было принять Уголовный кодекс с поглощением уголовно-правовых
мер, предусмотренных проектом Федерального закона о борьбе с
организованной преступностью.
Считаю важным отметить, что факт хоть какого-то выхода
обоих проектов на нормы о борьбе с организованной преступностью
является движением в реалистическом направлении. В проекте
Федерального закона о борьбе с организованной преступностью есть
соответствующие положения, позволяющие рассматривать организованную
преступность на основе права.
Только в этом случае можно бороться с ней, только в этом
случае возможно ее более или менее статистическое отслеживание,
только в этом случае можно приблизиться к ее реальному пониманию и
осознанию.
6.Проблемы борьбы с организованной преступностью
В России утверждается власть преступников - идёт
криминализация власти. Чем же объяснить тот неоспоримый факт, что
мафия и бандиты устанавливают в России свою власть ? Согласна с
мнением профессора Ю Качановского, что причины не только в
некомпетентности и безответственности режима. Дело в том, что
власть преступников создаёт все условия для грабежа страны.
Черномырдин сделал "грозное" заявление:" В России сложилась чрезвычайная
ситуация с преступностью... Без крутых мер нам не обойтись". "Крутая
мера" № 1: места лишения свободы, колонии и тюрьмы месяцами не
финансируются. Так, в Хабаровском следственном изоляторе № 1 несколько
месяцев не платили зарплату. Были зафиксированы голодные обмороки
сотрудников тюрьмы. "Крутая мера" № 2: не финансируются учреждения
судебной экспертизы. Было заказное убийство банкира О.Кантора и его
охранника. Обнаруженные на месте преступления пистолеты неделями не
исследовались на отпечатки пальцев. Причина - нет резиновых
перчаток, глицерина, ваты - купить не на что... Как собирать
и закреплять доказательства? Недофинансирование колоний и тюрем ведёт
к тому, что хозяином там станет мафия.
Складывается впечатление, что борьба с преступностью (и не
только с организованной) нынешнюю власть особенно и не беспокоит.
Власти нужно, чтобы правоохранительная система прежде всего
работала на власть, боролась с той преступностью и преступлениями, на
которые указывает власть. Так было раньше. Такая же система существует
и сейчас.
Особенно следует сказать о просчётах - и существенных в
самой стратегии и тактике борьбы с преступностью. Во-первых,
недооценивалась и практически не реализовывалась последовательно такая
сторона борьбы с преступностью, как её общая организация. Во-вторых, в
настоящее время нет должной правовой основы борьбы с
организованной преступностью. В-третьих, предупреждение понималось
так, что оно может заменить правоохранительные меры. В-
четвёртых, само предупреждение на деле осуществлялось в виде
общих бесед, предостережений, без выявления причин и условий
преступления. Нельзя не сказать о том, что призывы к усилению борьбы
с преступностью ничем не подкреплялись в организационно-ресурсном
отношении."
Значительное место проблемам борьбы с
организованной преступностью отводится в Особенной части Уголовного
кодекса. Совершение преступлений организованной группой
признается обстоятельством, отягчающим наказание по 64 составам:
восемь составов по разделу "Преступления против личности",
двадцать три состава по разделу "Преступления в сфере
экономики", девятнадцать составов по разделу "Преступления против
общественной безопасности и общественного порядка" девять преступлений
по разделу "Преступления против государственной власти" и пять
преступлений по разделу " Преступления против военной службы".
На мой взгляд, правильной представляется позиция
Н.С.
Стручкова о том, что в сфере борьбы с преступностью
обсуждается преимущественно проблема гуманизма по отношению к
преступнику. А ведь так ставя вопрос, мы вырываем из системы принципов
уголовного права лишь один из них - гуманизм. Однако к уголовному
законодательству относятся и другие принципы: законность,
демократизм, неотвратимость ответственности, равенство граждан перед
законом, справедливость.
Если руководствоваться всеми названными принципами,
то обязательными условиями будут и заслуженная кара лица, признанного
судом виновным, и назначение такого наказания, какое он заслужил
с учетом тяжести деяния, опасности его личности, обстоятельств дела.
И, конечно, гуманное отношение к преступнику, оцениваемое сквозь
призму чувства общественной справедливости.
Борьба с организованной преступностью снижается также из-
за несовершенства уголовно-процессуального законодательства в части
сбора и оценки доказательств. В последние годы организованная
преступность всё чаще прибегает к запугиванию свидетелей и потерпевших,
расправе над ними. Между тем у правоохранительных органов отсутствуют
реальные правовые меры по защите жизни и здоровья этих участников
уголовного процесса. В то же время практика некоторых западных стран
(Франция, США) свидетельствует о необходимости введения правового
института защиты свидетелей, которым, например, могут быть изменены
фамилия, место жительства и так далее.
С учётом взаимообусловленности различных видов
преступной деятельности из сложного отработанного годами преступного
конвейера нельзя вырывать какое- либо звено и сосредотачивать
на нём усилия правоохранительных органов, необходим
комплексный подход к борьбе с организованной преступностью и не
только с помощью уголовно-правовых средств.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Обобщение специфических особенностей современных преступных
образований можно свести к следующим характеристикам.
1. В условиях рыночной экономики участники организованных
преступных групп в качестве своей базы широко используют как
государственные, так и частные предпринимательские структуры.
2. Значительно возросла вооруженность организованных
преступных
групп, совершающих общеуголовные преступления и преступления в
сфере экономики.
3. Существенно возросла жестокость при совершении преступлений.
4. В жестокости организованной преступности
проявляется
складывающаяся мораль и идеология преступных сообществ,
выраженная в круговой поруке участников организованных преступных групп.
5. В случае провала операции, оставшиеся на свободе
участники
организованных преступных групп воздвигают новых лидеров и
возобновляют преступную деятельность, а находящиеся в местах
заключения лидеры организованных преступных групп продолжают
деятельность по координации ОПГ.
6. Нередко участниками организованных преступных групп
являются
военнослужащие, представители органов внутренних дел и служб
безопасности.
7. Новым в деятельности организованной преступности
является
систематическое "подкармливание" коррумпированных должностных
лиц исполнительной власти.
Организованная преступность приобрела колоссальную
экономическую и даже политическую силу. Печальный опыт борьбы
с организованной преступностью во многих странах мира убеждает,
что сама организация преступного сообщества и руководство им
должны быть вовремя криминализированы.
Деятельность правоохранительных органов по борьбе
с
преступностью более мобильна, чем уголовное законодательство. Но
эти органы осуществляют свои функции лишь на основе законов.
Нормальное демократическое общество не может себе позволить бороться с
преступностью её методами, хотя это зачастую и эффективно. В
правовом государстве полиция (милиция) имеет свои законные
возможности, организационные, технические, интеллектуальные, для
эффективной борьбы.
В силу различных причин идёт реальный процесс
постепенного
"отставания" уголовно-правового контроля над преступностью от
её
качественно-количественных изменений. Человечество никогда не откажется
от уголовного наказания за совершение преступлений, но оно всё больше
осознаёт его ограниченные возможности и стратегическую
бесперспективность жестоких наказаний и казней в цивилизованном обществе.
Поэтому традиционные способы уголовно-правовой борьбы с преступностью
должны дополняться методами криминологического воздействия на среду и
личность. Это - единственный выход, и выход справедливый. Есть
достаточно свидетельств того, что противоправное поведение
формируется общественной средой. Поэтому общество не только обязано брать
на себя часть вины за совершаемые деяния, но и принимать необходимые
меры по очеловечиванию социализации людей. В России ныне множество
острых и первоочередных проблем, которые отодвигают вопрос о более
эффективном и комплексном контроле над преступностью на более
благоприятное будущее. Однако решение экономических и других
проблем общества стало невозможным в отрыве от борьбы с
преступностью, так как идёт активный процесс криминализации всех
общественных отношений. Поэтому борьба с ней стала необходимым
условием национального прогресса. В той мере, в какой государство не
может обеспечить безопасность своих граждан, своих завоеваний и своих
основных институтов, в той мере будет сдерживаться экономическое,
социальное и
культурное развитие страны. В борьбе с преступностью нельзя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10