ст. 291 УК РФ Дача взятки

ст. 291 УК РФ Дача взятки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО 4

1.1. История борьбы с взяточничеством 4

1.2. Борьба с взяточничеством и коррупцией. Сегодняшние успехи и неудачи.

8

II. ДАЧА ВЗЯТКИ И ЕЁ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 13

2.1. Дача взятки 13

2.2. Алгоритм доказывания предмета взятки 20

2.3. Классификация целей взяткодателей 21

2.4. Ответственность за взяточничество 24

III. ВИДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 29

3.1. Классификация взяток 29

3.2. Классификация способов приема-передачи взятки 32

3.3. Мотивы взяткополучателей 33

Заключение 35

Список используемых источников и литературы 38

ВВЕДЕНИЕ

"Бери, большой тут нет

науки;

Бери, что можно только взять.

На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать".

В. Капнист. "Ябеда" (1796 г.)

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции -

опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы

государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет

власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.

В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность

этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность

государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет,

дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной

справедливости.

Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они

достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими

преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных

средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным

приобретением оружия. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ

указывается, что особую опасность представляют случаи получения взяток

должностными лицами, действующих по предварительному сговору с

расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие

систему круговой поруки”.

Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает два

самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача

взятки (ст. 291 УК РФ).

Итак, вышеизложенное подводит нас к цели курсовой работы – рассмотреть

феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе

с этим злом.

Эта цель диктует и задачи:

Определиться с понятием взяточничества;

Дать характеристику даче и получению взяток;

Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с

взяточничеством;

Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной

борьбы с взяточничеством.

I. РАЗДЕЛ

1.1. История борьбы с взяточничеством

История взяточничества не уступает по древности известной нам истории

человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или

Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое

законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А

его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за

чрезмерность во взятках.

К временам Алексея Михайловича Романова относится практически

единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в

те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и

закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым

количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе

два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев и глава

Пушкарского приказа Траханиотов.

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с

ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в

коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А

потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала

Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась

немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников.

Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу

российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в

качестве "агента влияния") - двенадцать тысяч в той же валюте.

Есть документальные подтверждения того, что смена государственного

строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как

явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало

способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались

предшественники большевиков) в новой административной среде.

После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал

рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во

взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения,

узнавший об этом Председатель СНК В.И.Ленин настоял на пересмотре дела.

ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к

десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина

Д.И.Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о

строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с

предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей,

вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О

взяточничестве " от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым

актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество

(лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными

работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на

получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме

того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к

имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался

"к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество

подлежало конфискации.

История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с

самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется

несколькими интересными и важными чертами.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об

усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая

1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества,

что на 50 % больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных

групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем

министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров

в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и

сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о

взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах. Сообщается о наказании

руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за

попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

Практически неприкосновенны были высшие советские и партийные

сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из

высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и

злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков,

КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах

следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от

представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и других

драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

С коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно

представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся

были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие

коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования

системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против

конкурентов на рынке коррупционных услуг.

Последний шанс повлиять на положение дел в описываемой сфере

представился прежней власти в июле 1991 г., когда было принято

Постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с

преступностью в сфере экономики". Но, как ни странно о взяточничестве в нем

не было ни слова.

Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост

коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он

сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного

контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией,

а затем и падением уровня развития экономики, наконец - крахом СССР и

появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально

могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная

коррупция централизованного государства сменялась "федеративным"

устройством из множества коррумпированных систем.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом

обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и

в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом

коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и

имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и

некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

. стремительный переход к новой экономической системе, не

подкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;

. отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и

соответствующих культурных традиций;

. распад партийной системы контроля.

Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Так,

в 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных

служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты