ № 8 от 4 июля 1997 г. "О некоторых вопросах применения

судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности

за уклонение от уплаты налогов". Там говорится, что "общественная

опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении

конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и

сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет не

поступление средств в бюджетную систему Российской Федерации".

Таким образом, Пленум применительно к налоговым преступлениям вложил

конкретное содержание в формулу "вред личности, обществу или государству"

(ст. 14 УК) и указал, что вред этот состоит в не пополнении бюджета, причем

само это последствие - элемент преступления /14/.

С другой стороны, получается, что при указанных условиях -

наступлении означенного результата - уклонение от уплаты налогов

общественно опасно всегда. В то же время для признания его преступным оно

должно соответствовать условиям, установленным законодателем и состоящим в

том, что комментируемое деяние, во-первых, обязательно совершается

умышленно и, во-вторых, размер уклонения должен превышать уровень, точно

установленный в Уголовном кодексе.

Для правоприменителя значимо то, что теперь очень сложно представить

ситуацию, когда умышленное нарушение налогового законодательства,

одновременно нарушившее и уголовно-правовой запрет, могло бы быть признано

не имеющим общественной опасности, а потому - непреступным.

Содержание п. 1 постановления от 4 июля 1997 г. имеет и иное

значение. Так, из текста следует, что ст. ст. 198 и 199 УК охраняют

отношения, связанные лишь с законно установленными налогами и сборами.

Это означает, во-первых, что за нарушение иных нормативных актов,

устанавливающих требования об уплате каких-либо отчислений, привлечение к

уголовной ответственности по перечисленным статьям невозможно.

Во-вторых, Пленум указывает, что уклонение от уплаты сборов также

может влечь уголовную ответственность, несмотря на то, что в комментируемых

статьях УК РФ речь, казалось бы, идет только о налогах.

Здесь Пленум руководствовался правилом уголовно-правовой

квалификации, согласно которому, если при норме УК РФ используется

специальный термин, то следует обратиться к законодательству (не

уголовному), регулирующему отношения, охраняемые применяемой нормой

уголовного закона.

Иначе говоря, если определение термину, значение которого надо

установить, дается в гражданском, банковском, валютном, налоговом и т. д.

законодательстве, то этот термин следует использовать только в значении,

установленном не уголовным, в нашем случае - налоговым, законодательством.

Исключение здесь составляют случаи, когда Уголовный кодекс РФ специально

указывает на иное по сравнению с не уголовным законодательством значение

термина.

Для определения содержания термина "налоги" следует обратиться к ст. 2

Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". А здесь

говорится, что под налогами понимаются обязательные взносы в бюджеты

соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые

плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными

актами, в том числе налоги, сборы, пошлины и другие платежи /12/.

Следует, кстати, иметь в виду, что к налогам не относятся

отчисления во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, занятости,

обязательного медицинского страхования, социального страхования), поскольку

эти отчисления не рассматриваются как вид налога Законом "Об основах

налоговой системы в Российской Федерации".

Наиболее, видимо, важно - как для правоприменителя, так и для

налогоплательщика - то, что в п. 1 постановления Пленума в противовес

распространенному мнению разъяснено, что деяние для признания его

преступным обязательно должно заключаться в неуплате законно установленных

налогов или сборов. Это дает основания причислить оба комментируемых

состава преступлений к так называемым "материальным".

И ст. 198, и ст. 199 УК РФ устанавливают ответственность за уклонение

от уплаты налогов налогоплательщиками - гражданами и организациями - при

том, однако, что это уклонение, совершенное в крупном размере,

осуществляется определенными способами: для граждан - путем непредставления

декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является

обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных

о доходах или расходах; для организаций - путем включения в бухгалтерские

документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем

сокрытия других объектов налогообложения.

Комментаторы текстов статей УК РФ практически в один голос утверждали,

что налоговые преступления состоят в непредставлении либо представлении

искаженных отчетных документов в налоговые органы, и, таким образом, никак

не увязывали момент окончания преступления с фактической неуплатой налога в

установленные для каждого налога сроки.

Однако при обсуждении этой проблемы на Пленуме было сделано весьма

значимое заключение о том, что довольно широко используемый в уголовном

законодательстве термин уклонение означает не только само действие

(бездействие), но и его результат. Отсюда был сделан и вывод, что налоговое

преступление заключается именно в фактической неуплате налога, притом, что

к такому результату привели направленные на его достижение действия

(бездействие), перечисленные в ст. ст. 198 и 199 УК РФ. Для признания

налогового преступления оконченным следователь и суд должны установить не

только факт непредставления (или представления искаженных) отчетных

документов в установленный для этого срок, но и находящийся в прямой

причинной связи с этими действиями факт неуплаты налога.

Одобренное Пленумом принципиальное положение кроме п. 1 также

закреплено и в п. 5 постановления от 4 июля 1997 г., где говорится, что

преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 УК РФ, считаются

оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий

налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

Из сказанного также следует, что в случае представления органам

налоговой службы полной и достоверной информации об объекте налогообложения

фактическая неуплата налога с такого объекта не влечет уголовной

ответственности по ст. ст. 198 и 199. Кроме того, не являются преступными

действия в том случае, если лицо фактически передает государству правильно

определенную им сумму налоговых выплат, однако отчетную документацию в

налоговые органы не представляет.

Пленум также дал толкование термину «плательщик налогов» (п.8).

Главным образом это связано с раскрытием содержания термина «организация».

Проблема эта заключается в том, что поскольку налоговое законодательство

России формировалось до принятия нового Гражданского кодекса, законы о

конкретных видах налогов, как правило, именуют плательщиков обобщенным

термином "предприятие", в ряде случаев разделяют понятия "предприятие" и

"организация". Однако в терминологии Гражданского кодекса РФ все

юридические лица называются организациями, а понятие "предприятие"

употребляется в сочетании со словами "государственное унитарное" либо

"муниципальное унитарное". Кроме того, плательщиками налога помимо

юридических лиц могут быть филиалы либо представительства, которые также в

гражданско-правовом смысле этого термина к "организациям" не относятся.

Если руководствоваться правилом, в соответствии с которым

презюмируется использование законодателем специальных понятий в одном и том

же смысле как в статьях УК РФ об экономических преступлениях, так и не

уголовном законе, то следователь и судья, истолковывая термин "организация"

в буквальном смысле, должен в каждом случае решать какое понятие -

налогового или гражданского законодательства - ему предпочесть. Кроме того,

он может заключить, что субъектами уголовной ответственности не могут быть

уполномоченные работники филиалов и представительств. Таким образом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты