Причины и условия преступлений, совершаемых военнослужащими

неформальной структуры ( на более низком уровне ) оказывает влияние

подростковый опыт участия в неформальной группе антисоциального или даже

преступного характера.

Неформальная структура в ПВ - это следствие невозможности реализовать

уставной порядок на пограничной заставе. Правонарушения в сфере

межличностных отношений заполняют все прорехи уставов. Физическое насилие

используется в трех случаях:

для поддержания порядка;

для удовлетворения личных претензий ;

как самоцель- доведенное до абсурда насилие применяется ради насилия.

Сложившаяся неформальная структура позволяет лидерам- правонарушителям:

втягивать в рассматриваемые криминальные проявления новое поколение

правонарушителей;

обезопасить себя посредством “круговой поруки” и насаждать свои порядки

через посредников-исполнителей.

Морально-психологический климат , насаждаемый лидерами-

правонарушителями, создает впечатление у новичка, что бороться невозможно.

Поэтому воспроизводство нового правонарушителя начинается с того момента,

когда новобранец покорился воле старослужащего.

- 18 -

Неформальные группы военнослужащих, которые в первую половину

службы образовывались для защиты от нападавших, во второй половине

превращаются в неформальные группы для нападения и насаждения “дедовских”

порядков. Следовательно, неформальной структуре не может противостоять даже

организованное сопротивление новобранцев.

Пятая группа факторов связана с формами участия военнослужащих в

правонарушениях. Это могут быть следующие формы: активного участия лично,

либо осуществление общего руководства и обязательный контроль за тем, чтобы

ни один не уклонился от армейских “традиций”; пассивного участия, которое

может быть в виде невмешательства или молчаливого одобрения.

Шестая группа факторов - посткриминогенная. Главной чертой юношей,

соприкасавшихся с противоправными посягательствами во время службы,

становится уверенность, что сильный всегда прав и что не стоит ждать, когда

тебя начнут унижать, а надо опередить события и унизить другого первым.

Седьмая группа факторов связана с мотивацией

правонарушений в сфере межличностных отношений во время военной службы.

Здесь необходимо отметить два принципиальных подхода. Первый состоит в

мести военнослужащих, переживших издевательства, на более позднем призыве.

В данном случае господствует стереотип: “Так поступали со мной, так и я

буду поступать с другими”. Второй подход состоит в “негативной армейской

традиции”. Здесь уместно вспомнить Вольтера : “Люди никогда не испытывают

угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем”. И конечно же нельзя

забывать, что случаи издевательств и глумлений над военнослужащими

существовали в армии всегда.

Таким образом, личности правонарушителя-военнослужащего ,

проходящего военную службу по призыву присущи следующие черты:

- это военнослужащий по призыву;

- как правило, на нем стоит клеймо “социального аутсайдера”;

- правонарушения совершаются им с помощью неформальной структуры, при

этом для него необязательно занятие в этой структуре определенной

социальной позиции;

- он обладает хорошим физическим развитием;

- имеет подростковый опыт насильственного, корыстного и анархического

поведения;

- у него наиболее криминогенный возраст ( 19-21 год) и несложившаяся

психика;

- 19 -

- он убежден в справедливости своих действий для “воспитания”

новобранца и поддержания армейских традиций;

- он возбудим, вспыльчив, агрессивен, т.е. принадлежит к холерическому

типу темперамента.

Исходя из этого предлагается следующее определение типа

личности правонарушителя, совершающего противоправные деяния в сфере

межличностных отношений - это военнослужащий срочной службы холерического

типа, с несложившейся психикой и наиболее криминогенным возрастом, хорошо

развитый физически, имеющий опыт подросткового агрессивно-анархического

поведения и клеймо социального аутсайдера.

Характерной особенностью лидера неформальной структуры

является не только опора на силу кулака, но и на согласие молчаливого

большинства. В то же время этим лидерам свойственна способность улавливать

общие настроения военнослужащих и даже жертвовать во имя этих настроений

своими собственными, т.е. : они не могут быть вольны ( в полном объеме ) в

выборе своих действий; всегда соблюдаются неформальные “законные правила” (

или создается видимость их соблюдения ).

Считаем целесообразным кратко остановиться и на личности преступников

из числа лиц, проходящих военную службу в пограничных войсках по

контракту ( офицеры, прапорщики ,мичманы и пр.).

Военнослужащие, проходящие службу по контракту составляют

основу Пограничных войск. От них зависит качественная охрана

государственной границы и совершение ими проступков, правонарушений или

преступлений представляет повышенную общественную опасность.

Этих лиц ( для краткости их представляется возможным

объединить одним термином - контрактники ) мы можем представить в трех

аспектах:

- как лица, непосредственно связанные с правонарушениями ( активные

сторонники, а подчас и участники неформальной структуры );

- как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с

ними ( пассивные участники );

- как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными

нарушениями .

Среди факторов, отражающихся на личности контрактника-

правонарушителя можно выделить следующие : социальные ( отсутствие в

военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности

служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на

себя), отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство и , в

заключении, социально-негативные установки, вынесенные

- 20 -

из военных училищ, службы по призыву; правовые ( наличие низкой

правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном

нарушении его норм ); психолого-педагогические ( о низкой психолого-

педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств

среди подчиненных ).

Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты:

возраст от 21 года и старше;

агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на

службе по призыву;

низкая общая и правовая культура;

отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки;

боязнь принятия ответственных личных решений;

существующая система “накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении

начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву;

отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского

статуса и боевых навыков;

распространенность бытового пьянства;

переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих

солдат.

Хотя рассматриваемая нами категория военнослужащих пограничных войск

сравнительно редко совершает преступные деяния, тем не менее в

повседневной практике с их стороны имеют место противоправные проявления,

нередко связанные с преступлениями , совершаемыми военнослужащими.

Еще раз важно подчеркнуть особую общественную опасность правонарушений

и преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими службу по

контракту, каждый факт которых требует своевременного, тщательного и

оперативного расследования со стороны соответствующих органов.

Тип личности военнослужащего, проходящего военную службу по

контракту в пограничных войсках - правонарушителя можно представить как

личность холерического типа, имеющая опыт агрессивно-насильственного

поведения и подвергшаяся воздействию негативных

факторов армейской ( в т.ч. пограничной ) и социальной

действительности.

Отдельному краткому обсуждению необходимо подвергнуть

- 21 -

“жертву правонарушения военнослужащего “*. Потерпевший от

правонарушений во время военной службы это, как правило :

военнослужащий по призыву;

более молодой по возрасту и более поздний по сроку призыва;

не заявляющий о преступных посягательствах;

готовый психологически к будущим издевательствам до своего прихода на

службу( считающий предстоящие издевательства и глумления традицией, через

которую обязан пройти каждый “настоящий” мужчина );

слабый в физическом отношении и не подготовленный ни к физическим, ни к

психологическим нагрузкам;

находящийся в процессе адаптации к армейским условиям ;

у которого отсутствует реальная возможность оказать правонарушителям

сопротивление.

Потерпевших военнослужащих можно условно разделить на : слабых и

малокоммуникабельных ; и лиц со строптивым характером.

Некоторыми военными психологами и практиками справедливо выделяется и

третья ( специфическая группа ) . К ней относят военнослужащих по

призыву, которые по ряду причин легко пережили первые трудности воинской

службы и за послушание и поддержание армейских “традиций” были привлечены

старослужащими к “воспитанию” молодых солдат.

Достаточно подробно рассмотрев вопросы причин и условий правонарушений

в пограничных войсках, личности военнослужащих-правонарушителей и их жертв

мы можем перейти к вопросам предупреждения преступлений (

правонарушений ) в пограничных войсках.

Для этого необходимо иметь общие представления о криминологическом

прогнозировании, которое, в свою очередь, является разновидностью

социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования.

.Криминологический прогноз - это вероятное суждение о будущем

состоянии ( уровне, структуре ) ее детерминант ( характеристик ) и

возможностей профилактики ( предупреждения ) через определенный ---

-------------------------------------------------------------------------

* Процесс превращения лица в жертву преступления называется

виктимизация ; повышенная способность человека в силу ряда физических и

духовных качеств при определенных объективных обстоятельствах становиться

жертвой противоправного посягательства называется виктимностью

- 22 -

период времени, включающее качественную и количественную оценку

предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.

Предвидеть развитие преступности чрезвычайно трудно. Прогноз

строится на исходных данных, которые находятся в статическом положении,

поэтому он не может учитывать всех факторов, влияющих на структуру и

динамику преступности. К числу таких факторов можно отнести:

. правовой. Военнослужащие не в состоянии предвосхитить изменения

законодательства , т.е. один и тот же проступок может быть сегодня

правонарушением, а завтра преступлением;

. социально-профилактический фактор. Общество в лице государственных

органов, в том числе и ФПС РФ , и общественных организаций ведет

постоянную борьбу с преступностью, используя в этой борьбе юридические,

организационные и воспитательные меры. Заранее предвидеть развитие этой

борьбы невозможно, тем более, что структурам государственных и

общественных организаций присуще свойство изменчивости;

. социальный фактор . На преступности отражаются объективные социальные

процессы, происходящие в обществе. Предвидеть и сами эти процессы, и

результаты, к которым они могут привести, с высокой степенью точности

довольно трудно. Особенно это касается современной общественно-

политической ситуации;

. фактор преступности . Преступность, даже взятая отдельно, как бы несет в

себе самой внутренние закономерности, определяющие ее состояние,

структуру и динамику;

. субъективный фактор. Не следует отвергать влияние руководителя , причем

самого разного уровня, на течение процессов, связанных с борьбой с

преступностью и окружающих ее фоновыми явлениями.

В отдельную группу криминологического прогноза следует выделить

прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым

понимается определение вероятности совершения в будущем преступления тем

или иным конкретным индивидом. Индивидуальный прогноз подразделяется на :

прогноз пост-преступного поведения лиц, совершивших преступление и прогноз

первичного преступного поведения. Следует признать, что в значительной

степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку строится на мнении

одного лица ( или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности

с индивидуумом ), в отношении которого он дается.

Прогноз правонарушений в сфере межличностных отношений определяется:

специфичностью контингента правонарушителей ( военнослужащие ) и

специфичностью объекта прогноза ( устойчивые и масштабные социально-

негативные криминальные проявления, что в

- 23 -

свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого

поведения - от преступления до правонарушения и различных фоновых элементов

).

Как показывает практика для прогностических оценок необходимо

учитывать:

- потребности, интересы и привычки военнослужащего;

- отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;

- поведение военнослужащего в быту;

- черты характера военнослужащего;

- возраст, образование, гражданскую профессию;

- условия воспитания;

- условия учебы;

- поведение в армии;

- условия службы и воспитания на пограничной заставе;

- конкретную криминогенную ситуацию.

Более результативный прогноз индивидуального преступного поведения

дается командирами. Это объясняется их близостью к солдатам.

Имея качественно подготовленный прогноз необходимо

принимать систему мер по борьбе с правонарушениями ( преступлениями ).

Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие меры и

специальные меры предупреждения преступлений.

Проблемы общих мер предупреждения правонарушений в армии, в том числе

и в пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной

обстановке и в целом лежат на поверхности.

Представляется, что следует обратить более пристальное

внимание на специальные меры предупреждения *:

1. Проводимая реконструкция Федеральной Пограничной службы должна

подразумевать :

- професионализацию пограничных войск ;

- переход на призыв в пограничные войска один раз в году;

- качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения

категорий военнослужащих ( как от внутриармейских факторов, так и от

внешних);

- решение проблемы формирования пограничных застав по национальному

признаку, в том числе казачьих застав ;

- законодательное регламентирование функциональных обязанностей

ФПС, в том числе и пограничных войск;

- развитие института офицеров - воспитателей.

Кроме того, от соответствующих руководителей необходима работа по

предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т.к.

от человека, не желающего служить в погранич

ных войсках, трудно ожидать серьезного отношения к своим обязанностям по

защите рубежей своей Родины.

В качестве предупредительной индивидуальной работы с

военнослужащими необходимо подробно изучать материалы личного дела

военнослужащего. Это в свою очередь позволит :

. учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего ;

. знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;

. быть в курсе его поведения в быту;

. более внимательно изучить черты характера военнослужащего;

. знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он

получил до его призыва;

. установить по необходимости жесткий контроль за бытовым пьянством и

употреблением наркотиков.

--------------------------------------------------------

* при этом соответствующим руководителям необходимо поставить этот

вопрос как научную проблему, выделить значительные материальные средства и

научные кадры для ее разрешения , проводить постоянную корректировку

промежуточных результатов и пр.

Командир никогда не должен забывать насколько важно для солдата первое

поощрение, которое является значительным событием в его жизни , а также и в

дальнейшем дифференцированно поощрять его за добросовестное отношение к

своим обязанностям.

И в заключении хотелось бы напомнить, что предупредительная работа по

борьбе с противоправными проявлениями в пограничных войсках должна носить

не разовый , от случая к случаю, а постоянный и целенаправленный

характер, использующий достижения социологии, педагогики, психологии,

психиатрии , криминологии и различных отраслей права

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты