неформальной структуры ( на более низком уровне ) оказывает влияние
подростковый опыт участия в неформальной группе антисоциального или даже
преступного характера.
Неформальная структура в ПВ - это следствие невозможности реализовать
уставной порядок на пограничной заставе. Правонарушения в сфере
межличностных отношений заполняют все прорехи уставов. Физическое насилие
используется в трех случаях:
для поддержания порядка;
для удовлетворения личных претензий ;
как самоцель- доведенное до абсурда насилие применяется ради насилия.
Сложившаяся неформальная структура позволяет лидерам- правонарушителям:
втягивать в рассматриваемые криминальные проявления новое поколение
правонарушителей;
обезопасить себя посредством “круговой поруки” и насаждать свои порядки
через посредников-исполнителей.
Морально-психологический климат , насаждаемый лидерами-
правонарушителями, создает впечатление у новичка, что бороться невозможно.
Поэтому воспроизводство нового правонарушителя начинается с того момента,
когда новобранец покорился воле старослужащего.
- 18 -
Неформальные группы военнослужащих, которые в первую половину
службы образовывались для защиты от нападавших, во второй половине
превращаются в неформальные группы для нападения и насаждения “дедовских”
порядков. Следовательно, неформальной структуре не может противостоять даже
организованное сопротивление новобранцев.
Пятая группа факторов связана с формами участия военнослужащих в
правонарушениях. Это могут быть следующие формы: активного участия лично,
либо осуществление общего руководства и обязательный контроль за тем, чтобы
ни один не уклонился от армейских “традиций”; пассивного участия, которое
может быть в виде невмешательства или молчаливого одобрения.
Шестая группа факторов - посткриминогенная. Главной чертой юношей,
соприкасавшихся с противоправными посягательствами во время службы,
становится уверенность, что сильный всегда прав и что не стоит ждать, когда
тебя начнут унижать, а надо опередить события и унизить другого первым.
Седьмая группа факторов связана с мотивацией
правонарушений в сфере межличностных отношений во время военной службы.
Здесь необходимо отметить два принципиальных подхода. Первый состоит в
мести военнослужащих, переживших издевательства, на более позднем призыве.
В данном случае господствует стереотип: “Так поступали со мной, так и я
буду поступать с другими”. Второй подход состоит в “негативной армейской
традиции”. Здесь уместно вспомнить Вольтера : “Люди никогда не испытывают
угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем”. И конечно же нельзя
забывать, что случаи издевательств и глумлений над военнослужащими
существовали в армии всегда.
Таким образом, личности правонарушителя-военнослужащего ,
проходящего военную службу по призыву присущи следующие черты:
- это военнослужащий по призыву;
- как правило, на нем стоит клеймо “социального аутсайдера”;
- правонарушения совершаются им с помощью неформальной структуры, при
этом для него необязательно занятие в этой структуре определенной
социальной позиции;
- он обладает хорошим физическим развитием;
- имеет подростковый опыт насильственного, корыстного и анархического
поведения;
- у него наиболее криминогенный возраст ( 19-21 год) и несложившаяся
психика;
- 19 -
- он убежден в справедливости своих действий для “воспитания”
новобранца и поддержания армейских традиций;
- он возбудим, вспыльчив, агрессивен, т.е. принадлежит к холерическому
типу темперамента.
Исходя из этого предлагается следующее определение типа
личности правонарушителя, совершающего противоправные деяния в сфере
межличностных отношений - это военнослужащий срочной службы холерического
типа, с несложившейся психикой и наиболее криминогенным возрастом, хорошо
развитый физически, имеющий опыт подросткового агрессивно-анархического
поведения и клеймо социального аутсайдера.
Характерной особенностью лидера неформальной структуры
является не только опора на силу кулака, но и на согласие молчаливого
большинства. В то же время этим лидерам свойственна способность улавливать
общие настроения военнослужащих и даже жертвовать во имя этих настроений
своими собственными, т.е. : они не могут быть вольны ( в полном объеме ) в
выборе своих действий; всегда соблюдаются неформальные “законные правила” (
или создается видимость их соблюдения ).
Считаем целесообразным кратко остановиться и на личности преступников
из числа лиц, проходящих военную службу в пограничных войсках по
контракту ( офицеры, прапорщики ,мичманы и пр.).
Военнослужащие, проходящие службу по контракту составляют
основу Пограничных войск. От них зависит качественная охрана
государственной границы и совершение ими проступков, правонарушений или
преступлений представляет повышенную общественную опасность.
Этих лиц ( для краткости их представляется возможным
объединить одним термином - контрактники ) мы можем представить в трех
аспектах:
- как лица, непосредственно связанные с правонарушениями ( активные
сторонники, а подчас и участники неформальной структуры );
- как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с
ними ( пассивные участники );
- как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными
нарушениями .
Среди факторов, отражающихся на личности контрактника-
правонарушителя можно выделить следующие : социальные ( отсутствие в
военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности
служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на
себя), отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство и , в
заключении, социально-негативные установки, вынесенные
- 20 -
из военных училищ, службы по призыву; правовые ( наличие низкой
правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном
нарушении его норм ); психолого-педагогические ( о низкой психолого-
педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств
среди подчиненных ).
Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты:
возраст от 21 года и старше;
агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на
службе по призыву;
низкая общая и правовая культура;
отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки;
боязнь принятия ответственных личных решений;
существующая система “накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении
начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву;
отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского
статуса и боевых навыков;
распространенность бытового пьянства;
переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих
солдат.
Хотя рассматриваемая нами категория военнослужащих пограничных войск
сравнительно редко совершает преступные деяния, тем не менее в
повседневной практике с их стороны имеют место противоправные проявления,
нередко связанные с преступлениями , совершаемыми военнослужащими.
Еще раз важно подчеркнуть особую общественную опасность правонарушений
и преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими службу по
контракту, каждый факт которых требует своевременного, тщательного и
оперативного расследования со стороны соответствующих органов.
Тип личности военнослужащего, проходящего военную службу по
контракту в пограничных войсках - правонарушителя можно представить как
личность холерического типа, имеющая опыт агрессивно-насильственного
поведения и подвергшаяся воздействию негативных
факторов армейской ( в т.ч. пограничной ) и социальной
действительности.
Отдельному краткому обсуждению необходимо подвергнуть
- 21 -
“жертву правонарушения военнослужащего “*. Потерпевший от
правонарушений во время военной службы это, как правило :
военнослужащий по призыву;
более молодой по возрасту и более поздний по сроку призыва;
не заявляющий о преступных посягательствах;
готовый психологически к будущим издевательствам до своего прихода на
службу( считающий предстоящие издевательства и глумления традицией, через
которую обязан пройти каждый “настоящий” мужчина );
слабый в физическом отношении и не подготовленный ни к физическим, ни к
психологическим нагрузкам;
находящийся в процессе адаптации к армейским условиям ;
у которого отсутствует реальная возможность оказать правонарушителям
сопротивление.
Потерпевших военнослужащих можно условно разделить на : слабых и
малокоммуникабельных ; и лиц со строптивым характером.
Некоторыми военными психологами и практиками справедливо выделяется и
третья ( специфическая группа ) . К ней относят военнослужащих по
призыву, которые по ряду причин легко пережили первые трудности воинской
службы и за послушание и поддержание армейских “традиций” были привлечены
старослужащими к “воспитанию” молодых солдат.
Достаточно подробно рассмотрев вопросы причин и условий правонарушений
в пограничных войсках, личности военнослужащих-правонарушителей и их жертв
мы можем перейти к вопросам предупреждения преступлений (
правонарушений ) в пограничных войсках.
Для этого необходимо иметь общие представления о криминологическом
прогнозировании, которое, в свою очередь, является разновидностью
социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования.
.Криминологический прогноз - это вероятное суждение о будущем
состоянии ( уровне, структуре ) ее детерминант ( характеристик ) и
возможностей профилактики ( предупреждения ) через определенный ---
-------------------------------------------------------------------------
* Процесс превращения лица в жертву преступления называется
виктимизация ; повышенная способность человека в силу ряда физических и
духовных качеств при определенных объективных обстоятельствах становиться
жертвой противоправного посягательства называется виктимностью
- 22 -
период времени, включающее качественную и количественную оценку
предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.
Предвидеть развитие преступности чрезвычайно трудно. Прогноз
строится на исходных данных, которые находятся в статическом положении,
поэтому он не может учитывать всех факторов, влияющих на структуру и
динамику преступности. К числу таких факторов можно отнести:
. правовой. Военнослужащие не в состоянии предвосхитить изменения
законодательства , т.е. один и тот же проступок может быть сегодня
правонарушением, а завтра преступлением;
. социально-профилактический фактор. Общество в лице государственных
органов, в том числе и ФПС РФ , и общественных организаций ведет
постоянную борьбу с преступностью, используя в этой борьбе юридические,
организационные и воспитательные меры. Заранее предвидеть развитие этой
борьбы невозможно, тем более, что структурам государственных и
общественных организаций присуще свойство изменчивости;
. социальный фактор . На преступности отражаются объективные социальные
процессы, происходящие в обществе. Предвидеть и сами эти процессы, и
результаты, к которым они могут привести, с высокой степенью точности
довольно трудно. Особенно это касается современной общественно-
политической ситуации;
. фактор преступности . Преступность, даже взятая отдельно, как бы несет в
себе самой внутренние закономерности, определяющие ее состояние,
структуру и динамику;
. субъективный фактор. Не следует отвергать влияние руководителя , причем
самого разного уровня, на течение процессов, связанных с борьбой с
преступностью и окружающих ее фоновыми явлениями.
В отдельную группу криминологического прогноза следует выделить
прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым
понимается определение вероятности совершения в будущем преступления тем
или иным конкретным индивидом. Индивидуальный прогноз подразделяется на :
прогноз пост-преступного поведения лиц, совершивших преступление и прогноз
первичного преступного поведения. Следует признать, что в значительной
степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку строится на мнении
одного лица ( или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности
с индивидуумом ), в отношении которого он дается.
Прогноз правонарушений в сфере межличностных отношений определяется:
специфичностью контингента правонарушителей ( военнослужащие ) и
специфичностью объекта прогноза ( устойчивые и масштабные социально-
негативные криминальные проявления, что в
- 23 -
свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого
поведения - от преступления до правонарушения и различных фоновых элементов
).
Как показывает практика для прогностических оценок необходимо
учитывать:
- потребности, интересы и привычки военнослужащего;
- отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;
- поведение военнослужащего в быту;
- черты характера военнослужащего;
- возраст, образование, гражданскую профессию;
- условия воспитания;
- условия учебы;
- поведение в армии;
- условия службы и воспитания на пограничной заставе;
- конкретную криминогенную ситуацию.
Более результативный прогноз индивидуального преступного поведения
дается командирами. Это объясняется их близостью к солдатам.
Имея качественно подготовленный прогноз необходимо
принимать систему мер по борьбе с правонарушениями ( преступлениями ).
Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие меры и
специальные меры предупреждения преступлений.
Проблемы общих мер предупреждения правонарушений в армии, в том числе
и в пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной
обстановке и в целом лежат на поверхности.
Представляется, что следует обратить более пристальное
внимание на специальные меры предупреждения *:
1. Проводимая реконструкция Федеральной Пограничной службы должна
подразумевать :
- професионализацию пограничных войск ;
- переход на призыв в пограничные войска один раз в году;
- качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения
категорий военнослужащих ( как от внутриармейских факторов, так и от
внешних);
- решение проблемы формирования пограничных застав по национальному
признаку, в том числе казачьих застав ;
- законодательное регламентирование функциональных обязанностей
ФПС, в том числе и пограничных войск;
- развитие института офицеров - воспитателей.
Кроме того, от соответствующих руководителей необходима работа по
предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т.к.
от человека, не желающего служить в погранич
ных войсках, трудно ожидать серьезного отношения к своим обязанностям по
защите рубежей своей Родины.
В качестве предупредительной индивидуальной работы с
военнослужащими необходимо подробно изучать материалы личного дела
военнослужащего. Это в свою очередь позволит :
. учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего ;
. знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;
. быть в курсе его поведения в быту;
. более внимательно изучить черты характера военнослужащего;
. знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он
получил до его призыва;
. установить по необходимости жесткий контроль за бытовым пьянством и
употреблением наркотиков.
--------------------------------------------------------
* при этом соответствующим руководителям необходимо поставить этот
вопрос как научную проблему, выделить значительные материальные средства и
научные кадры для ее разрешения , проводить постоянную корректировку
промежуточных результатов и пр.
Командир никогда не должен забывать насколько важно для солдата первое
поощрение, которое является значительным событием в его жизни , а также и в
дальнейшем дифференцированно поощрять его за добросовестное отношение к
своим обязанностям.
И в заключении хотелось бы напомнить, что предупредительная работа по
борьбе с противоправными проявлениями в пограничных войсках должна носить
не разовый , от случая к случаю, а постоянный и целенаправленный
характер, использующий достижения социологии, педагогики, психологии,
психиатрии , криминологии и различных отраслей права