Преступления против мира и безопасности человечества

генерируя напряженность в этих отношениях.

Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двух условий. Одно

из них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а не

оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в

рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования и обучения

наемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника,

которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящему

международно-правовое определение, наемником признается лицо;

а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия,

или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту

территорию для выполнения официальных обязанностей;

б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие

в боевых действиях.

Ст. 359, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее не

только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой

вооруженный конфликт или военные действия, как

межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна.

Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или

иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в

боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом от

предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное

обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется

наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения;

единовременно или регулярно;. в денежной или иной форме и т.д.).

Использование в вооруженном конфликте или военных действиях

предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их

обслуживание связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные

частью 2 ст. 359 УК: использование служебного положения или в отношении

несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия

вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК. Наряду

с ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК)

ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном

конфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено с

момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого

вооруженного конфликта (военных действий).

Субъективная сторона всех форм наемничества

квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих

обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемого

лица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им

действиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самой

разнообразной от корысти до чувства патриотизма- Она влияет на

индивидуализацию ответственности и наказание.

Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет,

действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и

по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного часть 3 -

специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в

вооруженное формирование завербовавшей его стороны.

Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК),

является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) - особо

тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч.3 (участие завербованного

лица в боевых действиях) является тяжким преступлением.

Преступления против человечества.

В эту группу преступлений по УК входят геноцид (ст. 357 УК) и экоцид

(ст. 358 УК). Их непосредственным объектом являются общественные отношения,

обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или

религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия

непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий

для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к

исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на

разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий

населения, проживающего на данной территории.

Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иных

вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью

химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир

на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате

захоронения радиоактивных отходов в условиях заведомо влекущих отравление

ими природной среды.

Геноцид объявлен международным преступлением против

человечности резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о

предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по

объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда

здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное

изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях

ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное

уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Ранее уже упоминалось о двойном смысле понятия "нация". В данном

случае речь идет о народе или его части (территориальной, культурной,

исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному

или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к

нации (национальности) во втором смысле этого термина, то есть к

генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа - это

общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи,

разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Термин "религиозная

группа" не нуждается в расшифровке. Уголовный закон не выделяет специально

ответственность за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция

РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежности к такой

группе. По-видимому имеется ввиду, что понятие геноцида в отношении

национальной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимо

перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида

законодатель в соответствии с международно-правовым его

определением предусматривает и насильственное перечисление либо создание

таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение

членов соответствующей группы населения.

Преступление, предусмотренные ст. 357 УК с субъективной стороны

характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или

частичного уничтожения соответствующей группы населения,

Хотя преступление является оконченным с момента совершения

соответствующих действий, но в силу отнесения его к категории особо тяжких,

например, с тяжкими деяниями против личности, не является обязательной.

Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник,

достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из

религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против

личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности

организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей,

пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной

организации (преступного сообщества).

В связи с утверждениями в некоторых комментариях УК, что преступление

геноцид является оконченным с момента наступления указанных в законе

последствий подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и

ее реализацию. Закон предусматривает, например, ответственность за

насильственное переселение. Это деяние надо считать оконченным с момента

начала принудительных действий (погрузка и этапирование), а не после

вымирании переселенных лиц.

Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом

уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или

водных ресурсов, а также о совершении иных действий, способных вызвать

экологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особо

тяжких.

Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых

других действий военного, производственного, научного, социально

обслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, то

есть разрушения природной среды на значительной территории и превращения

условий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормального

существования животного и растительного мира.

Надо отметить, что характеристика объективной стороны экоцида имеются

некоторые внутренние противоречия. С одной стороны, прямо, прямо выделенные

в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, то

есть их характеристика носит материальный характер. Причем, по

определению массовое уничтожение, массовое отравление и т.д. - это и есть

экологическая катастрофа. Но с другой стороны, закон предусматривает и

возможность совершения иных действий лишь способных ее вызвать. По-

видимому, в этих случаях наступление экологической катастрофы требует

квалификации по совокупности деяний.

Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективная

сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на

специальную цель создания экологической катастрофы (например, при акте

терроризма, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. В

последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность

последствий, о которых говорит ст. 358 УК, но относится к ним безразлично.

Однако, признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных

формах вины ответственность должна наступать не за преступления против

человечества, а за соответствующее экологическое преступление.

Характеристика субъекта преступления сходна с субъектов геноцида. В

заключение отметим, что хотя преступление имеет международный

характер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется на

соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано в

международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективной

стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе с

загрязняющими воздействиями на окружающую среду. Норма об экоциде в УК 1996

г. не только является новой для отечественного законодательства, но в

определенном смысле - экспериментальной для международного уголовного

права.

Заключение

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в

соответствии с общепризнанными нормами международного права являются

преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирного

сосуществования народов и государств, непредсказуемым человеческим жертвам

и неоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирного

населения, в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению народно -

хозяйственных объектов, архитектурных памятников и культурных ценностей.

Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной

войны заключается в том, что такие действия формируют в обществе и

соответствующих структурах государственной власти социально -

психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению

войны, а следовательно, создают соответствующую поддержку лицам, занимающим

государственные должности государственной службы Российской Федерации и

компетентным принимать решения о начале ведения войны, при принятии ими

решений о развязывании агрессивной войны.

Общественная опасность производства и распространения оружия массового

поражения заключается в том, что в случаях межгосударственных или

внутринациональных конфликтов создается реальная возможность их

использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны,

обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей,

заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионе

конфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной среды

последствиям.

Общественная опасность действий, заключающихся в применении

запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны,

состоит в том, что при их применении не только попираются нормы

международного права, но главным образом причиняются неоправданные

страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению,

увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народно -

хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, утрачиваются

безвозвратно культурные ценности и архитектурные памятники как достижения

человеческой цивилизации.

Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате

совершения составляющих это преступление действий, полностью или частично

прекращает или может прекратить существование определенная национальная,

этническая, расовая или религиозная группа людей, характеризующаяся

самобытностью традиций, образа жизни и культуры, иными особенностями

жизнедеятельности. Это ведет или может привести к обеднению разнообразия

человеческого сообщества, подрывает основы международного правопорядка. Во

Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10

декабря 1948 г., провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь,

свободу и личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться

пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению

и наказанию, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на

признание его правосубъектности, что все люди равны перед законом и имеют

право, без всякого различия, на равную защиту закона. Опасность экоцида

заключается в том, что составляющие это преступление действия могут нанести

либо наносят огромный вред окружающей природной среде как естественной

основе обитания людей, устойчивого социально - экономического развития

страны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительного

мира.

Общественная опасность наемничества заключается в том, что

определенная часть людей в качестве источника средств к существованию

избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне

государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не

проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что

в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным

занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда

здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях,

уничтожение или разрушение народно - хозяйственных и иных объектов

конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и

имущества гражданского населения.

Литература

1. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав

преступления. - М.: Юридическая литература, 1974г.

2. Козаченко И.Я. Уголовная ответственность: мера и форма выражения. -

Свердловск: Свердловский государственный университет, 1987г.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации// под

редакцией Ю.И.Скуратова. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА,

1996г.

4. Наумов А.В. Уголовное право России. Общая часть. - М.: Издательство

БЕК, 1996 год.

-----------------------

[1] В настоящее время, как приняло, взамен термина "против

человечности" говорится "против человсчества". Этот оборот удачно

подчеркивает масштаб деяний, о которых идет речь, но получается, что все

преступления, предусмотренные настоящей главой, и одна из их групп

обозначаются одинаково. Надо поэтому каждый раз четко представлять себе,

используется ли он в широком (родовом) или узком (видовом) смысле.

[2]ст. 2 международно-правового документа ООН "определение агрессии",

1974 г.

[3] Оборот "законы и обычаи войны" является традиционным для международно-

правовых документов прошлых лет, связанных, в частности, с процессами над

главными военными преступниками. Поэтому он употребляется в том же смысле,

что "средства и методы ведения войны".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты