Преступления против мира и безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества

Оглавление

Введение 2

Преступления против мира. 5

Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения

войны. 12

Преступления против человечества. 18

Заключение 21

Литература 23

Введение

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества»

впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом

вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими

международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные

агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его

существование или по крайней мере существование наций (народов).

Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший

понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые

в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным

участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-

правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам,

уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям.

Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ,

предусматривающей, что общепризнанные положения международного права,

международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это,

конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл

должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом

отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство

может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так

как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе

минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции

за международные преступления.

Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является

то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер:

соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых

обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих

преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут

ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78

УК).

Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработку

концепции уголовной ответственности за преступления против мира и

безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию.

В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях

войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании

главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин

сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их

основные группы (против мира, военные, против человечности)[1].

Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского

трибунала.

В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного

уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых

является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него

народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное

разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при

усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе

двух сходных терминов: "международные преступления" и "преступления

международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо

руководствоваться следующим:

. международные преступления - это деяния такого масштаба и такой

тяжести наступивших или возможных последствий, что они

представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо

народов, других значительных групп людей, входящих в его состав:

субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев

высшие представители государственной власти или лица,

действующие по их указаниям, либо в созданной государственной

властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия;

. преступления международного характера - это общеуголовные

преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких

государств и угрожающие не только внутренней безопасности и

правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным

отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей

опасности, например, преступлений международного характера,

связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и

оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба,

При котором делается возможной угроза безопасности человечества

в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не

поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с

ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие

или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как

преступлений против мира и безопасности человечества в

международно-правовых документах.

Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит

абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы

встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке

терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев

названные преступления представляют при их выходе на международный уровень

серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не

исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в

соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и

незаконным оборотом наркотиков.

Преступления против мира.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает,

вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный

составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава,

объективная сторона одного из которых состоит в

подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой

войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от

7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с

различием тяжести наступивших или возможных последствий.

Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов

-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как

вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а

о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава

ООН[2]. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета,

территориальной неприкосновенности, политической независимости другого

государства. Предполагается, что оценку действий государства как

развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет

Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.

Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно

не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.

Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой

статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.

Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток

незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной

территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не

влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу

защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая

оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких

государств.

Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил,

выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной

организации для миротворческих действий.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко

определена в ней.

Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным

преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей,

расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и

закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций,

перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и

технических средств; разработка планов управления оккупированными

территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения

агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что

нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов,

отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их

обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.

Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке

и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.

Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны

состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее

планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве

самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а

реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном

хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности,

прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в

частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных

позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о

приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке

сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.

Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.

353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных,

воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война,

вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты