Прокуратура и отрасли прокурорского надзора

проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении

заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.

требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы,

материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной

деятельности, дознания и предварительного следствия.

рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих

дознание и предварительное следствие.

отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые

проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав

следственных подразделений и органов дознания.

санкционировать взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста

на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и других

переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые

не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие

обвиняемого с должности.

увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в

качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.

возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.

лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а

также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном

объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому

работнику.

забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое

уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать

начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью

более полного и объективного расследования.

возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности,

приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения,

направлять уголовные дела в суд.

при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел,

государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания

проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений

закона.

Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания,

которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными

для исполнения.

Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по

данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и

другими законодательными актами Республики Беларусь.

Предметом следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону

судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и

других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам

об административных правонарушениях.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений,

прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом—обязан):

участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой

инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по

гражданским делам.

в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные,

кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам

суда (судьи).

направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по

гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по

вновь открывшимся обстоятельствам.

в пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел),

по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и

вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его

компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении

протеста.

отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения

протеста судом (судьей).

В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом

первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных

правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано

необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом

регулируются процессуальным законодательством.

В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он

руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями,

основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо,

проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве

обвинителя.

Прокурору или его заместителю (в том числе и тому, который

непосредственно участвовал в процессе) принадлежит право принесения в

вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Что

же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их

опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:

. Генеральному прокурору и его заместителям—на акт любого суда за

исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего

хозяйственного Суда РБ.

. Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним—на акты районных

(городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего

областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в

кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.

. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении

может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним

прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель

Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума

Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление

о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам

применения законов при рассмотрении вопроса.

Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением

законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при

исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых

судом.

Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется

законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения,

исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и

другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение

установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания

наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими

своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного

с лишением свободы.

При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время

посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых

лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто

незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных

учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству

ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае

необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию,

административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к

лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам

принудительного характера.

Проблема судебной защиты

протеста прокурора

Проблема судебной защиты протеста прокурора назрела довольно давно и

долгое время была предметом обсуждения многих юристов и прокурорских

работников. Еще при существовании СССР органы исполнительной власти нередко

отклоняли вполне обоснованные протесты прокурора на явные, вопиющие

нарушения закона. Не помогало даже обращение к Генеральному прокурору

СССР—вышестоящие министерства стойко защищали свои узковедомственные

интересы. Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре СССР протест прокурора в

порядке общего надзора на противоречащий закону акт какого-либо органа

обязан был быть рассмотрен этим органом, но это вовсе не означало, что он

должен был быть удовлетворен. Причем для его отклонения не надо было даже

придумывать веские формулировки: достаточно было любой немотивированной

отписки типа «протест рассмотрен и оставлен без удовлетворения».

Законом СССР от 11 июня 1991 г. «О рассмотрении судом обращения

прокурора о признании правового акта незаконным и о внесении дополнений в

Закон СССР «О прокуратуре СССР»» протест прокурора был взят под судебную

защиту и к ведению судов была отнесена еще одна категория гражданских дел.

Только суд мог признать протест законным и обоснованным или же отклонить.

С принятием этого закона резко уменьшилось число отклоненных протестов.

Но ликвидация СССР и парад суверенитетов развалили и союзное

законодательство. Протест прокурора в порядке общего надзора стал снова

выходить из-под судебной защиты. Однако Закон о прокуратуре РБ от 29 января

1993 г. установил, что прокурор или его заместитель имеют право оспаривать

в судах необоснованное отклонение протеста на правовой акт, который

противоречит закону, или оставление его без рассмотрения (п. 6 ст. 22). В

ст. 35 этого же закона указано, что «в случае нерассмотрения протеста в

установленный срок или его отклонения прокурор имеет право обратиться в суд

с заявлением об отмене акта, который противоречит закону». Казалось бы,

справедливость торжествует, сделан очередной шаг на пути к правовому

государству... Но 6 октября 1994 г. в Закон о прокуратуре были внесены

изменения, и п. 6 ст. 22 изложен в новой редакции: прокурор «предъявляет в

суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства,

предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а

в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования

негосударственных форм собственности и граждан—лишь в случаях, если они

лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы».

В новой редакции исчезли слова «оспаривает в судах необоснованное

отклонение протеста на правовой акт, который противоречит закону...».

Вместе с этими словами исчезли и определенные полномочия прокурора при

осуществлении общего надзора. Казалось бы, на самом деле прокурор не лишен

права представлять в суды заявления, а последние являются формой обращения

в суд по оспариванию протеста. Поэтому нет и оснований для беспокойства. Но

то, что получилось на самом деле, впору охарактеризовать расхожим афоризмом

В. С. Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

В подтверждение сказанного—пример из прокурорской практики[3].

Проверкой жалобы Т. было установлено, что он незаконно привлечен к

административной ответственности начальником ГАИ Ленинского РОВД г. Гродно.

Протест прокурора по этому поводу начальник ГАИ УВД отклонил. Суд, куда

прокурор обратился с заявлением на основании п. 6 ст. 22 и ст. 35 Закона о

прокуратуре, своим решением его требования удовлетворил, однако

председатель областного суда признал решение районного суда незаконным и

внес протест в президиум. Последний отменил состоявшееся решение и оставил

без рассмотрения заявление прокурора области, мотивировав это следующим

образом «...согласно п. 6 ст. 22 Закона о прокуратуре РБ прокурор

предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов

граждан в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои

интересы... Каких-то данных о том, что Т. лишен возможности самостоятельно

защитить свои интересы и в установленном порядке обжаловать действия

должностного лица в связи с наложением административного взыскания не

предоставлено. Ссылка прокурора на ст. 35 Закона РБ «О прокуратуре РБ», что

в случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд с заявлением

об отмене противоречащего закону акта, несостоятельна. Данный закон не

меняет установленного ст.ст. 224, 227 ГПК РБ порядка обжалования действий

органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий.

Заявления прокурора, поданные в соответствии со ст. 35 Закона о

прокуратуре, должны рассматриваться по правилам ст.ст. 227-227 ГПК РБ. Для

обжалования же административных взысканий установлен специальный порядок.»

Такие примеры неединичны, и они свидетельствуют, что проблема защиты

прокурорского протеста продолжает существовать.

В приведенном примере интересы гражданина и обязанности прокурора

совпали. Однако бывают и ситуации, когда они находятся в противоречии.

Например, начальник РОВД незаконно освободил гражданина от

административного взыскания за правонарушение. Конечно, защищать обратное и

требовать себе наказания гражданин не будет. Протест прокурора на решение

начальника РОВД вышестоящим должностным лицом отклонен. Что дальше? По

закону, надо обращаться в суд и требовать отмены незаконного акта. Но что

если суд сошлется на то, что гражданин в данной ситуации должен сам

защищать свои интересы и оставит заявление прокурора без рассмотрения?

Представляется, что для устранения подобных противоречий нужно исходить

из конституционных задач прокуратуры и Закона о прокуратуре, который

наделил прокурора специальными полномочиями при обнаружении нарушений

закона. Одно из них—опротестование незаконных актов и постановлений по

делам об административным правонарушениям, которые противоречат закону.

Сущность такого подхода видится не в защите интересов того или иного

субъекта хозяйствования или гражданина путем подачи заявления в суд, а в

защите самой законности и протеста как государственного правового средства

прокурорского надзора за законностью[4].

Заключение

Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От

его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового

государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не

основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается

прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность

регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре». В прокурорском

надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением

законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,

дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону

судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания

заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других

мер принудительного воздействия государства.

Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных

органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе.

Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе

правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и

трудной работой, привлекательной для всякого юриста.

Использованная литература

Конституция РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.

Закон РБ «О прокуратуре РБ» от 29 января 1993 г. с изменениями и

дополнениями от 6 октября 1994 г.

В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., 1998 г.

И. И. Мартинович «Наше правосудие», Мн., 1983 г.

В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора // Судовы веснік, 1995 г.,

№ 7

-----------------------

[1] См. Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с. 9-14

[2] См. там же, с. 44

[3] См. В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора //Судовы веснік,

1995 г., № 7

[4] См. там же

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты