предусматривалась довольно громоздкая лестница наказаний, расположенных в
порядке степеней исходя из сравнительной их тяжести. Наиболее тяжкими из
них были: лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на
Кавказ. Характерно, что лестница наказаний являла собой пример сословного
подхода к ее составлению. Он, в частности, проявлялся в том, что
представители высших сословий (дворяне, духовенство, почетные граждане и
некоторые другие) согласно Уложению освобождались от имевшихся в нем
телесных наказаний. Ст. 60 Уложения, кроме того, давала возможность замены
для дворян и чиновников кратковременный арест в тюрьме домашним арестом с
содержанием в помещении ведомства, где они служат.[10]
Уголовное уложение 1903 г. все наказания делило на главные,
дополнительные и заменяющие. К главным наказаниям относились: смертная
казнь, каторга без срока и от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и некоторые
другие. Дополнительными наказаниями являлись разного рода поражения в
правах: ограничение в праве избрания и перемены жительства; отобрание
имущества: денежное взыскание; опубликование приговоров; удаление от
должности; заключение в работном доме. Что касается заменяющих наказание,
были известны: замена одиночного заключения общим при недостатке в тюрьмах
одиночных камер: одиночного заключения в исправительном доме или в тюрьме
общим в случае удостоверенной опасности одиночного заключения для здоровья
заключенного; смертной казни и категории для лиц, достигших 70 лет –
ссылкой на поселение, а также и другие.[11]
Для начального периода послереволюционного уголовного права
характерен отказ от сложившейся системы наказаний и осуществление
правосудия на основе революционного правотворчества. Это привело к
расширению круга органов, применяющих уголовное наказание (народные,
окружные суды, революционные трибуналы и др.), а также к появлению
чрезвычайно обширного не предусмотренного законом перечня наказаний,
которые применялись на основании «революционной совести». Это перечень
включая в себя свыше тридцати видов наказаний: от предупреждения,
общественного порицания и выговора до высшей меры наказания –
расстрела.[12]
Впервые в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена
в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали
примерный перечень пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение
общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности,
лишение от должности, лишение свободы, расстрел и др.
В последующих кодифицированных нормативных актах (УК РСФСР 1922 г.,
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик
1958 г., УК РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик 1991 г.) система наказаний совершенствовалась,
освобождаясь от излишней громоздкости и классовой направленности
карательных мер.
Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала
коренных изменений, происходящий в государстве и обществе, следующую
систему наказаний:
- лишение свободы;
- ссылка;
- высылка;
- исправительные работы без лишения свободы;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью;
- штраф;
- общественное порицание;
- конфискация имущества;
- лишение воинских и других званий, а также орденов и медалей, почетных
званий и Почетных грамот.[13]
Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по
степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и лишение
званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому, по
существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и
предусмотренная этим УК высшая мера наказания – смертная казнь.
В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен
новый вид наказания – условное осуждение к лишению свободы с обязательным
привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого
наказания показала его недостаточную эффективность. Выявились также и
низкая эффективность таких видов наказаний, как высылка и ссылка. В связи с
этим названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.[14]
По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам
совершившим преступления, могут применяться:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать
определенную должность;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службы;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Правоприменительная практика органов правосудия по реализации
уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой
ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее
все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип
законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти
за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это
возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести»
оригинальное наказание.[15]
В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и
обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим
законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их
сравнительной тяжести.[16]
Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В
ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед
законом, вины, справедливости и гуманизма. В систему не включается такие
меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние
физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. Система
наказаний по новому российскому Уголовному праву не знает мучительных
калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых государств, в
частности, таких, например как телесные наказания, публичная смертная
казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение
такие виды наказаний, как, например, исправительные работы без лишения
свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других
государств.[17]
Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их
виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система
наказаний характеризуется следующими признаками:
- Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены
уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения,
сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию,
если она не предусмотрена уголовным законом. В соответствии с принципом –
nulla poena sine lege ни одно наказание не может определяться
произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть
указаны только в законе.
- Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя
правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и
не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или
порядок назначения тех или иных наказаний.
- Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке,
образуя собой «лестницу наказаний». Традиционно все наказания в уголовном
праве России располагались по принципу от более строгого к менее
строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от более
строгого к менее строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по
принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу
располагаются и в альтернативных санкциях норм Особенной части УК.
- Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это
означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет
собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве
этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.[18]
Все выше перечисленные принципы и признаки системы наказаний должны
базироваться на философском представлении и системе. В философской
литературе под системой принято понимать «Совокупность элементов, в
которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по
отношению к окружающим условиями к другим системам как единое целое». Если
оценивать с этих позиций установленный законом перечень видов наказания, то
следует признать, что лишь отчасти соответствует отмеченным выше признакам
системы. Подобно всем системам, система наказаний характеризуется не только
сложностью составляющих ее элементов и определенной целостностью, но и
устойчивостью элементов, связей и структурой.
Также с философской точки зрения система наказаний не является
абстрактной категорией взято не весь откуда (как например солнечная
система), а она является продуктом человеческой деятельности, которая
призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема «преступление-
наказание» существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась
до наших времен. До сих пор ученые всего мира стараются ее
усовершенствовать, тем самым решить проблему преступности, охватившую нашу
цивилизацию сетью беззакония.
Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в
более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно
сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом. Так,
например, нарушение трудового законодательства может повлечь применение и
уголовно-правовых санкций и санкций, предусмотренных кодексом законов о
труде, причем применение дисциплинарных санкций к правонарушителям, как
правило, приводят к распространению более опасных правонарушений и
необходимости применения наказания. Такая же взаимосвязь прослеживается в
сфере регулирования общественного порядка, где административные и уголовно-
правовые меры дополняют друг друга. Эта связь в системе правовых санкций
проявляется даже в одинаковых наказаниях различных правовых мер