Преступления в сфере информационных и компьютерных технологий

Преступления в сфере информационных и компьютерных технологий

Нижегородский Государственный Университет.

Юридический Факультет.

Курсовая работа

По Уголовному праву РФ.

Тема: Преступления в сфере информационных и компьютерных технологий.

Выполнил:

Студент 3 курса группы ****

Юридического факультета

Lex

Научный руководитель:

(рецензент)

Нижний Новгород.

2002г.

Содержание.

Введение. 3

2.Компьютерная информация, как объект правовой защиты. 5

3. Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному

Российскому уголовному законодательству. 9

4. Анализ составов Компьютерных преступлений главы 28 УК РФ 13

4.1 Анализ статьи 272 УК РФ “ Неправомерный доступ к компьютерной

информации” 13

4.2 Анализ статьи 273 УК РФ “Создание, использование и распространение

вредоносных программ для ЭВМ” 17

4.3 Анализ статьи 274 У КРФ “Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы

ЭВМ или их сети. ” 20

5. Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными

преступлениями. 24

6. Заключение. 28

7. Список использованной литературы. 30

"По-настоящему безопасной можно считать

лишь систему, которая выключена, замурована

в бетонный корпус, заперта в

помещении

со свинцовыми стенами и охраняется

вооруженным караулом, - но и в этом случае

сомнения не оставляют меня".

Юджин Х. Спаффорд.

Эксперт по информационной безопасности

Введение.

"Информационная революция" застигла Россию в сложный экономический и

политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее

пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть

включены и становятся эффективными лишь тогда, когда общественные

отношения, подлежащие регулированию, достаточно стабилизировались.

Необходимость досрочной разработки юридических основ информационных

отношений привела к поспешному и не всегда корректному формированию ряда

базовых правовых понятий в этой области с их уточнением в каждом следующем

нормативном акте.

Сейчас, когда создан и принят ряд базовых нормативных актов в области

информационных отношений, наступило время для их применения на практике.

Однако на этом пути неизбежны пробы и ошибки, обычные для претворения в

жизнь решений, принятых с поспешностью. Важно, что терминологическая

неточность изложения закона или методологической рекомендации по его

исполнению может повлечь неправильное его применение, а следовательно, и

негативные последствия. И если такие ошибки, допущенные в области

хозяйственных отношений, могут быть тем или иным образом эффективно

исправлены, ошибки в области уголовно-репрессивной отражаются на

конституционных правах и свободах конкретных граждан и носят необратимый

характер.

В современных условиях трудно переоценить важность точно формализованного

представления о сущности и свойствах информации как феномене, над которым

осуществляются разнообразные, в том числе и криминальные действия в

информационной сфере. Для криминалистических задач раскрытия и

расследования преступлений важно иметь стройную систему представлений о

сути данного явления и проявляющихся в различных ситуациях его качествах.

Развитие и все более широкое распространение информационных и

телекоммуникационных технологий, обеспечивающих более эффективное

пользование информационными ресурсами, определило необходимость правовой

оценки ситуации и разработки организационно - правовых механизмов

пресечения общественно опасного поведения (или «криминальной деятельности»)

в данной области.

Формирование отечественного законодательного регулирования в области

информационных правоотношений прошло сложный путь. Признание обществом, а

вслед за ним и законодателем факта существования информационного ресурса

как реального объекта, имеющего материальное выражение, признание

информации в качестве объекта гражданских прав, установление возможности

признания права собственности физических и юридических лиц, государства на

информацию, информационные системы, технологии и средства их обеспечения

повлекло необходимость государственного реагирования в области уголовно-

правовых запретов.

Анализ норм действующего УК РФ показывает, что развитие законодательного

регулирования информационных правоотношений нашло в нем свое отражение, но

для правильного понимания и оценки ряда предусмотренных УК РФ действий в

качестве общественно опасных, необходимо привлечение норм всего

законодательства, регламентирующих эти действия как незаконные,

неправомерные.

Без ясного понимания норм, регулирующих информационные правоотношения,

правоохранительные органы не имеют возможности правильно определить круг

вопросов, подлежащих доказыванию, а затем и точно квалифицировать

выявленные случаи преступлений. Без такого понимания невозможно и создание

соответствующих методик расследования преступлений, совершенных в

информационной сфере в целом. Между тем, подобные методики расследования

криминальной деятельности являются крайне необходимыми в практике,

поскольку нередко данная разновидность деятельности является составной

частью иных преступлений.

Как следует из Особенной части УК РФ, информационные правоотношения в

целом получили в нем широкую уголовно-правовую защиту. Из этого следует,

что информационные отношения стали новым объектом, а информация - новым

предметом преступного посягательства. Противоправные действия, связанные с

использованием «компьютерных» и (или) «телекоммуникационных» инструментов -

лишь специализированная часть преступной деятельности в сфере информации,

направленной на нарушение прав и гарантий личности, юридических лиц и

государства.

По мере развития технологий электронных платежей, «безбумажного»

документооборота и других, серьёзный сбой локальных сетей может просто

парализовать работу целых корпораций и банков, что приводит к ощутимым

материальным потерям. Не случайно, что защита данных в компьютерных сетях

становится одной из самых острых проблем в современной информатике.

Необходимо также отметить, что отдельные сферы деятельности

(банковские и финансовые институты, информационные сети, системы

государственного управления, оборонные и специальные структуры) требуют

специальных мер безопасности данных и предъявляют повышенные требования к

надёжности функционирования информационных систем, в соответствии с

характером и важностью решаемых ими задач.

2.Компьютерная информация, как объект правовой защиты.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий а также

компьютеризация мирового сообщества вообще, вызвало острую необходимость

включения в правовую систему Российской Федерации юридических норм, которые

бы регулировали правоотношения возникающие в сфере сбора, обработки,

накопления (хранения) и передачи информации, а также использование

компьютерной техники, средств хранения информации (носителей информации) и

каналов связи (телекоммуникаций).

Непосредственно Российское информационное законодательство начало

формироваться с начала 90-х годов и включало в себя ряд основополагающих

законов:

Закон “О средствах массовой информации” (27.12.91 г. N 2124-I),

Закон “О Федеральных органах правительственной связи и информации” (от

19.02.92 N 4524-1)

Закон “О правовой охране топологий интегральных микросхем” (от 23.09.92 г.

N 3526-I),

Закон “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и

баз данных” (от 23.09.92 г. N 3523-I),

Закон “Об информации, информатизации и защите информации” (от 20.02.95 г. N

24-ФЗ),

Закон “Об участии в международном информационном обмене” (от 5.06.1996 г. N

85-ФЗ).

Закон "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз

данных" (см. Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2325) и 20 февраля 1995 (см. СЗ

РФ, 1995, N 8, ст. 609).

В данных законодательных актах были определены основные термины и понятия в

области компьютерной информации, регулировались вопросы ее распространения,

охраны авторских прав, имущественные и неимущественные отношения,

возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием

программного обеспечения и новых информационных технологий.

Также было осуществлено законодательное раскрытие понятий информационной

безопасности и международного информационного обмена.

Но в определенных случаях правоприменитель сталкивался с трудностями при

реализации правовых предписаний. В связи с этим анализ законодательства,

регулирующего информационные отношения, показал, что необходимо более

детальное исследование правового содержания и сущности понятий, которые

касаются одновременно и описания элементов информационных отношений и

отношений, регулируемых уголовным законом .[1]

Российское законодательство определяет информацию как "сведения о лицах,

предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их

предоставления".[2] Несмотря на кажущуюся простоту данного определения,

уяснение сущности понятия "информация" - дело непростое, поскольку это

понятие широко и не всегда однозначно используется и в законодательстве, и

в литературе, и в обиходной речи.

Например, в специализированном курсе "Информатика" утверждается, что

термины "сообщение" и "информация" - основные понятия информатики, однако

"содержание указанных понятий не может быть достигнуто с помощью

определения, так как последнее лишь сводило бы эти понятия к другим не

определенным основным понятиям"[3]

В "Толковом словаре по вычислительной технике и программированию" указано,

что информация - одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики

понятий[4].

Отметим, что использование означенного термина обычно предполагает

возникновение материально-энергетического сигнала, воспринимаемого сенсорно

или на приборном уровне. В таких случаях обычно информация превращается в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты