Противодействие действиям работников милиции
Содержание
Содержание 1
Введение 2
Противодействие действиям милиции 3
Объект. 3
Субъект. 3
Субъективная сторона. 4
Объективная сторона. 4
Судебная практика 9
Недостатки практики рассмотрения данных дел судами. 12
Введение
Данная работа посвящена анализу достаточно "актуального" в наше время
преступления - применения насилия в отношении представителя власти.
Основная проблематика данного преступления – это труднодоказуемость
заведомости посягательства на представителя власти в связи с его
профессиональной деятельностью.
Также проблемой данного преступления является недостаточная
разработанность судебного рассмотрения данных дел.
Необходимо обратить внимание судов, что их деятельность по рассмотрению
дел о посягательствах на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции,
народных дружинников, а также военнослужащих в связи с исполнением ими
обязанностей по охране общественного порядка должна всемерно способствовать
усилению правовой защищенности работников милиции и иных лиц, участвующих в
борьбе с преступностью, воспитанию у граждан чувства ответственности за
неукоснительное соблюдение законов, непримиримости к нарушениям
общественного порядка[1].
Противодействие действиям милиции
Тема данной работы достаточно широка. В частности, в ее рамках можно
рассмотреть ст. 318 УК РФ.
Статья 318 звучит так: "Применение насилия, не опасного для жизни или
здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти
или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от
трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет".
Ч.2 данной статьи гласит, что применение насилия, опасного для
жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей
статьи, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Объект.
Общим объектом данного преступления являются все общественные
отношения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность индивида в обществе.
Родовым объектом являются отношения, обеспечивающие нормальную
деятельность органов государственной власти.
Родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие
установленный порядок управления.
Непосредственным объектом данного преступления признаются
общественные отношения, охраняющие безопасность жизни и деятельности
представителей власти.
Субъект.
Субъектом данного преступления выступает лицо, достигшее общего
возраста уголовной ответственности, вменяемое.
Субъективная сторона.
Преступление совершается с прямым умыслом, то есть виновный сознает и
желает наступления неблагоприятных последствий.
Объективная сторона.
Преступление совершается путем действия и выражается либо в
применении насилия различной степени тяжести, либо в угрозах применения
такого насилия.
Обязательным признаком объективной стороны данного преступления
является:
- посягательство производится на представителя власти;
- посягательство производится в связи с его деятельностью.
Представителем власти признается должностное лицо
правоохранительного или контролирующего органа, а также иное
должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в
служебной зависимости.
В частности, ярким представителем власти является работник милиции.
Необходимо отметить, что под исполнением должностных обязанностей
работниками милиции следует понимать несение ими постовой или патрульной
службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время
проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других
массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и
стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных
посягательств.[2]
Возможно, что вначале преступник оказывает сопротивление, которое
затем переходит в активные действия. Под оказанием сопротивления, которое
затем переходит в применение насилия, в отличие от злостного
неповиновения, которое преследуется в рамках административной
ответственности, следует понимать активное противодействие осуществлению
работником милиции полномочий, которыми они наделены в связи с исполнением
обязанностей по охране общественного порядка.
Сопротивление, сопряженное с насилием, предусмотренное ч.2 упомянутой
статьи УК, предполагает совершение действий, выразившихся в умышленном
нанесении ударов, побоев, телесных повреждений и т.п., при выполнении
работником милиции, народным дружинником или военнослужащим обязанностей по
охране общественного порядка.
Ответственность за это преступление могут нести не только лица, к
которым непосредственно обращено то или иное законное требование работника
милиции, но и иные лица, оказывающие активное противодействие мерам,
направленным на пресечение противоправных деяний, задержание и
конвоирование нарушителей общественного порядка. При этом указанные лица
должны нести ответственность не как пособники, а как исполнители
преступления.
Под угрозой применения насилия следует понимать действия или
высказывания виновного, выражающие реальное намерение применить насилие в
отношении работника.
Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или
покушение на убийство работника милиции или народного дружинника в связи с
их деятельностью по охране общественного порядка. Такие действия,
независимо от наступления преступного результата, следует квалифицировать
как оконченное преступление.
Существует точка зрения, что угроза убийством, неосторожное
причинение смерти, а равно причинение телесных повреждений при отсутствии
умысла на лишение жизни должны квалифицироваться не как посягательство на
жизнь работника милиции или народного дружинника, а, в зависимости от
обстоятельств, по статьям уголовного кодекса, предусматривающим
ответственность за другие преступления против порядка управления или за
преступления против личности либо по совокупности этих деяний[3].
Поскольку посягательство на жизнь работника милиции может по времени
не совпадать с выполнением потерпевшим обязанностей по охране общественного
порядка, суды должны в каждом случае выяснять мотивы содеянного, тщательно
проверять, имеется ли связь между исполнением потерпевшим этих обязанностей
и совершенным в отношении него преступлением.
Это в равной степени должно учитываться в случаях привлечения к
ответственности за оскорбление работников милиции, народных дружинников и
военнослужащих.
Назначая наказание лицам, совершившим посягательство на жизнь,
здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и
военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей по охране
общественного порядка, судам следует неукоснительно соблюдать принцип
индивидуализации наказания, учитывая при этом общественную опасность
совершенного преступления, его последствия, данные о личности виновного,
всю совокупность обстоятельств дела.
Необходимо исключить как случаи необоснованного лишения свободы лиц,
впервые совершивших преступление, положительно характеризующихся в быту и
на производстве, которые могут исправиться без изоляции от общества, так и
случаи назначения неоправданно мягких мер наказания лицам, ранее судимым и
вновь совершившим преступление при обстоятельствах, отягчающих
ответственность.
Необходимо обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел
данной категории они обязаны принять решение по предъявленному гражданскому
иску или решение о возмещении ущерба, причиненного преступлением работнику
милиции, народному дружиннику или военнослужащему.
При назначении судебного заседания суды должны выяснять, возмещался
ли работникам милиции или военнослужащим либо их семьям и иждивенцам ущерб
в соответствии с требованиями, содержащимися в Законах Российской Федерации
"О милиции" (ст.29), "О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации" (ст.43) и "О статусе военнослужащих" (ст.18), и в
случаях, предусмотренных законом, принимать меры к взысканию выплаченных
сумм с соответствующих лиц в исковом порядке либо по собственной .
Суды обязаны обеспечить тщательное, всестороннее и объективное
рассмотрение каждого дела. Поэтому должно быть установлено, действовали ли
работники милиции, народные дружинники или военнослужащие в соответствии со
своими полномочиями и с соблюдением установленного законом порядка. Если
поведение привлеченного к ответственности было реакцией на явно незаконные
действия лиц, охранявших общественный порядок, содеянное, при наличии к
тому оснований, может быть квалифицировано как преступление против
личности.
Ответственность за это преступление наступает при условии, если виновный
сознавал, что им совершается посягательство на жизнь, здоровье и
достоинство работника милиции либо народного дружинника при исполнении или
в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка. Это
в равной степени необходимо учитывать и по делам об оказании сопротивления
военнослужащим или оскорблении их. Ответственность УК наступает независимо
от того, находился ли работник милиции или народный дружинник на дежурстве
или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к
предотвращению нарушений общественного порядка или пресечению преступления.
При квалификации содеянного судам следует иметь в виду, что:
а) преступления, совершенные в отношении работника милиции на почве
личных взаимоотношений или конфликтов, надлежит рассматривать как
преступления против личности и квалифицировать по соответствующим статьям
уголовного кодекса;
б) если виновным совершен ряд непрерывных и взаимосвязанных действий,
Страницы: 1, 2