Проведение предварительного следствия в системе МВД Украины
возлагается на Главное следственное управление министерства, следственные
управления (отделы) ГУМВД, в Автономной Республике Крым, УВД областей,
городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отделы, отделения (группы)
городских, районных, линейных органов внутренних дел, а также подразделения
по расследованию преступлений, совершенных на закрытых объектах, которые
функционируют в соответствии с действующим законодательством Украины[9].
Территориальные, межрегиональные, транспортные, специализированные
следственные подразделения составляют единый следственный аппарат с
подчиненностью и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.
Основными задачами органов предварительного следствия являются:
1) всестороннее, полное и объективное расследование обстоятельств дела
при неукоснительном соблюдении действующего законодательства для того,
чтобы по каждому уголовному делу было принято законное и обоснованное
решение;
2) в пределах компетенции, предусмотренной законом, применение
соответствующих мер по прекращению нарушений прав граждан и интересов
общества;
3) обеспечение возмещения ущерба физическим и юридическим лицам,
которые получили их от преступлений;
4) выявление причин и условий, которые способствуют совершению
преступлений, и применение через соответствующие органы мер по их
устранению;
5) восстановление чести, достоинства и прав граждан, которые
пострадали от незаконного задержания, ареста, привлечения к уголовной
ответственности.
В системе МВД Украины органы предварительного следствия в своей
деятельности придерживаются следующих принципов:
1) свои полномочия осуществляют независимо от какого бы то ни было
ведомственного или местного влияния;
2) предварительное следствие проводится на принципах справедливости,
гуманизма, равенства граждан перед законом, независимо от социального,
национального и расового происхождения, имущественного, служебного или
иного положения, вероисповедания и политических убеждений;
3) при расследовании уголовных дел органы предварительного следствия
взаимодействуют с другими службами министерства, государственными
учреждениями и общественными организациями, руководствуясь действующим
законодательством, а в отношениях с компетентными органами других
государств также международными договорами.
Структуру и штаты органов предварительного следствия составляют: -
Главное следственное управление МВД Украины возглавляет заместитель
министра, он же начальник Главного следственного управления, который имеет
первого заместителя, заместителей и помощников по работе с кадрами. В
Главном следственном управлении образованы управления, отделы и отделения,
возглавляемые начальниками и их заместителями. В их состав входят: старшие
следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам,
старшие следователи, помощники следователей, технический персонал.
С учетом задач, выполняемых Главным управлением, в нем образовано
организационно-методическое управление, управление по контролю и
организации расследования преступлений, совершенных организованными
группами, следственная часть (на правах управления) которая расследует
более сложные и многоэпизодные дела по тяжким и межрегиональным
преступлениям. Они имеют соответствующие подразделения и обеспечивают
выполнение функций, относящихся к компетенции Главного следственного
управления.
Следственное управление (отдел) имеет в своем составе организационно-
методический отдел (отделение) и следственную часть. С учетом штатной
численности и в зависимости от местных условий организационно-методический
отдел может иметь в своем составе отделения, группы по отдельным
направлениям служебной деятельности (учета, анализа, зонального и линейного
контроля, отраслевой специализации и т.д.) в таком количестве следственных
работников, которая бы обеспечивала надлежащее функционирование
следственного аппарата. Следственная часть, как правило, специализируется
на расследовании сложных дел о преступлениях в сфере экономики и
преступлениях по линии уголовного розыска, для чего создаются
соответствующие структурные подразделения.
Следственные управления (отделы) ГУМВД в Автономной Республике Крым,
УМВД областей, городов Киева и Севастополя, УМВДТ возглавляют заместители
начальников этих управлений, они же являются начальниками вышеупомянутых
следственных подразделений, которые имеют своих заместителей.
Следственные управления (отделы) имеют в своем составе
специализированные подразделения, а также следственные части (на правах
отделов, отделений), которые расследуют уголовные дела о преступлениях,
которые содержат повышенную общественную опасность и сложность.
На должности руководителей следственных подразделений органов
внутренних дел республики назначаются граждане Украины, которые имеют
высшее юридическое образование, необходимые профессиональные качества,
организационные способности и стаж следственной работы не менее трех лет.
Штатным расписанием Главного следственного управления МВД Украины,
следственных управлений (отделов) ГУМВД в Автономной Республике Крым, УМВД
областей, городов Киева и Севастополя, УМВДТ предусмотрены должности:
старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным
делам, старших следователей, следователей, помощников следователей, а
следственных отделов УВД городов, следственных отделений (групп)
горрайлинорганов - старших следователей, следователей, помощников
следователей.
На должности следователей назначаются граждане Украины, которые имеют
высшее юридическое образование, прошли стажировку и проявили при этом
профессиональное соответствие к следственной работе. И отвечают требованиям
изложенным в Положении о прохождении службы рядовым и начальствующим
составом ОВД.
Касаясь полномочий следователя, необходимо подчеркнуть, что они
определены УПК Украины (ст. 114) и Положением об органах предварительного
следствия МВД Украины.
При производстве предварительного следствия все решения о направлении
следствия и о производстве следственных действий, следователь принимает
самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено
получение санкции от прокурора и несет полную ответственность за их
законное и своевременное проведение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении
лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме
обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о
прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору
с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или
отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство
следствия по этому делу другому следователю.
Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания
поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и
требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных
следственных действий. Такие поручения и указания следователя являются для
органов дознания обязательными.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по
находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и
гражданами.
При производстве разных следственных действий следователь вправе
использовать звукозапись, стенографирование, фотографирование, киносъемку и
видеозапись.
При проведении предварительного следствия следователь имеет право
знакомиться с оперативно-розыскными и учетными материалами органов
дознания, поручать их руководителям организацию оперативно-розыскных мер,
исполнения отдельных процессуальных действий и иной необходимой работы с
целью выявления обстоятельств, которые имеют значения для дела. Поручения
даются следователем в письменной форме, которые являются обязательными для
органа дознания и подлежат исполнению в 10-дневный срок, который может быть
продлен следователем по представлению органа дознания.
В случае не исполнения поручений должностными лицами органа дознания в
установленный срок без уважительных причин, следователь имеет право
требовать от руководства органа дознания соответствующего реагирования
вплоть до привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.
По делам о преступлениях, совершенных установленными лицами,
проведение оперативно-розыскных действий органами дознания возможны лишь
при согласовании этих вопросов со следователем.
Следователь вправе через прессу, радио, телевидение, информировать
население об обстоятельствах совершенного преступления для привлечения
общественности к его раскрытию. Материалы уголовного дела. не могут быть
разглашены до окончания предварительного следствия без разрешения
следователя, в производстве которого находится дело.
В целях успешного разрешения задач, которые стоят перед следователем и
следственными подразделениями органов внутренних дел, в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством, следователи могут привлекать
отдельных граждан к выполнению обязанностей общественных помощников
следователей.
Список литературы
1. Конституция Украины.
2. Закон Украины «О судоустройстве Украины».
3. Закон Украины «Об органах судейского самоуправления».
4. Закон Украины «О статусе судей Украины».
5. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины».
6. Закон Украины «Об Арбитражном суде Украины».
7. Уголовный кодекс Украины.
8. А.М. Бандурка. Судебные и правоохранительные органы Украины. – Х.,
1999.
9. П.В. Шумський «Прокуратура України».- “Вен турі”, К., 1998.
10. Марочкін І.Е., Сибільова Н.В. та ін. Організація судових та
правоохоронних органів / Навчальний посібник. - X.: Нац. юр. акад. України,
1996.
11. О.М. Бандурка. Основи управління в органах внутрішніх справ:
теорія, досвід, шляхи удосконалення. - X., 1996.
-----------------------
[1] Ст. 101 УПК Украины.
[2] Ст. 56, 56', 57-60, 62, 63, пункты «а», «б» и «в» ст. 253
Уголовного кодекса Украины.
[3] Ст. 26,29, 50, 51, 52, 79 УПК Украины.
[4] Ст. 426,426,430,431 УПК Украины.
[5] См., например, ст. 425 УПК Украины.
[6] Ст. 426 УПК Украины.
[7] Ст.431 УПК Украины
[8] Ст. 102 УПК Украины.
[9] Ст. 112 УПК Украины.