которому органам дознания предоставлялось бы
право производить следственные действия по
установлению и закреплению следов преступления,
которые окажутся неотложными в конкретном деле,
т. к. нельзя заранее определить, какое действие
явится неотложным в том или ином случае.
Разумеется, речь идет о тех следственных
действиях, которые направлены на отыскание,
собирание, закрепление доказательств «по горячим
следам».
В целях обеспечения прокурорского надзора за
законностью орган дознания обязан немедленно
уведомить прокурора об обнаружении преступления
и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии
со ст. 121 УПК дознание в этой форме должно быть
закончено не позднее десяти суток со дня
возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок
не подлежит. Прокурор может дать указание о
направлении дела следователю и до истечения
десятидневного срока. Если орган дознания
выполнит неотложные следственные действия ранее
этого срока, он обязан немедленно направить дело
следователю, не ожидая указания прокурора или
истечения десятидневного срока.
После того как дело передано следователю,
орган дознания действует по нему в зависимости
от результата проведенного дознания. Если в ходе
дознания было обнаружено лицо, совершившее
преступление, орган дознания может производить
розыскные или следственные действия по делу
только по поручению следователя. Если лицо,
совершившее преступление, в ходе дознания
установить не представилось возможным, орган
дознания и после передачи дела следователю
обязан продолжать оперативно-розыскные
мероприятия для установления преступника,
уведомляя следователя об их результатах (ст. 119
УПК). Следственные же действия орган дознания
может производить во всех случаях только по
поручению следователя.
Орган дознания не вправе приостановить или
прекратить дело, по которому предварительное
следствие обязательно, так как его компетенция
по делам данной категории исчерпывается
производством неотложных следственных действий и
вынесением постановления о направлении дела
следователю (ст. 124 УПК).
Таким образом, дознание по делам, по которым
предварительное следствие обязательно, состоит:
в возбуждении уголовного дела и проведении
неотложных следственных действий, когда в этом
возникает необходимость, в целях установления и
закрепления следов преступления;
в выполнении поручений и указаний
следователя о производстве оперативно-розыскных
и следственных действий;
в оказании содействия следователю при
производстве им отдельных следственных действий.
Дознание по делам, по которым предварительное
следствие не обязательно
Это дознание состоит в полном расследовании
дела.
К расследуемым в форме дознания относятся
дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст.
126 УПК. По некоторым перечисленным в этой
статье преступлениям возможны в соответствии со
ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки
материалов или производство в порядке частного
обвинения.
В форме дознания расследуются, в частности,
дела о хулиганстве, предусмотреные ч. 2 ст. 206
УК, незаконных занятиях рыбным и другими водными
промыслами с отягчающими обстоятельствами,
предусмотренные ч. 2 ст. 163 УК, занятии
незаконной охотой с отягчающими обстоятельствами
(ч. 2 ст. 166 УК) и др., т. е. дела
расследование которых не представляет сложности.
В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по
делам, по которым предварительное следствие не
обязательно, орган дознания возбуждает дело и
принимает все предусмотренные уголовно-
процессуальным законом меры для установления
всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по
уголовному делу (ст. 68 УПК).
При производстве дознания по делам, по
которым предварительное следствие не
обязательно, орган дознания руководствуется
правилами, установленными для предварительного
следствия, за следующими исключениями:
1.Потерпевший, гражданский истец,
гражданский ответчик и их представители
извещаются об окончании дознания и направлении
дела прокурору, но материалы дела для
ознакомления им не предъявляются.
2.На органы дознания не распространяются
правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При
несогласии с указаниями прокурора орган дознания
вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не
приостанавливая выполнения этих указаний.
Задержание может быть применено только к
лицу, подозреваемому в совершении преступления,
за которое предусмотрено наказание в виде
лишения свободы (ст. 122 УПК).
Только орган дознания, следователь и
прокурор правомочны решить вопрос о задержании
лица (ст. 122, 127, 211 УПК).
Под основаниями задержания понимают
фактические данные, позволяющие подозревать лицо
в совершении преступления, а именно:
1) когда лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после его
совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и
потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на
совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде,
при нем ил в его жилище будут обнаружены явные
следы преступления.
При наличии «иных данных», дающих основание
подозре вать лицо в совершении преступления, оно
может быть задержано лишь в случаях, если
покушалось на побег, не имеет постоянного |
места жительства или не установлена личность
подозреваемого. Под «иными данными» следует
понимать доказательства, полученные в ходе
производства по делу и достаточные для
подозрения лица в совершении преступления. К
таким данным, например, относятся показания
свидетелей и потерпевших, не являющихся
очевидцами, о сходстве подозреваемого по
приметам с разыскиваемым преступником и т. п.
Поскольку иные данные менее определенны, чем
указанные в п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 122 УПК, закон
связывает допустимость задержания по ним с
наличием) определенных условий: покушением на
побег, отсутствием посто-И янного места
жительства, неустановлением личности
подозреваемого. Эти условия делают необходимым
производство задержания, т. к. придают ему
неотложный характер и усиливают степень
вероятности данных о причастности лица к
преступлению.
Закон говорит о праве органа дознания и
следователя задержать лицо, если есть
установленные законом условия и основания. Чтобы
право на задержание превратилось в обязанность,
налицо должны быть мотивы, обусловливающие его
необходимость в данном конкретном случае. Мотивы
задержания определяются теми целями, которые
преследует эта мера процессуального принуждения.
Положение о порядке кратковременного
задержания (ст. 1) называет в качестве целей
задержания выяснение причастности задержанного к
преступлению и разрешение вопроса о применении
меры пресечения в виде заключения под стражу.
Такими целями могут быть также
воспрепятствование подозреваемому продолжать
преступную деятельность, скрыться от следствия и
суда, помешать установлению истины.
Во всяком случае задержание должно быть
оформлено протоколом. В нем излагаются основания
и мотивы задержания, день и час, год и месяц,
место задержания, объяснения задержанного и
время составления протокола. Протокол
подписывается лицом, его составившим, и
задержанным (ст. 122 УПК).
Протокол задержания, составленный в милиции
или другом органе дознания, должен быть
утвержден начальником органа, так как закон
только его наделяет правом произвести
задержание.
Положение о порядке кратковременного
задержания предусматривает в качестве правового
основания задержания и помещения задержанного в
камеру для задержанных кроме протокола также
постановление следователя или органа дознания
(ст. 3, 6). Постановление о задержании
выносится, если основания к задержанию
выявляются в ходе расследования дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ
и ст. 47 УПК с момента объявления подозреваемому
протокола задержания, но не позднее 24 часов с
момента задержания, к участию в деле допускается
защитник.
Если при задержании необходимо произвести
личный обыск подозреваемого, его производство не
требует вынесения постановления и санкции
прокурора (ст. 172 УПК).
Срок задержания исчисляется с момента
доставления лица, подозреваемого в совершении
преступления, в орган дознания или к
следователю, поэтому важно, чтобы в протоколе
указывалось время доставления лица в орган
дознания или к следователю. Если задержание
производится на основании постановления органа
дознания или следователя, то срок задержания
исчисляется с момента фактического задержания
лица (ст. 3 Положения).
О всяком случае задержания лица орган
дознания или следователь обязаны в течение 24
часов сделать письменное сообщение прокурору, а
последний в течение 48 часов с момента получения
извещения обязан дать санкцию на заключение под
стражу либо освободить задержанного.
Следовательно, срок задержания не может
превышать 72 часов.
IV. Сроки предварительного следствия
Для быстрого и полного расследования и
обеспечения прав личности важное значение имеет
строгое соблюдение сроков, установленных как для
выполнения отдельных процессуальных действий,
так и для всего производства по делу.
В УПК установлены сроки задержания (ст.
122), заключения подозреваемого под стражу до
предъявления обвинения (ст. 90), предъявления
обвинения (ст. 148), допроса обвиняемого (ст.
150), применения меры пресечения в виде
содержания под стражей (ст. 97), принятия
прокурором решения по делу, поступившему к нему
с обвинительным заключением (ст. 124), и др.
Закон устанавливает начальный и конечный
срок предварительного следствия и порядок его
продления.
В соответствии со ст. 133 УПК