Прокуратура и отрасли прокурорского надзора

Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики

Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры

и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание

ведомственных нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а

также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми

работниками прокурорских органов.

Приказ Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет

стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в

определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности

органов прокуратуры.

Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего

характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.

Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-

либо действий прокурором и следователем.

Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает

порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий. В

Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической

отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п[2].

Генеральному прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие

прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности.

Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его

полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15

Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи

с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по

собственному желанию (ст. 13).

Республиканская прокуратура представляет собой центральное звено

системы органов прокуратуры. Во главе ее, как и во главе всех прокуратур,

стоит прокурор республики. В структуре республиканской прокуратуры выделяют

отделы и управления, возглавляемые начальниками, имеющими заместителей.

Отделы и управления включают прокуроров отделов и управлений.

Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г.

Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры,

соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит

управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных

органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для

исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и

подотчетны также нижестоящие прокуроры.

Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В

структуре областных прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые

начальниками и имеющие в штате соответствующих прокуроров.

Основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов,

районов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они

соответствующим прокурором, который имеет заместителя и помощников, функции

которых обычно распределяются по отраслям надзора.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут

назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию

входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность

внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении

штатного количества аппарата подчиненных прокуратур и о расстановке кадров.

При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре

могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию

совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают

наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного

обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и

указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих

прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться

отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля,

предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам

исполнения закона.

В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный

прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители

(по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных

прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и

заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный

состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению

соответствующего прокурора.

В структуре прокурорских органов можно также выделить следственный

аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из

старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным

делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а

также начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в

состав которых входят эти следователи.

Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к

ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по

важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений

и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и

приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших

следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях,

отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию

прокурора.

Прокурорский надзор и его отрасли

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями

прокурорского надзора». Все они закреплены в разделе III Закона о

прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.

Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за

исполнением закона органами власти и управления, предприятиями,

учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом

этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов

всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о

прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и

хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов

и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и

учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и

милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм

собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями,

другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и

гражданами.

Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не

вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий,

учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и

других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют

непосредственного прокурорского реагирования.

В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных

режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений

и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а

также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц

предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений,

других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может

назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам,

донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица

обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней

после их поступления, если иное не оговорено прокурором.

В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и

граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в

случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации

об источниках доходов.

В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка

законности административного задержания граждан и применения к ним мер

воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением

лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными

органами.

Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то

он (или его заместитель) вправе:

. опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия

должностных лиц.

. опротестовать в установленном порядке постановления по делам об

административных правонарушениях.

. вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона,

причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить

предписания об устранении нарушений закона.

. официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими

дальнейших нарушений закона.

. в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к

уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела,

ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют

требований законодательных актов.

. оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на

противоречащий закону правовой акт или оставление его без

рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и

законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц,

лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.

Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов

органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и

предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела

III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора

является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-

розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований

закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц

от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка

рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-

розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных

деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков

ведения расследования и содержания под стражей.

Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного

привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении

следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному

рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить

ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов

участников процесса и других граждан.

В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению

преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.

В процессе осуществления надзора прокурор имеет право:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты