требование о недопустимости разглашения данных предварительного следствия.
4
______________________________
4. УПК РФ ст. 139. М., 1994.
Таким образом, с одной стороны, следователь в постановлении должен
обосновать свое решение о производстве обыска, выемки, а с другой стороны,
интересы следствия требуют неразглашения данных предварительного следствия.
Поэтому следователь, мотивируя постановление, должен умело использовать
предоставленное ему право решать, какие и в каком объеме данные следствия
могут быть преданы гласности.
При всех условиях следователь должен не разглашать в постановлении
источники имеющихся у него сведений, так как это может помешать
расследованию.
Постановление о производстве обыска, выемки должно быть
санкционировано прокурором. Лишь в случаях, не терпящих отлагательств,
обыск и выемка могут быть произведены без санкции прокурора, но с
последующим сообщением в суточный срок прокурору о произведенном обыске,
выемке, причинах принятия решения о немедленном производстве данных
следственных действий и результатах.
Такими случаями могут быть:
внезапное установление следователем места сокрытия преступления и
предметов, имеющих значение для расследования;
необходимость пресечь готовящееся или совершаемое преступление и т.п.
Говоря об основаниях обыска и выемки, в заключении следует обратить
внимание, что следователю не всегда представляется возможность получить
сведения, прямо указывающие на конкретное лицо, поэтому следователь может в
данном случае использовать оперативную информацию.
Так, в разделе III «Правомочия милиции» Закона РФ «О милиции»5 ,
указывается, что милиция имеет право проводить негласные мероприятия в
целях обнаружения, пресечения, раскрытия преступлений... и использовать
______________________________
5. Сборник законодательных актов «Российская милиция». М., «Юридическая
литература». 1993.
полученные данные в качестве доказательств. Основания для производства
обыска и выемки сформулированы в уголовно-процессуальном законодательстве
следующим образом: «Имея достаточные основания полагать...». Очевидно, что
закон прямо не связывает принятие такого решения с наличием необходимой для
этого совокупности информации.
Это, однако, не означает, что, возможно, принятие решения о
производстве обыска и выемки на основании оперативных данных в любых
случаях. Под достаточностью оснований в данном случае следует понимать
определенную совокупность оперативной информации и наличие в уголовном деле
доказательств, имеющих процессуальное значение. 6
Кроме того, без вынесения постановления и санкции прокурора может
производиться личный обыск и выемка при задержании, заключении под стражу,
а также обыск лица, находящегося на месте производства обыска и выемки, при
наличии достаточных оснований полагать, что оно скрывает при себе предметы
или документы, которые могут иметь значение для дела.
Виды обыска
В зависимости от характера обыскиваемых объектов различают:
обыск помещения;
обыск участка местности, находящегося в ведении определенного лица или
организации, в частности, территории воинской части;
личный обыск.
Если поиск производится на открытой территории (лес, поле,
водоем...), доступной любому лицу, в этом случае речь идет не об обыске, а
об осмотре местности.
_______________________________
6. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, т. II. М., 1970.
Обыск может единичным, когда он производится в одном месте, и
групповым, проводимым одновременно на нескольких удаленных друг от друга
объектах. Групповой обыск целесообразен тогда, когда есть основание
полагать, что разыскиваемые предметы находятся у близких между собой лиц
или у одного лица, но в разных местах (на квартире, даче, в служебном
помещении) и разновременное проведение обыска может способствовать сокрытию
искомого заинтересованными лицами.
Обыск может быть первичным и повторным. Это зависит от того,
обыскивался ли ранее данный объект.
Повторный обыск проводится в том случае, если первый не дал
положительных результатов и имеются основания полагать, что разыскиваемые
предметы могли быть не обнаружены при первичном обыске или появились на
ранее обследованном объекте в последующем.
ГЛАВА II. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ.
В ст. 167 УПК РФ сказано, что в случае необходимости изъятия
определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если
точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку.
Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной
тайной, производит следователь только с санкции прокурора или его
заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего
учреждения.
Выемка производится по мотивированному постановлению следователя.
В ст. 168 УПК РФ сказано, что следователь, имея достаточные основания
полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица
находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным
путем, а также другие предметы, документы, могущие иметь значение для дела,
производит для их отыскания и изъятия обыск.
Обыск может также производиться для обнаружения разыскиваемых лиц, а
также трупов.
Как уже отмечалось, обыск производится по мотивированному
постановлению следователя и только с санкции прокурора (об исключениях
смотри выше).
В зависимости от роли, выполняемой в ходе обыска, выемки, участвующие
делятся на участников обыска, выемки и лиц, присутствующих при их
проведении.
К первой группе относятся: следователь военной прокуратуры, военный
прокурор, дознаватель, работники милиции, специалисты, представители
общественности и другие лица, привлекаемые для выполнения вспомогательных
работ.
Лицами, правомочными проводить обыск и выемку, являются следователь
военной прокуратуры, прокурор, а в отдельных случаях - дознаватель. Обычно
обыск и выемка по уголовному делу проводится следователем, в производстве
которого находится дело или который участвует в его расследовании.
При необходимости для участия в обыске и выемке приглашаются через
соответствующих должностных лиц дознаватели воинских частей и оперативные
работники милиции. По решению прокурора в помощь следователю, расследующему
преступление, могут быть выделены другие следователи.
Как указано в ст. 169 УПК РФ, обыски или выемки в помещениях, занятых
предприятиями, учреждениями и организациями, производятся в присутствии
представителя данного учреждения, предприятия и организации, поэтому обыск
и выемка в воинской части производится в присутствии представителя
командования воинской части. Обыск и выемка личных вещей военнослужащего,
находящегося на казарменном положении, производится в присутствии
представителя командования подразделения или старшины.
При необходимости к участию в обыске и выемке привлекаются военные и
гражданские специалисты, которые своими советами и действиями помогают
следователю проводить поиски и фиксировать результаты обыска.
В соответствии со ст. 169 УПК РФ к лицам, присутствующим при обыске и
выемке, относятся обыскиваемый, либо совершеннолетние члены его семьи. В
случае невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно-
эксплуатационной организации, местной администрации.
Кроме того, в ст. 169 УПК РФ указано, что при производстве обыска,
выемки обязательно присутствие не менее двух понятых, которые приглашаются
из числа не заинтересованных в деле лиц. При личном обыске необходимо, что
понятые были одного пола с обыскиваемым. Обыск военнослужащего из
соображений воинской этики не следует производить в присутствии понятых из
числа военнослужащих в воинском звании ниже, чем оно у обыскиваемого, тем
более, если они являются его подчиненными.
В соответствии со ст. 169 УПК РФ лицам, у которых производится выемка
или обыск, понятым, представителям должно быть разъяснено их право
присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу
этих действий, подлежащие занесению в протокол.
В законе указано, что производство обыска и выемки в ночное время,
кроме случаев, не терпящих отлагательств, не допускается. 7
В теоретической модели Уголовно-процессуального законодательства СССР
и РСФСР 1989 года к случаям, не терпящим отлагательства, относят случаи,
когда промедление может привести к уничтожению, сокрытию или порче
вещественных доказательств или документов, либо бегству разыскиваемых лиц,
допускается в виде исключения проведение обыска без санкции прокурора и
выемки в ночное время.
Приступая к выемке или обыску, следователь обязан предъявить
постановление об этом. В необходимых случаях для участия в производстве
выемки или обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста.
При производстве выемки после предъявления постановления, следователь
предлагает выдать предметы или документы, подлежащие
изъятию, а в случае отказа в этом производит выемку принудительно.
При производстве обыска после предъявления постановления следователь
предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые
преступным путем, а также другие предметы или документы,
______________________________
7. УПК РФ ст. 170. М., 1994.
могущие иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет
оснований опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов,
следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить
дальнейших поисков.
При производстве обыска и выемки, следователь вправе вскрывать
запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно
открыть их, при этом следователь должен избегать не вызываемого
необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. 8
Для проникновения в запертое помещение следователь может
воспользоваться помощью представителя домоуправления, милиции,
администрации, а при обыске или выемке в войсковой части - командования
части.
В наше время огромное внимание уделяется проблеме свободы личности. В
действующем законодательстве следователю предоставлено право в определенной
степени ограничивать права лиц, находящихся на месте обыска.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8