действий оказывается затруднительным и не может дать таких ре-
зультатов, которые могут быть получены при дополнительном
расследовании. Суд для избежания и предупреждения судебных
ошибок должен направлять дело на дополнительное расследование,
если требуется провести большую работу по отысканию, обнаруже-
нию и закреплению доказательств; требуется провести исследова-
ние новых доказательств, но это связано с выполнением большого
объема следственных действий, которые могут быть осуществлены
лишь в течении длительного времени; при необходимости получе-
ния новых данных, которые не могут быть положены в основу при-
говора прежде, чем они будут проверены органами следствия;
когда требуется проведение следственно-розыскных действий,
связанных с отысканием новых доказательств; требуется проведе-
ние следственных действий в другой местности или в таком объ-
еме, что их выполнение в суде не представляется возможным.+
Главное, чтобы при вынесении приговора у суда имелся оп-
ределенный минимум установленных и проверенных данных не вызы-
вающих никакого сомнения в виновности подсудимого. Если этого
нет, это приведет лишь к еще одной судебной ошибке.
______________________________________________________________
+ Кореневский Ю. Восполнение судом пробелов предварительного следствия
// Советская Юстиция. 1992. N3. c. 8-9.
2. Подбор кадров в судьи.
Одним из основных путей предупреждения судебных ошибок,по
моему мнению, является правильная кадровая политика. Судья не
только должен быть юристом-профессионалом, свободно ориентиру-
ющемся в нормах материального и процессуального права, хотя
эта задача первостепенной важности. Не менее важно, чтобы в
понимании любого гражданина процессуальное положение судьи ав-
томатически ассоциировалось бы с величавостью,властностью пол-
номочий, особым положением и недоступностью.
Это обусловливает определенные требования, которым должен
соответствовать судья. Естественно, что в процессе осуществле-
ния судебной деятельности формируются те качества, которые
профессионально необходимы судье; но это приходит с практикой,
т.е. по истечении определенного времени, а иногда в связи с
особенностью личности может совсем не произойти. Следователь-
но, на судебную работу должны приходить люди уже обладающими
рядом необходимых качеств.
В круг задач для профессионального отбора для судебной
работы должно входить: выявление общих и специальных способ-
ностей, динамика и развитие выявленных закономерностей; изуче-
ние личностных характеристик, способствующих успешному овладе-
нию деятельностью судьи; критерий анализ деятельности судьи с
описанием ее функций и основных показателей; разработка модели
личности с учетом необходимых требований к деятельности судьи;
коррекция профессионального развития судьи на различных эта-
пах: подготовки, подбора, расстановки, адаптации к деятельнос-
ти, совершенствование профессионализма.
Вышеперечисленные задачи решаются путем использования со-
циометрического метода, экспертных оценок,метода наблюдения,
индивидуальных бесед, социологических опросов судей, а также
специально разработанная методика экспертных оценок судебной
деятельности, в основу которой легли такие необходимые судье
качества, как: честность, принципиальность, независимость,
эрудиция, объективность, справедливость, выразительность уст-
ной и письменной речи и др. Что касается последнего качества,
то им должны обладать все профессиональные участники судебного
процесса, но судья - в первую очередь, т.к. он представляет
правосудие и его речь должна соответствовать тому высокому по-
ложению, которое он занимает как представитель государствен-
ной власти. "Составляя процессуальные акты, - считает Н.Иваки-
на, - юрист должен помнить, что грамотно оформленные предложе-
ния, правильно сформулированная мысль способствует повышению
культуры судебного процесса".+
По мнению психологов, в судебной деятельности можно выде-
лить пять стилей поведения: авторитарный, демонстративный, ли-
дирующий, конструктивный и ригидный. Практика выработала пять
групп требований,предъявляемых к индивидуально-психологическим
особенностям судей: качества, способствующие развитию коммуни-
кативных способностей; интеллектуальные; нравственные; адми-
нистративные; позволяющие проводить объективную самооценку.
Н.В.Кузнецова приводит перечень противопоказаний для ус-
пешной деятельности судей: "низкие показатели интеллектуальных
способностей; чрезмерная, постоянная озабоченность состоянием
своего физического здоровья; тревожность личности, склонность
______________________________________________________________
+ Ивакина Н. Сложные предложения в процессуальных актах
// Советская Юстиция. 1990/ N24. c. 24.
- 45 -
к беспокойству, волнениям; низкий уровень эмоциональной устой-
чивости; сочетание импульсивности, эгоцентризма, эмоциональной
незрелости, стремление к доминированию".+
В.Байдуков считает, что необходимо использовать достиже-
ние социальной психологии при отборе судебных кадров. " Для
этих целей можно и нужно ввести в штат отделов юстиции долж-
ность консультанта-психолога, который наделялся бы правом да-
вать соответствующие рекомендации при подборе кадров в судеб-
ные органы, при передвижениях кадров, а также мог бы участво-
вать в разрешении различных межличностных конфликтных ситуаций
и т.д. Такой подход в подборе судебных кадров позволит умень-
шить вероятность кадровых ошибок, что повысит качество работы
судебных органов, уменьшит материальные потери, связанные с
этими ошибками, повысит авторитет суда."?
В заключении хотелось бы выделить два основных заключения
в кадровой политике: "для поднятия авторитета судьи важно
знать не только круг его профессиональных обязанностей, но и
комплекс необходимых личностных свойств, обусловленный этими
обязанностями. Для этого нужно изменить сложившуюся систему
аттестации, превратившуюся в формальную процедуру, путем вве-
дения системы психологического тестирования в специально соз-
данных социолого-психологических центрах", кроме того, "нужда-
ется в реформировании и существующая система повышения квали-
фикации кадров. Набирающая силу тенденция разрушения старой
______________________________________________________________
+ Кузнецова Н.В. А судьи кто? // Государство и право.
1994. N8-9.c.133-234.
? Байдуков В. Помощь психолога в подборе кадров юстиции
// Советская Юстиция. 1990. N22. c. 22.
системы повышения квалификации работников юстиции и судов и
отсутствие программы по созданию новой, отвечающей требованиям
времени системы непосредственно сказываются на падении присти-
жа и авторитета работников Министерства юстиции".+
Все это приведет к снижению количества судебных ошибок в
работе суда.
______________________________________________________________
+ Кузнецова Н.В. А судьи кто? // Государство и право.
1994. N8-9/ c. 134-135.
3. Деятельность вышестоящих судебных инстанций.
В настоящее время самым распространенным путем устране-
ния судебных ошибок, допущенных судьями первой инстанции, яв-
ляется деятельность вышестоящих судов по пересмотру дел в кас-
сационном и надзорном порядке.
Но и здесь есть свои проблемы. "Мы исходим из презумп-
ции, что судьи вышестоящих судов более высококвалифицированные
правоприменители и из другого мы исходить не можем. Но мы
упускаем из виду, что, во-первых, это не всегда соответствует
действительности, а, во-вторых, что самое главное, решение в
кассационных и надзорных инстанциях принимается в принципиаль-
но других условиях, нежели решение, принимаемое в суде первой
инстанции, в условиях гласности, непосредственности, устнос-
ти".+
Например, можно ли считать судебной ошибкой отмененный
вышестоящим судом приговор (ст. 342 УПК РСФСР), если судья
первой инстанции считает, что он поступил по закону, по совес-
ти, по справедливости. Где гарантии, что его внутренние убеж-
дения совпадут с мнением судьи вышестоящей инстанции как по
вопросу доказанности обстоятельств дела, так и по вопросу пра-
вильного понимания закона, допускающего в силу своей неопреде-
ленности различное толкование, не говоря уже о назначении той
или иной меры наказания.
Как показывает изучение судебной практики, недостатки в
работе вышестоящих судов связаны как с организационными труд-
______________________________________________________________
+ Алексеева Л. Суть проблемы // Советская Юстиция. 1990.
N7. c. 6.
ностями, так и с принятыми стереотипами оценки качества дея-
тельности вышестоящих судов, которая тем выше, чем стабильнее
приговоры нижестоящих судов. Это приводит к тому, что вышесто-
ящие суды не стремятся выявить все допущенные по делу наруше-
ния закона,отменить или изменить незаконный приговор и судеб-
ная ошибка остается неисправной.
4. Повышение ответственности за допущенные судебные ошибки.
А.Сухарев, соглашаясь с тем, что "судебная деятельность
сложна и принять безошибочное решение по каждому делу задача
архитрудная", но когда "имеют место такого рода "проколы", иг-
норируются жалобы на произвол следствия, это уже не просто ха-
латность, а, думается, преступление против правосудия со всеми
вытекающими отсюда последствиями, и каждый подобный случай
должен рассматриваться, как чрезвычайный, влечь применение са-
мых строгих мер".
Действительно, за халатность, повлекшую причинение ущерба
имуществу, предусмотрена уголовная ответственность, а за явный
судебный судебный брак с тяжкими, подчас непоправимыми пос-
ледствиями для человека, не говоря уже о таких "пустяках", как
нарушение уголовно-процессуального законодательства, в лучшем
случае предусматривается дисциплинарная ответственность, а при
особо тяжких нарушениях закона - отстранение от должности. За
1995 г. по всей стране таких случаев насчитывается 55.
Но с другой стороны, если судья, вынося приговор, в кото-
ром допустил ошибку, уверен в его законности, мотивированности
и справедливости, можно ли применять какое-либо взыскание? Ра-
зумеется, нет. Но и оставить за судьей право на все ошибки,
кроме тех, за которые наступает уголовная ответственность, то-
же нельзя.
Необходимо найти критерий, который бы разграничивал эти
две точки зрения.Этот критерий - профессионализм. Если судеб-
ная ошибка допущена судьей в следствии незнания норм матери-
ального или процессуального права, невнимательности к обстоя-
тельствам дела, боязни испортить свой послужной список, неже-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8