Преступления против мира и безопасности человечества
Оглавление
Введение 2
Преступления против мира. 5
Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения
войны. 12
Преступления против человечества. 18
Заключение 21
Литература 23
Введение
Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества»
впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом
вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими
международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные
агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его
существование или по крайней мере существование наций (народов).
Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший
понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые
в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным
участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-
правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам,
уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям.
Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ,
предусматривающей, что общепризнанные положения международного права,
международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это,
конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл
должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом
отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство
может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так
как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе
минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции
за международные преступления.
Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является
то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер:
соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых
обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих
преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут
ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78
УК).
Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработку
концепции уголовной ответственности за преступления против мира и
безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию.
В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях
войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании
главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин
сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их
основные группы (против мира, военные, против человечности)[1].
Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского
трибунала.
В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного
уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых
является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него
народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное
разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при
усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе
двух сходных терминов: "международные преступления" и "преступления
международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо
руководствоваться следующим:
. международные преступления - это деяния такого масштаба и такой
тяжести наступивших или возможных последствий, что они
представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо
народов, других значительных групп людей, входящих в его состав:
субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев
высшие представители государственной власти или лица,
действующие по их указаниям, либо в созданной государственной
властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия;
. преступления международного характера - это общеуголовные
преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких
государств и угрожающие не только внутренней безопасности и
правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным
отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей
опасности, например, преступлений международного характера,
связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и
оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба,
При котором делается возможной угроза безопасности человечества
в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не
поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с
ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие
или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как
преступлений против мира и безопасности человечества в
международно-правовых документах.
Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит
абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы
встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке
терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев
названные преступления представляют при их выходе на международный уровень
серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не
исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в
соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и
незаконным оборотом наркотиков.
Преступления против мира.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает,
вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный
составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава,
объективная сторона одного из которых состоит в
подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой
войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от
7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с
различием тяжести наступивших или возможных последствий.
Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов
-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как
вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а
о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава
ООН[2]. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета,
территориальной неприкосновенности, политической независимости другого
государства. Предполагается, что оценку действий государства как
развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет
Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.
Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно
не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.
Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой
статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.
Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток
незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной
территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не
влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу
защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая
оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких
государств.
Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил,
выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной
организации для миротворческих действий.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко
определена в ней.
Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным
преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей,
расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и
закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций,
перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и
технических средств; разработка планов управления оккупированными
территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения
агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что
нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов,
отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их
обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.
Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке
и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.
Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны
состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее
планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве
самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а
реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном
хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности,
прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в
частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных
позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о
приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке
сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.
Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.
353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных,
воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война,
вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных